Митрополит Нестор, Анисимов
       > НА ГЛАВНУЮ > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ Н >

ссылка на XPOHOC

Митрополит Нестор, Анисимов

-

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Митрополит Нестор (Анисимов)

Моя Камчатка

Митрополит Нестор в 1911 году

ЗАПИСКИ ПРАВОСЛАВНОГО МИССИОНЕРА

ОБЕР-ПРОКУРОР НЕПРИМИРИМ

 И вот после долгих странствований я прибыл в Петербург - огромный, многолюдный, нарядный и шумный, город чопорных сановников, столицу Российской империи.

По прибытии я явился к первоприсутствующему* в Святейшем Синоде митрополиту Петербургскому и Ла­дожскому Антонию (Вадковскому). Он принял меня ласково, внимательно выслушал и отвел мне келлию в Александро-Невской Лавре, где я мог продолжить разра­ботку деталей, касающихся создания Камчатского бла­готворительного братства.

Я, молодой иеромонах, и не предполагал в своей безве­стности и скромности, что мои слова - слова человека, прибывшего из далекой, в те годы неведомой широкой публике Камчатки, из дымных подземных юрт, - по приезде в столицу получат широкую огласку и известность, в том числе в докладах и в кулуарах Государственной Думы, а также в лекциях и в залах различных петер­бургских церковных и общественных учреждений.

В Александро-Невской Лавре, в моей скромной келлии, меня посещали некоторые члены Государственной Думы. В один из таких визитов мне сообщили, что проект задуманного мною Камчатского братства встре­тил одобрение и поддержку всех депутатов, независимо от политических взглядов и партийных группировок. Однако, как мне разъяснили тогда, принятие конкрет­ных мер и оказание материальной помощи не входит в компетенцию Государственной Думы. Поэтому оконча­тельного решения надо ожидать от Святейшего Синода. Тем не менее мне были обещаны исходатайствованные мною при докладе в Государственной Думе 25 тысяч рублей на восстановление Камчатской показательной трудовой обители, наподобие существовавших тогда Ва­лаамского, Соловецкого и Шемановского (в Уссурийском крае) монастырей.

Между тем и митрополит Антоний благожелательно отнесся ко мне и моему проекту. Он посоветовал обра­титься за содействием к обер-прокурору Святейшего Синода Лукьянову18.

Не без робости вошел я в здание Синода и попросил дежурного чиновника доложить обо мне обер-прокурору. Когда дошла очередь, меня пригласили в кабинет. Суровый на вид, замкнутый, Лукьянов строго взглянул на меня, критически окинул холодным взглядом с головы до ног и, не дав даже отрекомендоваться, спросил отрывисто:

- Кто такой?.. Откуда? Зачем явились в Синод?! Я назвал себя и кратко объяснил причину своего дальнего путешествия. При этом я подал обер-прокурору проект устава Камчатского братства и свои доклады, касающиеся церковно-просветительской и благотвори­тельной деятельности на Камчатском полуострове. Одна­ко Лукьянов не дослушал меня и заявил:

- Имейте в виду, что Святейший Синод не будет рассматривать устав Камчатского братства! Пусть этим займется ваш епархиальный архиерей.

На мою попытку внести некоторую ясность обер-прокурор с оттенком раздражения в голосе повторил:

- Я вам ясно сказал, что мы в Петербурге не будем этим заниматься, а вы можете возвращаться на Камчат­ку. Мне не о чем с вами разговаривать.

Кивнув головой в знак окончания аудиенции, Лукь­янов сказал:

- Мне подали лошадей. Я должен ехать. Присутствовавший при этом управляющий синодаль­ной канцелярией открыл дверь и выжидательно смотрел на меня, пока я не ушел.

Чрезмерно огорченный, оскорбленный за себя и сво­его архиерея, я покинул здание Синода. По дороге в Александро-Невскую Лавру я обратил внимание на юве­лирный магазин в одном из домов на углу Невского проспекта и площади Николаевского вокзала. У меня моментально возникла мысль заказать здесь орденские знаки для задуманного мною Камчатского братства, что я и сделал. Эскизы, выполненные в соответствующих красках, с пояснениями, были при мне. Владелец юве­лирного магазина Н.Г. Линдер внимательно выслушал меня и сказал:

- Если в дальнейшем моей фирме будет поручено изготовление орденских знаков для Камчатского брат­ства, то я в виде подарка или, вернее, бесплатной премии сделаю все четыре модели.

Конечно, я охотно с этим согласился, хотя после холодного приема и отказа в Синоде с заказом можно было не спешить.

Спустя несколько дней, еще ничего не добившись, я отправился в ювелирный магазин. Линдер с многозначи­тельной и довольной улыбкой раскрыл передо мною футляр с изготовленными орденскими знаками всех 4-х степеней. Они были выполнены прекрасно, с отделкой из золота, серебра и эмали. Я невольно залюбовался.

Орденский знак 1-й степени был в виде обычной звезды, с той лишь разницей, что в середине ее на фоне белой эмали была изображена голова Спасителя, так как Камчатское братство предполагалось назвать Спасским. Кружок белой эмали заканчивался крестообразно (синей и красной эмалью). Плоское кольцо являлось опорой острой звезды. Внутри, на белой эмали, написаны были золотыми буквами слова из Евангелия: "Убеди внити, да наполнится дом Мой".

Смысл этих слов, согласно евангельскому сказанию, означал следующее: когда господин пригласил к себе на пир знатных гостей, то все они отказались, ссылаясь на занятость и другие причины. Господин тогда приказал слугам своим выйти на перекрестки дорог и собирать всех бедных, убогих с приглашением "внити, да напол­нят дом". Я полагал, что подобная надпись будет вполне соответствовать духу и смыслу Камчатского братства.

Между тем, пребывая в состоянии огорчения и неведе­ния о судьбе задуманного мною проекта, я внезапно был ободрен и обрадован. Совершенно случайно и неожиданно для меня я, возвращаясь в отведенную мне келлию, встретил у входа в Лавру своего авву, епископа Андрея, постригавшего меня в монашество и благословившего на миссионерское служение на Камчатке. Он прибыл в Пе­тербург из Казани по делам духовной православной миссии среди татар. Я рассказал ему о бездушном отношении к идее создания Камчатского братства со стороны обер-прокурора Святейшего Синода Лукьянова. При виде моего огорчения и некоторой растерянности Владыка Андрей предложил тотчас же ехать с ним к директору духовных 155

дел инословных исповеданий Харузину19, к которому он ехал по личному делу. По дороге епископ Андрей сообщил мне, что этот сановник - глубоко верующий христианин, истинный патриот, весьма гуманный и отзывчивый чело­век, в чем я сам скоро убедился.

Харузин внимательно слушал мой сжатый рассказ о далекой Камчатке и ее всеми забытых обитателях. Бегло ознакомившись с проектом устава, он подписался первым учредителем Камчатского благотворительного братства, после чего написал более ста адресов представителей столичной знати и дал от себя общее письмо для всех.

- Пойдите к каждому из них, - посоветовал он мне, - и никто не откажется стать в ряды членов учредителей Камчатского братства. Не смущайтесь, иди­те в их дома. Да поможет вам Бог. Такое великое и полезное дело вы, отец Нестор, начинаете, и долг для всех нас, русских людей, поддержать вас и помочь.

Снова окрыленный надеждой, радостно-возбужден­ный, я отправился по указанным адресам. И, действи­тельно, нигде, ни от кого не было отказа в подписи. Ознакомившись с уставом, эти новые учредители брат­ства давали и от себя дополнительные адреса. Таким образом мне удалось за короткое время собрать свыше двухсот подписей, в том числе от членов Государственного Совета, Государственной Думы, профессоров, директора Государственного банка, генералов и других высокопо­ставленных лиц.

 

Примечания:

* До 1917 года, в отсутствие в Русской Церкви Патриарха, митро­полит С.-Петербургский имел в Святейшем Синоде статус "перво­присутствующего", т.е. главы.

Вернуться к оглавлению


Далее читайте:

Нестор (Анисимов Николай Александрович) (1884-1962), митрополит.

Епископ Нестор. Расстрел Московского Кремля (документ).

Караулов А. К., Коростелев В. В. Арест экзарха // Русская Атлантида. - Челябинск: 2003. № 11. - С. 11- 26.

Караулов А. К. , Коростелев В. В.  Поборник церковного единения (к 40-летию со дня блаженной кончины митрополита Нестора)

Караулов А. К., Коростелев В. В. Экзарх Восточной Азии // Русская Атлантида. - Челябинск: 2003. № 9. - С. 17- 24.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС