Юрий Крижанич |
|
1663—1666 гг. |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Юрий КрижаничПОЛИТИКАРаздел 5. О ВОЕВОДАХ1. Как сильно войску нужен хороший воевода, дает нам понять та притча, которая говорит, что оленье войско с воеводой-львом сильнее львиного войска с воеводой-оленем. Всуе воины будут храбрыми, если воевода будет никчемен. 2. Китайцы в этом деле поступают нехорошо и глупо, ибо не обращают внимания на искусность, храбрость, ум, знания, родовитость, а ставят военным баном того, кто умеет лучше писать и сочинять какую-нибудь речь. И таким способом [они] назначают всех городских и военных начальников. Потому-то китайцы и невоенные люди, что воеводы их больше учатся приказным, нежели ратным делам, и скорее — дьяки, нежели воины. 3. Турки не обращают никакого внимания на родовитость (ибо никакого боярства там нет), но говорят, что [они] смотрят на искусность, ум и храбрость. Однако на деле это не так, и часто начальниками бывают назначены негодные [люди], умеющие лучше подольститься. Так, одним махом из самых низших становятся наивысшими, а из наивысших — наинизшими. Такое дело лишает людей всякой храбрости и порождает ничтожество и отчаяние. Ибо никто не бывает уверен в своем положении, богатстве и [безопасности для] жизни и не имеет причины много трудиться ради высокой чести или славы. 4. Европейские короли поступают лучше, ибо наряду с другими достоинствами они смотрят и на родовитость. Ведь родовитые мужи, издавна обладающие славным именем и обширными вотчинами, больше заботятся о сбережении и почетном положении королевства и своих вотчин и о древней славе своего рода, нежели простые люди заботятся о снискании превысокой удачи. Родовитые бояре более усердно действуют ради уже имеющегося богатства и вотчин и сохранения старой славы, нежели бедные или неродовитые люди — для добывания нового богатства и славы. Кроме того, бояре в юности имеют больше подобающего времени и возможности для обучения наукам, нежели простые люди. Однако если кто из простых людей покажет себя достойным такой чести, то путь ему не закрыт, и король сделает его сперва полковником или воеводой, затем боярином, а затем и военным баном. Воодушевить народ: пообещать всем славянам, что их допустят служить в личной страже государя. 5. Некий славный бан (Сфорца Аттендоло) говорил: «Обязанности хорошего воеводы суть таковы: во-первых, воевать за справедливое дело; во-вторых, щадить невинных людей; в-третьих, защищать церкви и девушек; в-четвертых, щадить кровь своих воинов; в-пятых, не радоваться, и не хвастаться при поражении неприятеля; в шестых, думать, что всякая победа идет от Бога. При немецком медлительном пешем и конном я, строе нужно больше начальников, нежели при подвижном строе. Так что нам не надо умножать [число] начальников сверх обычного, когда будет война с татарами или с иным подвижным народом. Лишь в пешем войске, воюя против немцев, полезно будет умножить [число] начальников. Ибо немцы сражаются, стоя на месте, и нашим пехотинцам тоже приходится сражаться с ними стоя; а начальники сзади гонят [их] и не дают убегать. 6. А мы еще и так думаем о качествах хорошего бана, то есть о том, каким должен быть хороший бан и хороший воевода: « Всем, что требуется от хорошего воина, должен обладать и хороший воевода. То есть должен быть верным, храбрым и искусным в воинских делах. 2. Должен быть бдительным, быстрым, ревностным, заботливым, всегда заниматься делом, никогда не быть праздным, щадить время. 3. Должен быть твердым, упорным и суровым в ; поддержании страха и порядка. 4. Должен быть справедливым судьей, не алчным, нелицеприятным и не берущим подарки, и в этом обязан особо присягнуть. 5. Должен быть щедрым и человечным, ибо если кому-либо на свете и нужна щедрость и человечность, то прежде всего бану. В других случаях щедрость непохвальна, если она неумеренна и ведет к расточительности, но на войне [щедрость] всегда похвальна и едва ли может превратиться в расточительность. 6. Должен быть бан осмотрительным в бою и не бить тревоги из-за напрасных слухов. 7. Должен быть бан родовитым или иметь какие-либо иные особенно высокие достоинства. 8. Должен быть уроженцем данной страны, не чужестранцем, не сыном и не внуком чужестранца. Ведь воины теряют всякую охоту и храбрость, когда (они] видят, что жалование, полагающееся им, достается чужестранцам, тем паче, что так случается не раз и не два, а стало как бы правилом и законом, что из чужестранцев выходят начальники, а из своих людей одни лишь простые воины. Здесь, на Руси, творится такое, чего не было и не будет во всем свете: немцы правят крепостями, и (им дана] чуть не вся власть и начальство над войском, а наши люди уже не чают получить место повыше. Следует опасаться или — вернее — ожидать наверняка, что по этой причине возникнет еще когда-нибудь мятеж, измена и кровопролитие. Римское царство погибло из-за принятия в гражданство чужестранцев и смешения народов. Польское королевство погибает ныне по той же причине. Лучше всего было бы, чтобы ныне царь-государь договорился втайне с некоторыми поляками насчет ксениласии, обязавшись не, досягать на их вольности. 9. Бан должен быть искусным, должен уметь построить и воодушевить войско перед боем, ставить остроги, разбить лагерь и т. п. И для памяти хорошо иметь записи (о том], как делать искусственный огонь или огневые ядра, как вершить воинский суд и все такое прочее. 10. Полезно бану знать о древних событиях, ибо благодаря этому он может научиться многим полезным вещам и приспособить (их] для своих целей. 11. А особенно необходимо, чтобы бан имел чертеж и описание той земли, где он воюет, и чтобы он хорошо знал и помнил давние дела и нынешнее состояние своей страны и народа. 12. И пусть он обдумает, поразмыслит и составит тайные заметки о нашей отчизне и народе. Например: сколько и каких народов живет по соседству с нами? Какого зла нам надо опасаться от каждого из них или чего ждать хорошего? Когда и почему народ наш терпел наигоршие поражения и когда и как добивался наибольших побед? Почему в той или в иной битве мы побеждали или были побеждены? Каким способом и каким оружием следует нам вести войну против того или иного народа? Какие у нас есть причины для войны или мирного договора с каждым народом? И все прочее, что можно еще придумать. Текст сочинения Юрия Крижанича публикуется по следующему изданию: Юрий Крижанич Политика, изд-во "Новый свет", М., 1997 Сканирование и проверка текста: Есиева П, Шишкина М. Оригинал текста находится по адресу: http://stepanov01.narod.ru Далее читайте:Крижанич Юрий (1618-1683), хорватский богослов, философ, историк, экономист. Крижанич Юрий. Записка о миссии в Москву. В кн.: Новое известие о времени Ивана Грозного. М. Императорское общество истории и древностей Российских. 1901. Россия в XVII веке (хронологическая таблица) |
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |