Митрополит Нестор, Анисимов |
|
- |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Митрополит Нестор (Анисимов)
ЗАПИСКИ ПРАВОСЛАВНОГО МИССИОНЕРАНЕОБЫЧНЫЕ БОЛЕЗНИМною было замечено, что от постоянного употребления в пищу вяленой (пресной) рыбы - юколы (ее сушат на открытом воздухе, она бывает усеяна тучами мух и комаров) среди жителей возникают желудочные заболевания. Туземцы страдали от глистов, причем страдания их носили чрезвычайно тяжелый характер. Подвергшиеся заболеваниям худели, постоянно жаловались на боль в боку и в "нутре" (в животе). Вследствие заболевания желудка и кишечника, камчадалы становились необычайно нервными, иногда припадочными и начинали имяречить - от слов "имя" и "рек". Это такое своеобразное психическое расстройство, когда люди от испуга принимались непроизвольно выкрикивать то, о чем они подумали в данный момент. В беспамятстве или при неожиданном испуге больной мог исполнить буквально все, что ему громко приказывали, повторяя при этом вслух приказание. В момент болезненного испуга одержимые становились безропотными. По окончании припадка, придя в себя, эти робкие по натуре люди начинали стыдливо плакать и извиняться перед окружающими за то, что поступили неладно, сами не зная, что делали. Подобное заболевание не было известно тогда никому из медиков, и проявления его я нигде потом не наблюдал. Подобное имяречение проявлялось порой и в трагикомических формах. Например, в селении Маркове Анадырского уезда местный священник-камчадал, а с ним и все население встретили меня. по обыкновению, весьма радушно, с уважением к моему духовному сану. После краткого богослужения в церкви я перешел в квартиру батюшки-настоятеля. Все направились за нами во главе с начальником уезда В. Диденко (о нем, между прочим, упоминает писатель Тихон Семушкин в своей книге "Алитет уходит в горы"). Диденко, за его простоту и приветливость в обращении с камчадалами (в отличие от других чиновников), ласково называли "дядей Володей". Подходившую ко мне паству я благословлял; рядом со мной стояли: с правой стороны - маленького роста, с благодушным лицом Диденко, а слева - высокий, суровый на вид священник, отец Агафопод Шипицын. И вот для того, чтобы наглядно продемонстрировать проявление "имяречки", дядя Володя легонько толкнул одну старушку, приближавшуюся ко мне, и негромко, но властно сказал: "Бей его!" Совершенно неожиданно эта смиренная женщина, сделавшись невменяемой, принялась бить меня своими кулачонками со словами: "Бей его!.. Бей его!.. Бей его!.." Этот припадок кончился так же внезапно, как и возник. С просветленным лицом старушка убежала, часто повторяя: "Что я наделала!.. Что я наделала!.." На другой день после этого случая я захотел увидеть несчастную. Мне сказали, что она все время плачет и скорбит по поводу происшедшего. Придя ко мне, старушка принялась умолять: - Прости меня, старую дуру... Я все это с испугу наговорила и поколотила тебя вчера... Дядя Володя меня испугал. Тогда во мне возникло желание проверить эффект. Я топнул ногой и громко крикнул: "Что, добивать меня пришла?" Старушка опять стала невменяемой. Она набросилась на меня с кулачками, повторяя исступленно: - Добивать!.. Добивать!.. Добивать!.. С трудом удалось мне успокоить больную. Придя в себя, она рассказала: - Я не знаю, откуда, когда пришло это несчастье в нашу семью, но имяречкой болеем и я, и мой муж. Из дальнейшего несколько бессвязного ее рассказа мне стало ясно, что достаточно внезапного потрясения, и одержимые начинают делать и говорить непроизвольно, бессознательно то, что им прикажут. Припадок продолжается недолго, после чего больные мгновенно приходят в себя. Причины возникновения имяречки трудно определить, но предполагают, что заболевают ею жители Камчатки на почве недостаточного и скверного питания юколой, которую, как я уже говорил, вялят под открытым небом с весны до осени. В Ключевском селении я посетил священника отца М.Е., у которого были жена, дети и самая маленькая - двухлетняя дочь. В момент моего прихода матушка сидела в комнате и держала на руках эту малютку. У меня невольно вырвалось громкое восклицание: - Какая славная Ниночка! А кто-то из присутствующих камчадалок сказал: - Ниночка, пококетничай! В этот момент ее отец, неся на стол стопу тарелок, споткнувшись, уронил их, и они с грохотом разбились, вызвав у присутствующих женщин испуг. И так же, как несмышленая малютка по-детски склонила головку и приподняла рубашонку, все находившиеся в комнате камчадалки начали непроизвольно повторять все Ниночкины жесты, выкрикивая: - Ниночка, пококетничай!.. Ниночка, пококетничай!.. Все начали также кокетничать и неожиданно подняли свои подолы, как ребенок свою рубашонку. Наблюдал я еще и такие случаи. Группа камчадалов и камчадалок была занята тереблением пера убитых охотниками уток. Во время работы шла мирная, тихая беседа. Неожиданно к ним подошел один из охотников. Он поставил к стене дома винтовку, и она, упав, выстрелила. От внезапного резкого звука все занятые работой впали в невменяемо-болезненное состояние имяречения. Они принялись что-то выкрикивать, в исступлении бросая друг в друга перья и пух. Смятение и шум встревожили собак, лежавших неподалеку. Они бросились таскать битую птицу, чем еще более усилили болезненное состояние несчастных. Поднялся такой дикий крик, началась битва с собаками и между людьми, бросавшимися птичьим пухом. И только охотник смог всех успокоить. Несколько женщин сидели и чистили диких уток, а собаки, бегая кругом, подбирали потроха и грызлись. Несчастные имяречки бросили работу и, подражая собакам, невольно начали грызться между собой. Одна имяречащая женщина вздумала убить палкой суслика и стала сторожить его у норы. Когда суслик показывался, поднимаясь на задние лапы и мотая головой, имяречка так же мотала головой и, несмотря на все усилия, не могла сделать ни одного движения, чтобы убить суслика. Однажды в церкви во время богослужения церковный сторож неожиданно зацепил подсвечник и повалил его, он покатился по наклонному полу. Большинство молящихся туземцев в церкви были имяречащие, они с испугом почти поголовно так же упали на пол и покатились, подражая движению подсвечника, приговаривая: - Катится!.. Катится!.. Катится!.. Однажды ко мне пришла женщина, а я в это время умывался и намеренно властно приказал ей: "Умывайся скорее!" Она мгновенно схватила мыло, намылила лицо, платок на голове... Однажды к берегам Камчатки прибыло военное морское судно "Якут". Находившийся на его борту врач, знавший о существовании здесь болезни имяречения, решил проверить случаи, вызывающие возникновение припадков. Он задумал весьма опасный опыт, приняв, правда, предохранительные меры. Он усадил в 3 лодки камчадалов и камчадалок, не страдавших имяречением. Среди них поместил женщину-имяречку с грудным ребенком, сам сел рядом с ней, а сидящим на других лодках приказал строго следить за лодкой, в которой сидела женщина с ребенком. Решено было переправиться на противоположный берег. Как только лодки отчалили, доктор громко крикнул: - Брось в воду ребенка! Вздрогнувшая от неожиданности и испуга больная начала выкрикивать эту фразу, но при этом противоречила себе: "Нет, не брошу!" И даже был миг, когда она сделала попытку бросить ребенка, но материнское чувство оказалось настолько глубоким, что взяло верх над болезнью. Она судорожно прижала его к своей груди, и вслед за этим наступило просветление. По мнению судового врача, это был единственный, исключительный случай, когда здравый смысл, материнский инстинкт одержали верх над болезнью. Постепенно я привык к случаям проявления имяречения. Но в 1907 году, когда я еще молодым иеромонахом оказался в непривычной мне суровой обстановке камчатского быта, меня поразил вот какой случай. В Гижигин-ске в ночь под Рождество я совершал предпраздничную заутреню и Божественную литургию. Когда по ходу богослужения было провозглашено многолетие, по старинному русскому обычаю, в этот момент в церковной ограде выстрелили из старой пушки. Храм был наполнен молящимися, на клиросе пел хор ребятишек под управлением регента. Выстрел так всех напугал, что в церкви поднялся невероятный шум и гам. Раздались нелепые выкрики и непроизвольный хохот. Имяречащие кричали то, о чем думали в момент выстрела. Один из певчих в испуге что-то исступленно крикнул и засмеялся. Тогда все хористы, вместо пения "многая лета", громко расхохотались. Еще не будучи знаком с подобными случаями, я принял этот безобразный хохот и шум в храме за проявление кощунства, а потому с чувством глубокого огорчения и возмущения ушел, расстроенный, в свою комнату. На другой день мне объяснили причину шума и смеха во время богослужения. Из рассказов жителей различных селений полуострова (особенно на западном берегу Охотского моря), а также тунгусов я узнал и о существовании еще одной необычной болезни, которую камчадалы называли одним словом "надобность". Надобностью, как мне объяснили, болеют только женщины-матери или незадолго перед рождением ребенка, или после родов. Но болезнь эта весьма редкая. В нервном припадочном состоянии женщина настойчиво требует у кого-либо из своих родственников удовлетворить ее каприз: доставить ей какой-либо предмет или одежду - головной платок, кофту и т.п., указывая, что она через пространство видит и знает: в таком-то селе или в городе (допустим, в Охотске), в сундуке или в ящике лежит шелковый розовый головной платок или шаль. Но ни дом, ни обитатели этого дома, ни сама местность просящей незнакомы, она там никогда не бывала, но ясно видит то, что просит ей привезти, хотя бы это было за сотни и тысячи верст. Кто-то из ее родных должен на собаках ехать и выпросить или купить требуемую вещь, так как в противном случае больная не успокоится и будет подвергаться припадкам. Далее читайте:Нестор (Анисимов Николай Александрович) (1884-1962), митрополит. Епископ Нестор Расстрел Московского Кремля (документ). Караулов А. К., Коростелев В. В. Арест экзарха // Русская Атлантида. - Челябинск: 2003. № 11. - С. 11- 26. Караулов А. К. , Коростелев В. В. Поборник церковного единения (к 40-летию со дня блаженной кончины митрополита Нестора) Караулов А. К., Коростелев В. В. Экзарх Восточной Азии // Русская Атлантида. - Челябинск: 2003. № 9. - С. 17- 24.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |