Юрий Крижанич |
|
1663—1666 гг. |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Юрий КрижаничПОЛИТИКАРаздел 33. О ГОСТОГОНСТВЕ1. Сын Сирахов говорит: «Посели к себе чужеземца, и он разорит тебя». Некоторые более умные народы хорошо понимают, что если впустить к себе [в страну] чужеземцев, то это будет вредным и позорным для народа делом. И даже если для кого-нибудь это окажется благом, для нас, славян, это, конечно, — зло, и такое зло, хуже которого и быть не может. Ибо ни один народ не бывает так легко обманут, как мы, славяне, постоянно бываем обмануты красотой, красноречием, хитростью и лестью чужеземцев. И поэтому ни одному народу не надо так заботливо остерегаться чужеземцев, как нам. А пример этого подают нам и другие народы: когда они сочли себя достаточно сильными, они изгнали чужеземцев, пришедших к ним и долгое время у них проживавших. Поляки одно время запретили немцам покупать у себя дома и привозить в Краков товары и заводить торги. Смотри Кромера. 2. Спартанцы, или лакедемоняне (знаменитый в Греции народ и королевство), имели такой закон, установленный их многославным законодателем Ликургом: в назначенное время (и всегда, когда требовалось) по всей стране рассылали доверенных людей, чтобы каждого чужеземца (коего найдут они изгоняли из государства. А жителей, кои укрывали чужеземцев, наказывали или штрафовали строже, чем укрывателей воров и разбойников. Этот славный закон на их языке называется «ксениласией», а по-нашему — «гостогонство», или «очищение народа и державы от дурного плевела». 3. Чтобы чужеземцы не втерлись к ним посредством браков, французы установили свой славный Салический закон, который лишает женщин права на престол.. 4. Мавры, африканский народ, пришли с войском в Испанскую землю и завоевали многие области, и около семисот лет у них были там два или три королевства. Но затем испанцы стали снова брать верх и победили мавров. И победив их, не стали налагать на них ни повинности, ни дани, ни ясака, ни харача, а изгнали их всех до единого, со всем, что у них имелось, из Испанской земли за рубеж, то есть — за море. И уехало тогда несколько сот тысяч людей. 5. В Испании развелось также много евреев. И король Фердинанд изгнал их всех так же, как и мавров, со всем их добром и имуществом, и уехало несколько сот тысяч людей. С тех пор испанский народ расширил свою державу и снискал себе такую славу, какой [у него] не было испокон веков. 6. Некоторые немецкие страны тоже изгнали евреев, а в другие — их и не впускали. И цыганам немцы ни за что не разрешают приходить и не дают им жить у себя ни в городах, ни в селах. Они же не впускают в города свои бродяг и чужих, неизвестных нищих. Ни одному приезжему (хотя бы и немцу) не дадут в городах никаких привилегий до тех пор, пока он не проживет в том городе десять или двадцать лет без привилегий, то есть не дадут ему ни держать открытую лавку, ни корчмарить, ни завести мастерскую с вывеской, ни купить дом. 7. В Австрийских землях везде развелась лютерова ересь, и повсюду было полно еретиков. Но князь австрийский — царь Фердинанд Второй — приказал всем еретикам продать свои имения и уйти из страны со всем своим добром. И ушло тогда великое множество людей с большими богатствами. Они натравили на Фердинанда многие немецкие города и начали с ним войну. Но Бог помог Фердинанду отстоять свою державу и еще более укрепить ее. Достаточный пример того, какое зло всегда происходит от гостеприимства, можно было [видеть] у египтян. Они впустили к себе Якова с челядью его, составлявшей шестьдесят шесть мужчин, и дали ему землю, где жить. Ничто не могло быть справедливее и пристойнее этого гостеприимства, поскольку сын Якова оказал египтянам великое благодеяние. Но со временем египтяне дорого заплатили за это благодеяние, и горько им стало от их гостеприимства. Ибо израильтяне потом стали так множиться и становились такими сильными, что египтяне вынуждены были подумать о госгогонстве, и король приказал утопить всех [израильских] отроков мужского пола. Из-за этого египтяне затем попали во многие беды и [подверглись] Божьему наказанию, пока не утонули в море. Некий поэт говорит: «лучше не впускать гостя, чем [потом] выгонять его». Если бы египтяне не дали Якову постоянного места, а по истечении голодного времени снова отправили бы его назад, не испытали бы они тех несчастий. 8. В индийских землях есть королевство, столица коего называется Кинзай. По-испански эту страну называют «Чина», по-немецки — «Хина», а русские люди, кои возвращаются из Китая, называют ее по-китайски «Менджинской землей». И по общему мнению королевство это так велико, что ему нет равного на свете. Среди иных полезных для общего блага законов есть там и такой очень хороший закон, который запрещает чужеземцам и иностранцам приходить в это королевство без королевского разрешения и жить там дольше, чем им назначат. Еще удивительнее, что эти люди — язычники, и каждый из них верит во что хочет, и [у них] позволено говорить о вере и проповедывать, что угодно, а, однако же, эти люди не терпят у себя чужеземцев. Как же можем терпеть их мы, правоверные христиане, обязанные беречься ереси пуще смерти. Ездра велел прогнать всех чужеземных жен. Пророк Одед велел отослать домой 200 тысяч пленников. Отсюда встает вопрос: полезно ли приводить [в страну] и держать множество пленных. Ответ: это поистине не полезно, а, напротив, очень вредно. А китайские короли, кои сидят в Камбалыке, отгородили свое королевство стеной от монголов и от иных немирных народов. И эта преграда служит им не только для предотвращения набегов, но заодно и для того, чтобы знать, какие гости приходят в страну. И поэтому когда придут [туда] бухарские, или русские, или иные торговцы, то, известив о себе, они всегда ждут за этой стеной, пока из Камбалыка придет указ пропустить их. И дают им жить до [определенного] срока, а потом прогоняют их прочь. 10. В этом преславном Русском королевстве также соблюдается закрытие рубежей, как мы сказали в ближнем разделе, в пункте 42. И чужеземцам не дозволяется приходить в эту страну без ведома государя. Палладиумом назывался у троянцев некий идол, о коем волхвы предсказали, что Троя дотоле будет необоримой и непобедимой, пока в ней будет находиться Палладиум. Поэтому троянцы берегли этот свой Палладиум, как зеницу ока, но все же грек Уллис украл его у них, и город погиб. Наш русский Палладиум — несмешение с [чужими] народами и закрытие или охрана рубежей. И доколе это будет в целости, дотоле и королевство по Божьей милости уцелеет, и народ будет чтим. 11. Однако в этом королевстве еще недостаточно осторожны в этом отношении. Ведь нам, славянам, по причинам, уже много раз упомянутым, нужно более строгое гостогонство, нежели всем указанным народам. А у нас все еще нет таких предосторожностей, как в Китайском или в Чинском королевстве. Там гостей выгоняют, вопреки их желанию, а здесь мы принуждаем оставаться и тех, кто хочет уйти. Однако от этого нам нет никакой пользы, но напротив; нужно впускать в страну как можно меньше чужеземцев (и то лишь при крайней необходимости) и отправлять их прочь как можно скорее. Похвальнее не притеснять свой народ, заботливо и милостиво править им, нежели тратить огромные деньги на чужеземцев. Нехорошо отбирать хлеб у детей и бросать его псам. 12. Многие люди не знают, по каким причинам чужеземцев, однажды пришедших к нам, не отпускают обратно, и удивляются этому. Надо раскрыть эту тайну, и мы должны знать, что началось это не по каким-либо серьезным причинам, а случайно и произвольно. На это могло бы быть четыре причины: Первая: если бы так мы могли легче нанимать чужеземных воинов и ремесленников. Вторая: если бы так они нанимались за меньшую плату. Третья: если бы так они были более верны. Четвертая: если бы так наши тайны не разглашались по свету. Однако на деле не существует ни одной из этих причин. Ведь если бы чужеземцам дозволено было возвращение домой, мы имели бы больше и воинов, и ремесленников для всякой надобности, лучших, чем те, что имеются ныне, и [нанимали бы их] скорее и за меньшую плату. Об этом все чужеземцы говорят в один голос, и это несомненно так. А что касается верности, то человек, коего силой заставят служить, вовеки не будет истинно верен. А тайны мы всуе оберегаем от наемных людей, ибо чужеземные послы и торговцы, без коих нельзя обойтись, разглашают все наши тайны и уже настолько их разгласили и в стольких книгах описали, что ничего больше и сказать нельзя. Истинная же причина этого задержания — тиранский нрав и дурной пример царя Ивана. Ибо он, будучи убийцей и мучителем людей, ни за какие деньги не мог добыть чужеземных слуг или рабов, а так как в то время Русь была беднее мастерами, чем сейчас, то царь должен был их силою ловить и силою задерживать. Затем эта вещь необдуманно [и] незаметно вошла в обычай и в закон и считается полезной для страны, хотя на деле это очень вредно. При всем том я не говорю, что надо отпускать каждого желающего попросту и без явки, но следует поступать с разбором. Хороших ремесленников не надо отпускать до тех пор, пока они не научат своему искусству наших юношей. А остальных чужеземцев [даже] и желающих остаться надо изгонять. 13. В 6959/1451 году запрещено было всем чужеземным торговцам, а особенно — нюрнбержцам, держать по всей Польской земле дома и лавки. Но этот спасительный закон из-за чужеземных королей и из-за польских непорядков мог сохраняться очень недолго. А в этом королевстве такой закон можно сохранить в целости следующим способом: надо, чтобы все города или черные посадские люди обещали и обязались, целуя крест, всегда платить великому государю обычные дани и чрезвычайные подати, как только царь-государь издаст указ и велит городам вносить подать. А за это царь-государь дарует городам следующие четыре привилегии: Во-первых, право наказывать воров и разбойников, [смотри] в разделе 32, пункт 31. Во-вторых, вовеки не будут чеканить и выдавать из казны негодные деньги, разве что при крайней нужде, на небольшой срок и притом не без общего согласия главных городов (пункт 34, 35, 36 и 38). В-третьих, навеки будут отменены и уничтожены все монополии. Никто (ни местный житель, ни чужеземец) вовеки не сможет монопольно взять на откуп корчмы, стекольные мастерские, бумагу, соль, коноплю, лен, поташ, икру, мед, кожи, зерно и вообще никакие товары. Одни лишь рудники нельзя устроить иначе, чем с помощью монополий. Но и их надо давать не кому-нибудь одному, а попеременно, либо двум или трем заодно, и то не чужеземцам, а местным жителям, даже если чужеземец и пообещает больше заплатить ([пункт] 29). В-четвертых, навечно законом будут изгнаны и устранены все чужеземные торговцы и торговые приказчики, и постоянные послы или блюстители, коих они зовут факторами и консулами. И не дозволено им будет держать в Москве и повсюду на Руси ни дома, ни лавки, ни склада, ни товаров (разд. 32, [пункт] 30. Благодаря этому уравнению или равновесию могут утвердиться и упрочиться благие законы, и народ сможет жить счастливо. Ибо, если города будут охотно и быстро платить подати, царю-государю вовеки не будет нужды и повода чеканить негодные деньги, заводить кабаки и впускать чужеземных торговцев. Но если города не проявят охоты и замедлят с уплатой податей, тогда у царя-государя будет повод и причина, чтобы опять установить монополии и чеканку негодных денег и впустить на Русь чужеземных торговцев, кои не дают житья местным [людям] и вырывают у них хлеб изо рта. Однако легко догадаться — и это является неоспоримой истиной, — что наши горожане несомненно предпочтут продать рубахи с плеч своих и помочь деньгами царю-государю в трудное время, нежели снова взвалить себе на плечи жестокую и невыносимую тяжесть безнаказанных разбоев, кабаков, монополий, негодных денег и чужеземных торговцев. 14. Вечно истинны и несомненны слова [о том], что если народ смешается с другим народом, то он не сохранит в целости свою силу, достоинство и власть. Поэтому мы здесь прямо перечислим различных чужеземных особ и сословия [чужеземцев], коих нам надо опасаться больше всего, больше, чем волков и бесов. 1. Короля, князя, правителя и войскового бана, [командующего] на суше и на воде, ни за что не принимать и не допускать. 2. Королеву, княгиню и боярыню из чужого народа не принимать. Королевских и боярских и прочих наших дочерей не выдавать за чужеземцев. 3. Королевичам, княжичам и прочим особам знатного рода не давать доступа в наши края. Разве что они окажутся в беде или будут изгнаны из своих стран, и тогда их можно будет принять, но надо как можно скорее отправлять [их обратно]. 4. Никаким чужеземцам не должно быть дозволено получить дворянские привилегии или стать князьями, властелями, боярами, державниками в городах или в уездах и какими-либо иными начальниками или приказными. 5. Во веки вечные никому из чужеземцев не давать гражданства, а если кто из королей это и сделает, то после смерти короля считать это недействительным и не принимать во внимание. И того чужеземца следует лишить всего имущества, и каждый будет волен избить и прогнать его. Смотри разд. 13, [пункты] 13, 14, 15,16. 6. Ни одному чужеземцу не должно быть дозволено построить каменный дом, либо купить его, либо нанять или взять в заклад надолго либо ненадолго. 7. Бродячим народам — шотландцам, евреям, армянам, цыганам не должно быть дозволено переступать наш рубеж ни по какой причине. И ни с какими послами не впускать людей этих народов. Разве только шотландцев — с английским послом, и шотландских торговцев — в Архангельск, и богатых армянских торговцев — с персидскими послами или с торговцами, но не иначе. А бродячих армян не пускать. 8. Если какой-либо чужеземец из этих бродячих народов захочет окреститься, то дать ему милостыню и сразу же после крещения отправить его из нашей страны туда, где он сам захочет жить. 9. Проповедников бесовских наук надо, наказав, изгонять. Астрологов и алхимиков бить кнутом, клеймить и изгонять. Магов или чародеев — сжигать. 10. Проповедников игр и соблазнов бить палками и изгонять. Таковыми являются те, кои учат плясать, сражаться на мечах, ездить верхом, и те, что ставят комедии, устраивают огненные игры с пушечным порохом, заклинают змей и им подобные. 11.0 торговцах мы уже сказали. Не должно быть им дозволено приходить в королевство и жить в нем, разве только в определенных порубежных городах или торжищах. И там жить не дольше назначенного им времени: две, три или четыре недели. 12. Не принимать никаких послов без достаточных причин и как можно скорее отправлять их обратно. И своих [послов] никуда не посылать без серьезных причин. 13. Лекарей, толмачей, ликописцев, музыкантов и всяких ремесленников принимать сколько будет надобно. И все они должны быть обязаны обучать наших юношей. А когда найти люди научатся какому-нибудь ремеслу, то не принимать больше чужеземных [мастеров] этого ремесла. 14. Воинов простых и воинских начальников нанимать лишь на время войны, а после войны и заключения мира всех распускать, как заведено в иных странах. И даже если бы кто захотел остаться, не принимать его. 15. Нищенствующим патриархам, епископам, инокам и пленникам должно быть, Христа ради, дозволено свободно приходить и уходить. 16. Если придут какие-либо перебежчики или изменники, то время покажет, что с ними делать. 15. Ясно, что гостогонству надо уделять побольше заботы. Ибо чужеземцы — это больные члены государства и народного тела, это — заразные и смертоносные язвы. И особенно те, что остаются у нас и закладывают для себя дом. Все, что наши люди производят и припасают в поте лица своего, эта саранча, пьянствуя, поедает. Поэтому надо позаботиться, чтобы чужеземцы не скоплялись и не застревали в стране, а чтобы приходило их поменьше и уходили они поскорее. 16. Нигде на свете не принимают так много посольств и нигде не тратят столько денег на разных чужеземцев, как здесь. Но ведь все, что идет на чужеземцев, пропадает зря. Ибо доселе не было от этого великим государям и народу ни благодарности, ни славы, ни чести. Но, напротив, это вызывает много трудностей, и отнимает подводы, и с послами приходит целая куча бесполезных людей (приставших к ним в надежде на подарки), и, наконец, проявляется неблагодарность. Ибо эти гости воздают злом за добро и пишут язвительные книги, в коих ругают и поднимают на смех все наши обычаи и подарки и угощения. 17. Если бы пришли какие-либо гости и попросили окрестить их, но не просили государева жалования, а рады были бы самой низкой участи, то можно было бы и вправду надеяться, что они искренно обращаются к Христу. Но те, что крестятся ради большого жалования и [ради] вотчин, обращаются не к Христу, а к злату. И таковы почти все, кои здесь крестятся. По этой и по другим причинам нельзя допускать, чтобы эти новокрещенцы или их сыновья попадали в приказы, в посольства или на службу. И надо всегда опасаться, чтобы они когда-нибудь не завладели престолом и не взяли его в свои руки. 18. О несчастный и созданный на позор всему свету народ славянский! Мы, глупцы, говорим: хорошо, если б [наши] уроженцы имели подобающие привилегия, а чужеземцы не имели у нас никаких привилегий. Но все происходит наоборот. Уроженцы живут в полной неволе и не могут свободно пользоваться добытым в поте лица своего, а чужеземцы пользуются всякими привилегиями. Например: Уроженцы идут на государеву службу до рассвета и часто едят лишь раз в день, а чужеземцы спят до полудня и едят дважды и трижды в день. Уроженцы получают небольшую плату, на которую нельзя прожить, и работают на государя днем» и ночью, весь год без отдыха, а чужеземцы получают огромное жалование, и [вся] служба их в том, чтоб сидеть без дела, есть и пить и только на большие праздники являться в цветном платье. Нашим торговцам силой навязывают товары, чтобы они торговали ими на государя в Архангельске, а чужеземные торговцы запрудили и заполнили [нашу] страну, завели монополии и перебили у местных торговцев все наилучшие доходы от архангельского торга. А доходы эти по праву принадлежат самому [великому] государю, а затем (если будет на то его милость) и местным торговцам. Никому из уроженцев не дозволено дома курить вино, даже для своего обихода, а всем чужеземцам — и даже опальным и ссыльным — разрешено открыто курить вино. А позорнее и несноснее всего, что наши славные дворяне и военные главари и начальники должны кланяться опальным немцам, чтобы накурить у них вина для своей надобности. Разве эти и им подобные позорные порядки не постыдны и не гибельны для народа. Уж если и это не считать народным разорением, то я не знаю, что может быть еще хуже. Что за слава была бы немцам, если бы у них сидели без дела так много русских и растили себе животы, получая непомерную плату. Что за слава что за прибыль была бы немцам, если бы русские повсюду у них торговали и по своей воле и умыслу заводили откупа и монополии. Никто, конечно, не похвалил бы немцев за это. И немцы, и никакие народы на свете ни за что не стерпели бы этого, разве бы только их принудили силой оружия. И тогда им было бы менее стыдно, ибо покориться силе оружия не так позорно, как дать уговорить' себя лживыми речами на то, чтобы впустить чужеземцев, как мы упомянули в другом месте — смотри разд. 15, [пункт]4. 19. Две огромнейшие и величайшие напасти или обиды терпит в нынешнее время сие преславное царство от двух народов: от крымцев и от немцев. И те и другие как бы подчинили себе Русь и обложили ее данью: крымцы — силой, немцы — хитростью. А пресильного и преславного царя-государя нашего довели до того, что он стал как бы сборщиком их дани. Ведь все лучшее, что рождает эта земля, уходит частью в Крым, частью к немцам. А жадности этих народов нет никакого предела, и из-за этого сие королевство вынуждено было превратиться в лютое тиранство и ввести нещадные, бесчеловечные поборы. Какая из этих двух напастей приносит царю-государю и всему народу больше вреда, я не могу судить. Скажу лишь, что от немцев мы терпим больше срама и позора, чем от крымцев. А со временем и вреда от них может быть больше. Ибо к превеликому [нашему] стыду немцы так связали руки царю-государю, что на своем Архангельском торжище государь не вправе торговать так, как ему угодно. 20. Не разрывается ли сердце от стыда и от жалости у бояр и у всех людей придворного и ратного чина, когда они видят, что у себя на родине они подчинены надменным чужеземцам, которые их хвастливо презирают и оплевывают. Как могут наши воины быть храбрыми, отважными и готовыми к бою. Как им не утратить всякую охоту и мужество, когда они видят, что все почетные и главные места отведены чужеземцам, а им самим, несмотря на их заслуги, закрыт путь к высшим должностям и к доходам. Как могут не разрываться сердца у жителей, когда эти утробы сидят без дела, а загребают такую большую плату? Оттого они сами сложили поговорку, которую я не раз слышал от самих немцев, когда они хвастают и говорят: «Кто хочет есть хлеб даром, пусть идет в Москву». И так в соответствии со своей поговоркой они постоянно пируют и пьянствуют, а наших людей, кои случайно окажутся меж ними, кличут лишь псами и свиньями и прочими скотскими именами, а к тому же еще часто и бьют. 21. Ты скажешь, Борис, что немцы нам нужны, чтобы учить ратному делу. Но я тебе скажу, что нам совсем не надо учиться немецкому конному строю, а скорее надо отучаться от него, как мы уже об этом в другом месте говорили. А если в пешем строю мы еще не научились всему, что нужно и полезно, то значит вовек не научимся. Я точно знаю, что у немцев уже нет никаких тайн в военном деле, которым бы русские не научились в этой войне. Поэтому пора уж, наконец, отпустить немцев, и стыдно вечно учиться и, ничему не научившись, вовеки оставаться в учениках. 22. Немецких наемников держат в Москве не для чего иного, как для того, чтоб показывать их на парадах и на приемах послов. Таким образом, за наши деньги воздается слава не царю-государю и не народу русскому, а одним этим немцам. Ведь они хвастаются, и хвалятся, и твердят, что наш строй без них никуда не годен. И поскольку они красивей нас, то красота их приносит славу и хвалу лишь им самим, а наши скромные лица рядом с ними кажутся хуже, и наша грубость становится явной. Одним словом, им от этого — честь и слава, а нам — бесславье и унижение. 23. Ныне есть хороший повод освободиться от немецких торговцев и отослать их прочь. Ибо в тяжелое время они увозят из страны свои товары или не хотят их продавать за наши медные деньги, и из-за этого в стране возникает дороговизна. А если бы эти товары были в руках у наших людей, они не могли бы вывозить их вон и продавали бы их за наши деньги. Таким образом, немцы причиняют всему королевству неприятности и пакости, и поэтому великий государь не должен долее терпеть их в ущерб себе и своим подданным. А для этого надо, чтобы духовный собор бил челом, обвиняя их во многих соблазнах. И, с другой стороны, города должны бить челом, выставляя причиной то, что иначе они никак не могут справиться с податями. И тогда можно будет по праву отнять у немцев привилегии, добытые ими с помощью хитрости и подарков. Царь-государь не обязан соблюдать их, ибо они вредны и позорны для всего народа и прямо противоречат его королевскому долгу. А в 7167/1658 году полковники шотландцы учинили великую дерзость и своеволие: они увели немецкого торговца из его дома и на своем подворьи, открыв ворота, избили его палками у всех на глазах. За такое великое оскорбление царского величества, учиненное в Москве, следовало всех тех шотландцев, кои были как-либо причастны к этому делу, выслать из страны. А то, что 16 октября 7163/1654 года толмач фон Делдин получил от немецкого царя привилегии боярского сословия, не следует забывать, но сыновей его отправить в ссылку или выслать из страны. 24. Борис: Когда Тезей строил город Афины, и Ромул — Рим, и Александр — Александрию, то эти дивосильники и мудрые короли принимали всех гостей и пришельцев, желавших поставить себе дома и жить в новопостроенных городах. Хервой: Одно дело — заложить один город, а другое дело — управлять целым народом и заботиться о его благополучии. В Афины приходили одни лишь соседи, люди греческого языка, а в Рим — одни лишь латиняне, а в Александрию — египтяне и греки, ибо Александр построил этот город не у себя на родине и не ради народного блага, а лишь во славу своего имени. Но если бы какой-нибудь король хотел в наше время заложить на Руси [новый] город и был бы рачителем народного блага, он бы не мог позволить немцам жить в этом городе. 25. Немцы обычно хвастают, будто их народ неколебимо верен и не умеет изменять. Но эту «верность» достаточно узнало и сие славное царство и иные народы. Ведь немцем был Басманов — главнейший советник и пособник Расстриги. Немцем был Шеин — злосчастный военный бан, который вместе с немцем Лесли (вольно или невольно — я не знаю) с позором погубил под Смоленском русское войско. Немцем был тот, кто обещал великому государю захватить Ригу, но затем сам сбежал в Ригу. Немцами были те, кои подло изменили при Клушине, предали царя Василия и отдали это царство на разорение врагам. Немцами были [люди], нанятые Франциском, королем французским, кои в трудное время не захотели сражаться (так же, как у нас при Клушине) и этим самым предали короля в руки врагов. Когда Карл Восьмой, французский король, уходил из Итальянской земли, с ним было несколько немецких полков. Они, видя свою силу, задумали захватить короля и всех лучших бояр и увести их к себе в неволю, чтобы взять с них выкуп. И они бы делали это, если бы короля не предупредили и он бы вовремя не ушел. Немцами были те воины, кои связали своего начальника венгра — князя Надаши — и продали туркам венгерскую столицу — город Буду. Такова немецкая верность. Текст сочинения Юрия Крижанича публикуется по следующему изданию: Юрий Крижанич Политика, изд-во "Новый свет", М., 1997 Сканирование и проверка текста: Есиева П, Шишкина М. Оригинал текста находится по адресу: http://stepanov01.narod.ru Далее читайте:Крижанич Юрий (1618-1683), хорватский богослов, философ, историк, экономист. Крижанич Юрий. Записка о миссии в Москву. В кн.: Новое известие о времени Ивана Грозного. М. Императорское общество истории и древностей Российских. 1901. Россия в XVII веке (хронологическая таблица) |
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |