Митрополит Нестор, Анисимов |
|
- |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Митрополит Нестор (Анисимов)
ЗАПИСКИ ПРАВОСЛАВНОГО МИССИОНЕРАНА РУБЕЖЕ ДВУХ ЭПОХ
В 1914 году архиепископ Владивостокский Евсевий командировал меня в Святейший Правительствующий Синод в Петербург за получением 25000 рублей, ассигнованных после моего доклада разными учреждениями по ходатайству Государственной думы. Я ехал в вагоне 1-го класса сибирского экспресса. За окном проплывали необъятные просторы матушки-Руси, занятой повседневным мирным трудом. Ничто не предвещало военной бури. Жизнь шла своим чередом. Поезд, врезаясь в таежные дебри, мчался на запад, миновал суровый, гористый Урал, пронесся с грохотом по ажурному мосту над многоводной, привольной Волгой, быстро приближаясь к столице. Но по прибытии в Петербург я был поражен известием о том, что в июле 1914 года Германия и Австро-Венгрия объявили нам войну, и уже на полях сражений проливается кровь. Неудивительно поэтому, что в Святейшем Синоде мне объявили о том, что в связи с началом военных действий ассигнованные Камчатскому братству 25000 рублей мы не получим, так как они будут переданы на военные нужды, а я должен был получить их только после войны. Тогда же, выполняя волю Владыки Евсевия, я посетил Валаамский монастырь, где намеревался найти молодых послушников для воссоздаваемой мною на Камчатке обители. Однако все молодые послушники были мобилизованы в армию. Я немедленно телеграфировал архиепископу Евсевию о затруднениях в моих хлопотах по делам братства. Владыка телеграфировал ответ: "Война, по-видимому, будет недолго. Продолжайте оставаться. Выполняйте возложенные на вас задания". Получив такое категорическое распоряжение, я почувствовал себя как бы скованным, бесполезным в тяжелую годину испытаний, выпавших на долю нашей Родины и русского народа. Поэтому попросил разрешения оказывать посильную христолюбивую помощь раненым воинам как в лазаретах, так и на передовых позициях в действующей армии. Я сформировал и возглавил санитарный поезд (в составе врача и санитаров), после чего приступил к оказанию первой медицинской помощи воинам кавалерийских и других родов войск на фронте, но более всего моему санитарному отряду пришлось потрудиться в лейб-гвардии драгунском полку. Мне как начальнику санитарного отряда приходилось ездить верхом на лошади вдоль линии огня и руководить не только врачебным и санитарным персоналом, но и обозом с медикаментами. Неоднократно случалось смотреть в глаза смерти под градом пуль, среди рвущихся с оглушительным грохотом фугасов и снарядов, утешать напутственной молитвой умирающих воинов-страстотерпцев, а раненым облегчать страдания оперативной медицинской помощью. Любовь к ближнему и к Родине побеждали, заглушали во мне вспышки страха перед смертью. С таким же настроем я выполнял нередко даваемые мне командованием военные поручения, отправляясь на передовые позиции в сторожевую охрану. Приходилось подолгу находиться в окопах среди солдат, напутствуя их молитвой на бранный подвиг за Родину, за Русскую землю. Довольно часто мне поручали как вестовому срочно, под смертоносным огнем перевозить секретные донесения, а также бывать в разведке и участвовать в конной атаке. На протяжении двух военных лет я стойко переносил все тяготы фронтовой жизни. За участие в боевых операциях в период нахождения в действующей армии, а также за организацию санитарного отряда я получил высшую для священнослужителя воинскую награду: Крест на Георгиевской ленте, а также ордена Святой Анны 3-й и 2-й степеней, Святого Владимира 4-й степени и, утвержденный императорским рескриптом в период войны, орден Святого Николая42 (все с мечами и бантами). Эти высокие боевые награды за проявленное мужество при защите Родины сохранены за всеми имеющими их и поныне, согласно декрету теперешнего правительства, В связи с этим вспоминаю, как в 1945 году после освобождения Харбина от японских захватчиков мне, проживавшему там, привелось быть представленным маршалу Р. Малиновскому. Этот легендарный герой Великой Отечественной войны, увидев мои боевые ордена и знаки отличия, заинтересовался, когда и при каких обстоятельствах меня ими наградили, и со вниманием выслушал мой рассказ, затем подтвердил декрет, сказав: - Вы имеете право достойно носить все эти боевые награды. В конце 1915 года архиепископ Евсевий писал мне в действующую армию о том, что без меня мое детище - Камчатское благотворительное братство со всеми духовно-просветительными лечебными учреждениями - может погибнуть. Поэтому Владыка просил по возможности скорее вернуться на Камчатку. Повинуясь своему правящему архиерею, я сердечно распрощался с фронтовиками и выехал к месту моего постоянного служения. Многообразные и сложные чувства переживал я при этом. Мое сердце как бы раздвоилось. Я скорбел об участи русских воинов, проливавших кровь за мирное благоденствие народа и независимость Родины, и в то же время мне было до слез жаль обездоленных, несчастных жителей Камчатки. По прибытии в Петропавловск я немедленно создал Комитет по сбору средств для оказания помощи русским воинам. В числе первых я внес в фонд этого благотворительного Комитета имевшиеся у меня ценности. Зиму 1916 года я провел в заботах по сбору средств и оказанию помощи раненым и увечным. В то же время я не прекращал своих пастырских поездок по краю. Во время одной из них я простудился и заболел воспалением легких. Болезнь протекала в весьма тяжелой форме, и я был при смерти, но по милости Божией начал поправляться. Как-то, еще не вполне оправившийся и болезненно впечатлительный, я лежал в отведенном мне помещении. Вдруг большая крыса прыгнула на мою кровать. Это мерзкое животное повергло меня в непонятный ужас, и у меня начался жуткий бред. Тогда ухаживавшие за мной сердобольные люди решили для моего укрепления отвезти меня в село Апачи. Там среди девственно-нетронутой дикой природы, у подножия вулканов я должен был почувствовать себя лучше, тем более что в этой местности имеются горячие целебные источники. По прибытии в Апачи я убедился, что устройство их примитивное. Кроме небольшой кое-как сделанной загородки и одинокой скамьи, ничего здесь не было. А по дороге сопровождавший меня врач сказал: - Посмотрите, кругом хвойный лес. Вы здесь сможете хорошо отдохнуть и поправить здоровье. С этими словами он пошел осмотреть местность, а казак-возница отправился на поиски хвороста. Я остался один и от нечего делать вошел за изгородь, сбросил с себя одежду и начал купаться. Вода в источнике была настолько горячая, что терпеть было тяжело, но в то же время я почувствовал во всем организме некое облегчение. Мне даже показалось, будто бы с моего тела спала какая-то пелена. После купания в источнике я выздоровел.
Далее читайте:Нестор (Анисимов Николай Александрович) (1884-1962), митрополит. Епископ Нестор. Расстрел Московского Кремля (документ). Караулов А. К., Коростелев В. В. Арест экзарха // Русская Атлантида. - Челябинск: 2003. № 11. - С. 11- 26. Караулов А. К. , Коростелев В. В. Поборник церковного единения (к 40-летию со дня блаженной кончины митрополита Нестора) Караулов А. К., Коростелев В. В. Экзарх Восточной Азии // Русская Атлантида. - Челябинск: 2003. № 9. - С. 17- 24.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |