М.Ф. Пахомкина |
|||||||||||||||||||
2005 г. |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
||||||||||||||||||
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
М.Ф. ПахомкинаФИЛОСОФИЯЗадачи, упражнения, тесты, творческие заданияЧАСТЬ ВТОРАЯОсновные проблемы философии ХХ-ХХI вековТема. ОБЩЕСТВО: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ I. Интеллектуальная разминка 1. Обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей. 2. Перечислите дисциплины, предметом изучения которых является общество. 3. Выделите принципиальное отличие предмета социальной философии. 4. Автором первого социально-политического трактата называют _______. 5. К категориям социальной философии следует отнести _______. 6. Когда и кто ввел в научный оборот понятие «социология»? 7. Концепцию «идеального государства» впервые сформулировал (в своей работе) «_________». 8. Трактат Аврелия Августина, ставший своего рода эталоном последующих различных построений философии истории. 9. Основная мысль, высказанная здесь средневековым философом: «всемирная история есть результат _________». 10. Такая позиция называется _________. 11. Из русских мыслителей ее придерживался автор «Философических писем» ________. 12. Проблемам политической жизни Европы, личности правителя посвящена книга «Государь», автором которой является ________ . 13. Раздел философии, изучающий особенности социальной формы существования индивидов, социальное бытие в наиболее общих, предельных понятиях и категориях. 14. Произведение «Левиафан», анализирующее происхождение, сущность, предназначение государства, принадлежит перу _________. 15. Первичной, базовой структурой, обеспечивающей целостность общества, с точки зрения марксизма, выступает ________. 16. Объективная расчлененность общества на социальные группы (классы, страты и др.) составляет ________. 17. Основой концепции социального и единицей социального анализа М. Вебер считал _________. 18. Деление общества на классы, слои, прослойки в иерархическом порядке называется _________. 19. Процесс развития общества в его конкретности и многообразии. 20. Устойчивые социальные образования, целью которых выступает упорядочение социальных агентов посредством установления норм и правил поведения. 21. Совокупность идей, взглядов, чувств, теорий, характерных для данной эпохи. 22. Понятие социологии и социальной философии, посредством которого обозначается неравномерное распределение материальных благ, властных функций и социального престижа между индивидами и социальными группами в современном обществе. 23. Идея цивилизации как доминанты исторического процесса была выдвигалась русским историком и мыслителем _______. 24. Идеалистическая концепция истории, соединяющая линейное видение исторического процесса с повторяемостью, представленная как развитие эпох в виде спирали, была изложена ______. 25. Идеи теорий конвергенции, постиндустриального общества высказаны американским ученым и политиком ________.
II. Задачи, упражнения, комментарии 1. Уже в античном обществе предпринимались попытки типологизации форм политического устройства общества: монархия, аристократия, тирания, демократия.
· Кратко охарактеризуйте каждую из них. · Почему современный мир склоняется к убеждению, что именно демократия больше, чем какой-либо другой тип государства годится для политического устройства? · В чем, по-вашему, преимущества и ущербность демократии, если таковая есть?
2. Французский философ Франсуа Ларошфуко (1613-1680) писал: «Миром правят судьба и прихоть». · Что такое «судьба», «прихоть»? Обозначьте их философской категорией · Какие мировоззренческие установки отражает признание их первенствования? Приведите примеры. · Можно ли считать этот афоризм исчерпывающим или что-то еще правит миром? Ответ аргументируйте.
3. Автор учебного пособия В. С. Барулин в одном из параграфов своей книги «Социальная философия» пишет, что «XIX век - время конструирования социальной философии, ее предметное самоопределение». И решительный шаг в этом был сделан усилиями четырех великих философов: Г. Гегелем, К. Марксом, О. Контом, Г. Спенсером. · Что значит «предметное самоопределение философии»? · Что нового в развитие социальной философии вносит каждый из перечисленных мыслителей? · Чем принципиально их взгляды отличаются от предшествующих философских взглядов на общество?
4. Ш. Монтескье (1689-1755) утверждал: «Не Полтава погубила шведского короля Карла XII, он все равно погиб бы, если бы не в этом, так в другом месте. Случайности фортуны можно легко исправить, но нельзя отразить события, постоянно порождаемые природой вещей». · Что такое «случайности фортуны»? · Что имеет в виду Ш. Монтескье, говоря о «природе вещей»? · Какая (по сравнению с заданием 2) мировоззренческая установка здесь зафиксирована? · Как, на самом деле, осуществляется исторический процесс?
5. Прокомментируйте следующую оценку К. Поппера: «Платон был одним из первых социальных философов и до сих пор, без сомнения, остается самым влиятельным из них».
III. Заполните таблицы 1. Социальная философия и социология. Определите, к характеристикам какой науки относятся следующие высказывания.
2. Общество как целостность: единство сфер общественной жизни
3. Концепции исторического процесса. Распределите в три группы имена мыслителей, понимавших по-разному исторический процесс и его суть: Кондорсе, Маркс, Гегель, Тойнби, Тюрго, Платон, Аристотель, Конт, Ленин, Данилевский, Шпенглер, Вико.
IV. Тематика творческих заданий 1. Социальная философия: особенности становления, современное состояние. 2. Развитие общества: различные подходы (формационный, цивилизационный, культурологический). 3. Различная интерпретация смысла истории в современной философии (Р. Арон, К. Ясперс, Ф. Фукуяма и др.) 4. Проблема ненасилия в современной социальной философии. 5. Социальная стратификация: стратификационный хаос и новые поведенческие модели.
V. Тесты 1. Основателями социологической науки считают … А) Гегеля; Б) Конта; В) Спенсера; Г) Ницше.
2. «Общественное сознание определяется общественным бытием» - основной принцип философии … А) Экзистенциализма; Б) Феноменологии; В) Марксизма; Г) Неотомизма.
3. Соотнесите: Социально-философская Автор концепция А) Общественного договора; 1) П. Сорокин; Б) Общественно-экономиче- ких формаций; 2) Т. Гоббс; В) Социальной мобильности; 3) К. Маркс; Г) Цивилизационная. 4) Н. Данилевский.
4. Взглядам Гегеля характерно понимание общества как развивающегося … А) Линейно; Б) По спирали; В) В виде круговорота.
5. Автором терминов «постиндустриальное общество», «информационное общество» был … А) Т. Парсонс; Б) Р. Парк; В). Д. Белл; Г) Г. Беккер.
6. Произведение «Государство и революция» написал … А) Макиавелли; Б) Платон; В) Ленин; Г) Сорокин.
7. Укажите волюнтаристическое понимание истории: А) Историческое движение определяется активностью, свободой выбора субъекта; Б) В истории нет ни грана свободы; то, что известно нам, мы называем необходимостью; В) Законы общественного развития объективны, необходимы, однако они реализуются через сознательную деятельность людей.
8. Формами общественного сознания являются … А) Свобода; Б) Религия; В) Философия; Г) Мораль; Д) Отчуждение; Е) Право.
9. Соотнесите: Философ Фундаментальная категория его философии А) П. Сорокин; 1) Общественно-экономическая формация; Б) К. Маркс; 2) Суперсистема; В) Д. Тойнби; 3) Культурно-исторический тип; Г) Н. Данилевский. 4) Цивилизация.
10. Объективным критерием общественного прогресса с точки зрения формационной теории является … А) Состояние морали; Б) Способ производства материальных благ; В) Состояние религии; Г) Уровень демократизации в государстве.
Дополнительная литература 1. Барулин В. С. Социальная философия / В. С. Барулин. Учебное пособие. – М., 2002. 2. Бляхер Л. Е. Человек в зеркале социального хаоса / Л. Е. Бляхер. – Хабаровск, 1997. 3. Гречко П. К. Концептуальные модели общества / П. К. Гречко. – М., 1995. 4. Крапивенский С.Э. Социальная философия. Учебник / С. Э. Крапивенский. – Волгоград. 1996. 5. Момджян К. Х. Введение в социальную философию / К. Х. Момджян. – М., 1997. 6. Ненасилие. Философия, этика, политика. – М., 1993. 7. Опыт ненасилия в ХХ столетии. – М., 1996. 8. Тойнби Д. Постижение истории / Д. Тойнби. – М., 1992. 9. Тоффлер М. Футурошок / М. Тоффлер. – СПб., 1997. 10. Фукуяма Ф. Конец истории? / Ф. Фукуяма // Вопросы философии. 1990. № 3. 11. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М., 1991. Далее читайте:А.А. Тесля. Философия: методические указания / А.А. Тесля. - Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2009. – 31 с. Леонтьева Э.О. Социальная философия: Учебное пособие
/ Э.О. Леонтьева. — Русская национальная философия (философский проект).
|
||||||||||||||||||
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
||||||||||||||||||
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |