Юрий Крижанич |
|
1663—1666 гг. |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Юрий КрижаничПОЛИТИКАРаздел 24. О РАЗЛИЧНЫХ СОСЛОВИЯХ ЛЮДЕЙ1. Сословия и разряды людей различны и складываются в соответствии с различными обязанностями людей. Ведь никто не живет для себя, как говорит апостол, то есть никто не рожден для того, чтобы жить только для себя и заботиться только о своих удовольствиях. Но каждый человек должен делать какое-нибудь дело, которое будет полезным также и для всех людей, и зарабатывать себе на хлеб. А дело, которое кто-либо делает для общего блага и с помощью которого зарабатывает или заслуживает свой хлеб, называется «обязанностью». 2. Итак, с точки зрения различных обязанностей людей существует три сословия, а именно: церковники, благородное сословие, простой народ. Обязанность церковников: молиться Богу и заботиться о спасении душ. Обязанность благородного сословия: объяснять волю царя остальным сословиям и вершить правление. Обязанность простого народа: выполнять трудную работу и прислуживать. 3. Духовное сословие разделяется на три разряда: епископы, священники, монахи. Благородное сословие разделяется на три разряда: князья, должностные лица, военачальники. Простонародное сословие разделяется на четыре разряда: люди на жаловании, торговцы, ремесленники, земледельцы. Людьми на жаловании именуются все те, кто живут на общественное жалование и не имеют никакой власти, но обязаны выполнять какую-либо службу или работу, как-то писцы, слуги, воины и т.д. Рабы или несвободные люди суть различны. Так, одни [из них] — дворовые — пользуются большим почетом, и их приравнивают к людям на жаловании, другие — исполняют черную работу (пастухи, служители в войске и т.п.), и их приравнивают к земледельцам или считают ниже земледельцев. Почти во всех приведенных выше разрядах есть, кроме того, множество разных других разрядов, о коих нет необходимости здесь упоминать. А глава над всеми разрядами — царь и он же — Божий наместник. 4. По поводу разделения благородного сословия следует знать, что к разряду князей относят тех, кто помогает царю [участвуя] в совете и во всем правлении. Должностными лицами считают тех, кто начальствует в мирных делах и на мирных должностях. В разряд военачальников входят те, кои начальствуют в ратных делах. Во всех этих [разрядах] есть некоторые более высокие должности, которые не должны быть постоянными, так чтобы эту должность занимал кто-нибудь в течение всей жизни, но следует чаще менять таких высоких начальников и верховных вождей или полководцев. Ибо, когда они обладают постоянной властью, им легче бывает предпринимать дела, противоречащие благим законам и древним обычаям. Примером служат немцы. Некогда у немцев были правильно установлены разряды благородного сословия, то есть не было постоянных властей, а со временем они сменялись. И тогда немцы были наиболее могущественны: тогда они обладали властью над Галлией, Италией, Испанией и Англией. А после этого, из-за того что цари у них выборные, общественное устройство изменилось к худшему и могущество уменьшилось. Ибо те князья, кои добивались престола для того, чтобы их поставили царями, обещали благородному сословию слишком большие и чрезмерные привилегии. Сперва дали им пожизненные должности и права, затем разрешили передавать это по наследству всем потомкам, и так немецкие цари сами себя лишили всякой власти. А благородное сословие после этого во всем дало себе волю, попрало законы Божеские и человеческие, распространило в отечестве всякие ереси и дьявольские обманы и в конце концов совершенно забыло свои обязанности. Ведь они не считают себя рожденными для того, чтобы повиноваться королю и по его поручению управлять народом и побуждать к добродетели, но думают, что их обязанность лишь в том, чтобы есть, пить, спать и веселиться. 5. Перемещение в должности полезно и необходимо также среди монахов. Ибо там, где нет перемещения, скорее ослабевает благой монастырский порядок. До сих пор мы рассматривали членов общества такими, какими они должны быть, то есть благими и без изъянов; теперь рассмотрим их такими, какими они обычно бывают, то есть когда хорошее смешано с дурным. 1. Как человеческое тело складывается из своих членов — головы, рук, ног и прочего, так же и духовное или воображаемое тело государства имеет свои члены, которые можно разделить на три вида, а именно: члены охраняющие, охраняемые и больные или нездоровые. Охраняющие члены — те, кои добывают и оберегают все вещи, потребные для житья. Охраняемые члены — те, кои по разным причинам нужны охраняющим. Больные или вредные члены — те кои заражают государство своими пороками и поедают его добро. А голова всему — король. Охраняющие Охраняемые Больные члены 1. Бояре 1. Церковники 1. Еретики и волхвы 2. Чужеземцы, живущие скопом: цыгане, армяне, шотландцы, евреи 3. Чужеземные торговцы, перекупщики, наемники и прочие 4. Расточители, бездельники, игроки, пьяницы 5. Лихоимцы и скупщики хлеба 6.Злодеи: воры, разбойники и прочие 2. Племяне 2. Женщины 3.Воины З.Дети 4. Торговцы 4. Убогие люди 5. Ремесленники 5. Мастера ученых дел 6. Земледельцы и рабы 6. Неизбежные гости 2. Крестьяне, ремесленники и торговцы (для общего блага) добывают все то, чем пользуются и чем кормятся и живут все подданные. И зовутся они «чернью» или «черняками» и тяглыми людьми. А властели, бояре и воины вершат суд, ведут войны, берегут общий покой, здоровье, жизнь и всякое благоприобретенное добро всех подданных от домашних разбойников, воров, насильников и злодеев и защищают от внешних врагов. Потому-то эти сословия являются сохраняющими членами. 3. Охраняемые члены нужны по необходимости, ибо без них люди не могут жить. Церковники, епископы4 и попы дают людям духовную пищу, свет и учение. Иноки и инокини молят Бога за грехи всего народа. Убогих людей, то есть слепых, хромых, нищих, мы должны беречь из любви и по Божьей заповеди. 4. Мастерами ученых дел называют тех, кто занимается мудреными делами, кои для жизни того или иного человека в отдельности не кажутся очень полезными, но для всего народа в целом очень нужны. Таковы ликописцы, кои пишут образа, литейщики, кои отливают колокола и пушки, инженеры — создают мудреные ратные орудия, грамматики — учат языку и письму [и] составляют словари, историки — пишут летописи, математики — обучают искусству счета, астрономы — вычисляют течение звезд и времени, философы — рассуждают о нравственном учении и о политике или о государственных делах. 5. Неизбежные гости — это те, коих нельзя избежать и от коих мы не можем освободиться, а должны позволить им приходить в нашу землю по [обще] народному праву с тем, чтобы наши [люди] в случае надобности взаимно были приняты в других местах. Таковы послы, пленные, нищие, некоторые торговцы и прочие. В другом месте мы скажем, как их надо впускать и чего им не [следует] разрешать. Больные члены — это, во-первых, те, кои причиняют народу зло, как-то еретики, волхвы, чужеземцы, воры, разбойники; во-вторых, те, кои не приносят народу пользы, как-то бездельники-игроки или голодранцы, праздные дворяне, как у немцев, лихоимцы, перекупщики и всякие торговцы, заботящиеся лишь о торговле. Того, кто не служит общенародному благу земледелием, ремеслом, в войске, в должности, следует считать бездельником и полезным [лишь] одному себе. Поэтому надо отнять у бездельников право заниматься торговлей и дать его только тем, кто полезен обществу, чтобы они могли получать доход и владеть [им]. А когда торговцы будут торговать, то пусть понимают, что торгуют лишь по чистой милости и снисхождению короля, и все, что добудут, [должны] добывать для короля и народа. 6. Черные люди (то есть земледельцы, ремесленники и торговцы) доставляют вещи, потребные для жизни. И поэтому, где больше развивается земледелие, ремесло и торговля, там больше умножается население. Короли, властели, бояре и воины имеют разные представления о чести и многие живут холостыми из-за того, что не имеют ни средств, ни достаточного имущества, чтобы содержать дом сообразно своему достоинству и жениться. А черные люди не думают о чести, а лишь о прибыли, о доходе и об утробе, и поэтому они легко находят себе пару, и женятся молодыми, и быстрее родят детей. Из-за этого у римлян последних черных людей называли «пролетариями», [то есть] плодовитыми. К тому же бояр посылают на войну, где они проливают кровь и складывают головы, служат при королевском дворе и при дворах властелей и много лет живут холостыми. Бывают вызваны прислуживать королю. Рано встают, поздно ложатся и бодрствуют целые ночи за государственными и народными делами. А черных людей никто не спросит, когда они встают. Посылают [бояр] с посольствами и с поручениями с места на место, и много времени они проводят вне своего дома, и многие погибают на войне или в поездках. А черные люди всегда сидят дома возле печи и возле своих жен и поэтому спокойно пользуются [плодами] своих трудов и множатся. Итак, пусть знают черные люди, что они по справедливости и по праву обязаны кормить на свои средства короля, властелей, бояр и воинов и служить им. Во-первых, потому что властели и бояре вершат суд и справедливость. И они же вкупе с воинами охраняют державу от внешних врагов и от местных разбойников. Понапрасну бы черные люди добывали добро, если бы король и бояре его не охраняли. Во-вторых, потому что работать головой и руками гораздо важнее и достойнее, чем ногами. Бояре проводят целые ночи в думах и в иных государственных заботах, а черные люди храпят возле своих жен. В-третьих, потому что более почетно проливать кровь за народ, как делают бояре, нежели проливать пот, как делают черные люди. Одним словом, властели, бояре и воины испытывают постоянные заботы, и подвергаются смертельным опасностям, и несут более тяжелое государственное бремя. А черные люди спокойно пользуются земными благами. Отсюда и пошла у греков поговорка: «Кто тягла не несет, добра не знает». Черные люди не должны, значит, жаловаться на короля, властелей и бояр, а обязаны в любое время быть готовы по королевскому приказу с охотой платить подати для прокорма этих свободных сословий. Ибо разумнее отдать весь годовой доход или даже половину своего имущества, сохраняя в целости свои дома, права и остальное имущество, нежели потерять и дома, и все свое добро. 8. А в свою очередь король, властели и бояре должны так обходиться с черными людьми, чтобы могли всегда с них что-нибудь взять. Они не должны настолько увеличивать обычные подати и повинности черных людей, чтобы из-за этого прекращалось земледелие, ремесло и торговля. Но пусть лучше ищут и объясняют тяглым людям всякие способы, чтобы как можно более умножить эти их промыслы и занятия. Ибо самыми многолюдными и богатыми бывают те державы, где лучше всего развиваются эти промыслы черных людей, как, мы видим, происходит в Голландской и Французской землях (но мы не должны гнаться за ними в стремлении угодить народу, ибо при любом способе правления у нас это невозможно). Ведь там, где черные люди многочисленны и богаты, там и король, и властели да бояре богаты и сильны. 9. Мы сказали, что нужно всеми способами помогать черным людям заниматься их промыслами: земледелием, ремеслом и торговлей. Но за это черные люди не должны просить или добиваться привилегий и освобождения от податей и общественных повинностей (это исключение должно быть особенно подчеркнуто в отношении всех привилегий). Они должны быть готовы платить дань и [нести] иные повинности — все, что прикажет король, и все, что потребуется государству. Так делается и у других народов. Ведь никто не может знать ни времени, когда у государства возникнет большая или меньшая потребность, ни меры [ее]. Поэтому здесь не может быть никаких правил, а [нужен] лишь разум и доброта короля. А во-вторых, если хороший подданный всегда должен быть готов за державу и народ сложить свою голову, то что говорить о его имуществе? И если бояре во времена великих бед кладут свои головы, то невелико дело, если черные люди отдадут свое добро. 10. А особенно в этом преславном Русском королевстве надо иметь в виду три свойственные этому царству причины, по коим черные люди должны понять, что свободные сословия, властители и бояре повсюду важнее и нужнее для общего блага, нежели те черные люди, но особенно и более всего важнее - здесь, на Руси. Во-первых, потому что это царство имеет по соседству много злых разбойных народов — крымцев, ногайцев, мордву, калмыков, черемисов, башкир, сыроедов и иных. Рядом с такими разбойниками наши черные люди ничего не могли бы нажить и иметь, если бы свободные люди их не охраняли и не защищали. Во-вторых, потому что ни в одном королевстве простые черные люди не живут так хорошо и нигде не имеют таких прав, как здесь (смотри разд. 20, пункт 19). В-третьих, потому что наши русские торговцы никуда по морю не ходят, и не ведают морских опасностей и страхов, и не страдают от разбоя на море и на суше. Оттого-то все черные люди везде на свете, а на Руси более всего и наипаче, обязаны всегда платить своим королям подати, и давать подводы и припасы для общих нужд, и всякую службу служить, и [всякую] работу работать. 11. Среди же черных людей торговцы менее нужны, чем земледельцы и ремесленники, и приносят народу меньше пользы. Ибо торговцы ни руками не работают, ни голов своих за народ не кладут, ни крови, ни пота не проливают, а только перевозят товары с места на место и то не ради общей, а ради своей особой корысти и часто в ущерб народу, и не своими силами, а силами наемных крестьян. Бездельники набивают свое брюхо, и живут в роскоши, и людей ростовщичеством да обманами обижают, и подобны некой общественной саранче, опустошающей землю. Поэтому-то если царь-государь хочет, то он по справедливости и по праву может взять в свои руки все торговые доходы, и этим он не причинит никакой обиды или неправды ни общему благу, ни народу, а, напротив, совершит великое, несказанное благодеяние, ибо благодаря этому уменьшатся великие тяготы государства, и для него будет большая польза. Если все иные сословия радуются, королю нечего смотреть на то, что одни торговцы тужат. Ибо такая печаль полезна для всего народа. Общее благо важнее, нежели корысть нескольких отдельных людей. 12. А как раз в этом царстве, как я уже говорил, торговцы наши не страдают ни от кораблекрушений, ни от морского, ни от сухопутного разбоя в чужих землях и не могут очищать дома дороги без великой царской помощи и расходов. И поэтому им не на что жаловаться, и никаких особых прав на торговлю у них нет, но царь-государь волен свободно распоряжаться всеми торговыми делами. Текст сочинения Юрия Крижанича публикуется по следующему изданию: Юрий Крижанич Политика, изд-во "Новый свет", М., 1997 Сканирование и проверка текста: Есиева П, Шишкина М. Оригинал текста находится по адресу: http://stepanov01.narod.ru Далее читайте:Крижанич Юрий (1618-1683), хорватский богослов, философ, историк, экономист. Крижанич Юрий. Записка о миссии в Москву. В кн.: Новое известие о времени Ивана Грозного. М. Императорское общество истории и древностей Российских. 1901. Россия в XVII веке (хронологическая таблица) |
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |