Митрополит Нестор, Анисимов |
|
- |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Митрополит Нестор (Анисимов)
ЗАПИСКИ ПРАВОСЛАВНОГО МИССИОНЕРАХРИСТОС ПОСРЕДИ НАСВы - соль земли. Вы. - свет мира. (Мф. 5,13-14) Говоря о миссионерской работе, необходимо упомянуть и о первом (к сожалению, единственном) Камчатском миссионерском съезде, проходившем в 1914 году в селе Иоасафовском на севере Камчатки. Ни телефона, ни телеграфа между разбросанными на огромные расстояния селениями Камчатки не существовало. И тем не менее устной передачей, крылатой вестью пронеслось известие о готовящемся съезде по всем миссионерским станам, по всем церквам. Событие это приобретает еще больший смысл, если мы представим жизнь камчатских миссионеров, где общение друг с другом было чрезвычайно затруднено. Даже встреча двух-трех священников была событием. Коряки-дикари впервые увидели здесь соборное торжественное богослужение с участием диакона, какового они ранее никогда не видели. Всего лишь за два года до съезда в селении Иоасафовском, где собрались миссионеры, не было ни церкви, ни школы, ни постоянного священника; не было даже землянок, а люди жили в грязных ямах-юртах с входом через дымовую трубу. На ровной снежной площади селения Иоасафовского, тогда именовавшегося Тиличиками, было разбросано восемь юрт. Помню, когда я впервые приехал туда, эти юрты с отверстиями посредине напоминали мне маленькие действующие вулканы. Время от времени сквозь густые клубы дыма из отверстий показывались человеческие фигуры коряков и корячек, они пугливо поглядывали на меня. Вой полутора сотен собак был мне встречным гимном. С недоверием и не очень ласково приняли меня коряки. Даже крещеные всячески старались уклониться от выполнения христианских правил, отказывались от венчания, исповеди и причастия. Русского языка они совершенно не понимали. Но прошел год, и мы с ними стали друзьями... За сотни и тысячи верст съезжались миссионеры. На собаках, оленях неслись по снежной пустыне их легкие сани. Некоторые подвергались смертельной опасности. Так три священника и четыре псаломщика были застигнуты на Анапке жестокой пургой. Несчастные батюшки, занесенные снегом, вынуждены были отсиживаться в течение семи дней. Один псаломщик, Е. Слободчиков, едва не сделался жертвой пурги, он отстал от своих спутников, почти замерз в одиночестве, но спасся чудом и, прибыв на съезд, с умилением отслужил благодарственный молебен. Съезд совпал с первой половиной Великого поста. Ежедневно в Иоасафовском храме совершались великопостные богослужения, причем все священники служили поочередно, и каждый день произносились проповеди. Храм был переполнен богомольцами - русскими и коряками. Все они говели. Поучения произносились для них как на русском, так и на корякском языках. Много прибыло и язычников-коряков, интересовавшихся происходящим. В первые же дни съезд возбудил огромный интерес во всех окружных оседлых и кочующих туземных племенах. Коряки приходили на заседания, внимательно слушали и глубоко интересовались всем, о чем там говорилось. На съезде были выработаны приемы миссионерской работы, создалась атмосфера дружественной взаимопомощи и общения. Мною был сделан доклад, в котором подробно рассказывалось о положении камчатской миссии в то время. Вот главные положения моего выступления. "Жизнь крещеных тунгусов и коряков (кочующее племя) протекает вдали от священников-миссионеров и учителей. Батюшку большинство туземцев видят раз в год или даже в несколько лет. Поэтому крещеный туземец, предоставленный самому себе, за неимением духовного руководителя в продолжение кочевой жизни, не помнит свое православное имя, забывает, как правильно изображать даже наружный знак молитвенного общения с Православной Церковью (знамение креста), не говоря уже о внутренней молитве, которой он и не научен. Ни учением православной веры, ни церковной молитвой и обрядами, ни Святыми Таинствами - ничем еще не был связан прочно с Православием камчатский туземец. После всего этого можно ли удивляться и ужасаться тому, что он не оставил шаманства, что не прерывает связи со злыми духами, умилостивляя их жертвоприношениями. Можно ли осудить его за то, что он не внимает православному учению, а слушает наговоры шамана и верит ему. Ведь шаман живет рука об руку с туземцем, да нередко и сам-то шаман из тех же крещеных тунгусов или коряков, а священника нет поблизости. Северная природа Камчатской области, суровая и дикая обстановка, лишения, болезни, голод, эпизоотии, холод, непогода - все это мало радости оставляет в душе человека, и несчастный, одинокий, беззащитный дикарь ищет где-либо успокоения, облегчения от всех этих невзгод и не находит нигде, как только в колдовстве, наговорах, заклинаниях и шаманстве. Вот что значит быть вдали от туземной крещеной паствы ее пастырю и учителю! Надеть туземцу крест при крещении и думать, что уже сделано все нужное, и на этом успокоиться - этого мы, миссионеры, не должны допускать. Да не оскорбится слух доброго пастыря в слышании сей горькой правды, если только пастырь чувствует себя по своей совести в этом смысле виновным. Но мы, миссионеры новообразованной камчатской миссии, должны осознать такое горестное положение, должны объединить свои усилия в деле постоянного и частого общения с туземной паствой. Нам ныне, слава Богу, прибавлено содержание, а с ним увеличивается и ответственность. Будем же, по мере сил, не жалея себя и разъездных денег, чаще навещать туземную крещеную паству, коснеющую в язычестве. Бесспорно, есть несколько серьезных причин, которые снимают часть обвинений с пастырей-миссионеров, редко посещающих туземцев. Ведь каждый священник-миссионер в камчатской миссии в то же время и приходской священник большого села, где постоянно приходится выполнять прямые обязанности по приходу; тут же миссионер состоит заведующим, а некоторые - даже законоучителями в церковно-приходских школах. Все это не дает им возможности надолго и часто отлучаться к аборигенам, находящимся на далеком расстоянии и рассеянным по обширной тундре и горным хребтам края. Из всего вышеизложенного видно, что нужно принять какие-то меры к устранению препятствий в посещении отдаленных стойбищ и острожков камчатских туземцев; необходимо установить более тесную, близкую, постоянную духовную связь между крещеными туземцами и священником-миссионером, чего можно достигнуть только путем широкого церковно-школьного строительства. В доступных местах и районах оседлой и кочевой жизни туземцев нужно как можно больше открывать церквей, часовен, школ, молитвенных домов, миссионерских станов и походных миссий. Жизнь крещеных коряков протекает в более худших условиях, чем тунгусов, так как им часто приходится жить среди язычников. Крещеные коряки не знают даже своего русского имени и называют себя корякским именем. Я могу привести сотни примеров, когда при посещении корякских юрт я спрашивал имя какого-либо крещеного. Он первоначально называл прозвище, а когда спросишь русское имя, он задумается и часто говорит: "Не знаю" ("ко"). Или бежит в соседнюю юрту спрашивать старух или стариков, не знают ли они, как его зовут по-русски, потому-де батюшка спрашивает. Тут начинают вспоминать и перебирать имена: Семен, Иван, Петр. В этом случае не знаешь, что делать, как назвать, какое из этих имен выбрать, и невольно согрешаешь. Потом справляешься в исповедных росписях и сверяешь их с посемейными списками в уездном управлении, и оказывается - не Семен, не Иван, не Петр, а по одной справке Илья, по другой Алексий. Это не выдумка, а горький факт, который, наверное, много раз повторялся и повторяется с каждым священником, записывающим имена коряков в юртах. Эти кочующие коряки не знают также и времени своего рождения, так что приходится определять его на глаз. Среди коряков еще прочно держится верование в заклинание злого духа, а умилостивление его сопровождается жестоким обрядом принесения (через заклание) в жертву лучших ездовых собак. С таким жестоким, грубым и разорительным верованием дикаря миссионерам нужно усиленно бороться. Нужно помнить, что собака для жизни туземца более необходима, чем лошадь для русского крестьянина, и цена ездовой собаки, равно как и охотничьей, - от 50 до 150 рублей. Борясь с подобными варварскими обычаями, миссионерам необходимо установить с коряками более тесную связь и частое общение. Примером благотворного влияния на духовно-нравственную жизнь крещеных коряков может послужить Иоасафовский миссионерский стан. Видно, что здесь с постройкой благолепного храма и школы не только местность просветилась, но и образ обитателей изменился к лучшему. Прекратились жестокие сожжения умерших людей на кострах, жертвоприношения и заклинания злых духов, отпадает верование в колдовство и наговоры, налаживается законная супружеская жизнь, оставляется* многоженство. Отчего все это произошло? Благодаря влиянию церкви, школы и тесному общению священника-миссионера с местным населением. Все мы - миссионеры, и должны искать удобного случая и возможности для устройства школ, церквей, походных миссий, и сами должны уделять больше внимания, времени и забот просвещению и спасению душ туземной паствы". В завершение съезда прошли крестные ходы. Все население, еще недавно первобытное, дикое, приняло праздничный, торжественный вид. Дома, землянки, школа, храм были украшены национальными флагами, всюду красовались гирлянды из зеленого кедровника и разноцветной материи. Возле храма высилась арка с надписью: "Христос посреди нас". Утром 23 февраля после литургии был совершен крестный ход к языческому священному месту - апапелю, где язычники-коряки почитали присутствие невидимой силы божества и для его умилостивления приносили жертвы в виде убитых собак, оленьего мяса, рога, жира, табака и пр. После бесед и молитв во время съезда коряки Иоасафовского села решили раз и навсегда оставить почитание апапеля и уничтожить его. На этом месте была в то утро устроена арка с надписью: "С нами Бог". Стоя у апапеля, я спросил язычников-коряков: - Что это такое? - Это наш апапель, где мы умилостивляем злого духа. - А это что такое? - спросил я, указывая на церковь. - Это твой апапель, - отвечали язычники, - где живет добрый дух. - А для чего же вам два апапеля, может быть, довольно одного? Тогда коряки-язычники заявили: - Пусть будет один твой апапель, а наш худой (дурной) нам больше не нужен. Коряки единодушно обещали больше не почитать апапеля, вырыли на этом месте яму, сложили в нее все остатки прежних жертвоприношений, часть их сбросили в море, а на месте апапеля водрузили святой крест. Закончился съезд праздником, трогательными играми туземцев: гонками на собаках и оленях, борьбой, бегом скороходов и прочими излюбленными развлечениями туземцев. Победителям я раздавал подарки. Вечером были устроены иллюминация, бенгальские огни, ракеты, фейерверк. Надо было видеть восторг и удивление дикарей на этом чудесном зрелище. Их наивная, искренняя радость невольно передавалась и нам. В понедельник 24 февраля молебном с акафистом святителю Иоасафу официально съезд закончился. На память о нем все священники, его участники, получили в подарок по полному комплекту церковного облачения, которые были приобретены благодаря Камчатскому братству.
Примечания:* Оставляется (ц.-слав.) - прекращается Далее читайте:Нестор (Анисимов Николай Александрович) (1884-1962), митрополит. Епископ Нестор. Расстрел Московского Кремля (документ). Караулов А. К., Коростелев В. В. Арест экзарха // Русская Атлантида. - Челябинск: 2003. № 11. - С. 11- 26. Караулов А. К. , Коростелев В. В. Поборник церковного единения (к 40-летию со дня блаженной кончины митрополита Нестора) Караулов А. К., Коростелев В. В. Экзарх Восточной Азии // Русская Атлантида. - Челябинск: 2003. № 9. - С. 17- 24.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |