Юрий Крижанич |
|
1663—1666 гг. |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Юрий КрижаничПОЛИТИКАРаздел 21. О ТРЕХ ОСНОВНЫХ БОЛЕЗНЯХ, КОИМИ НЕМЦЫ ЗАРАЖАЮТ [ДРУГИЕ] НАРОДЫ1. Нет конца и края обидам, кои причиняют нам, славянам, иные народы и особенно немцы, как мы уже упоминали в прежних беседах. А теперь, видимо, следует назвать три главных заразы, коими немцы (словно тремя болезнями или тремя моровыми поветриями) более всего заражают и нас, и иные соседние с ними народы. Болезни эти суть: первая — ересь, вторая — расточительство, третья — разрушение самовладства. 2. О ереси нет нужды много говорить. Известно, что немцы почти всю Европу заразили и заражают этой адской болезнью. Надо лишь вкратце упомянуть об их сарданапаловой и сверх всякой меры роскошной, распущенной, изнеженной жизни и расточительстве. 3. Немцы никогда не перестают твердить о грехах итальянского и русского народов, и особенно о поповских [грехах]. Задевая и оскорбляя эти народы своей руганью, уколами и упреками, они считают себя безгрешными и совершенными. Но на деле чужие грехи никак не служат им оправданием, а скорее — обвинением, раз они по-фарисейски осуждают братьев, а о своих грехах забывают. Итальянцы и русские исповедуют свои грехи и признают грешным то, что сделано вопреки уставам святой церкви и соборным правилам. А немцы, отвергнув и растоптав церковные законы, не считают грехами свои пороки и преступления. 1. Во-первых, немцы говорят, что никто не должен жить без жены, и иноческую жизнь они окончательно осудили и отвергли. 2. Во-вторых, общение всех мужчин со всеми женщинами у них простое и свободное. А ведь немцы утверждают, что в других местах больше распутников и блудниц, чем у них. Однако если разобраться, то ясно — где причина больше, там больше и следствие. 3. В-третьих, не было и нет на свете ни одного народа, столь искусного и столь заботливого по части еды, питья и прочих телесных радостей, как немцы. Ежедневные обеды немецких бояр и торговцев готовятся заботливее, нежели у иных народов королевские свадьбы. Немцы не встают к заутрене, а валяются в постелях до самого полудня. А на перинах они не лежат, но скорее утопают в них. И, однако, живя в такой изнеженности, считают себя безгрешнее других народов. Везде на свете каждому человеку, а наипаче инокам и инокиням, дозволено ходить по миру и просить хлеба. А немцы разрешают собирать милостыню не всем людям, а только некоторым — в виде благодеяния, а об иноках и слышать не могут. 4. То, что немцы делают [у себя] дома, нас не касается. Но нам вредно то, что они учат наших людей своей безмерной роскоши. Мы не должны завидовать в этом немцам и подражать их излишествам, а, напротив, должны радоваться тому, что нашу еду легко готовить. И чтобы у нас впредь всегда было достаточно таких легко добываемых припасов, мы должны позаботиться об этом и делать так, чтобы всегда и везде был в продаже, допустим, лук, чеснок, квас, кисель, толокно, сухари, сухарная мука, кислое молоко, твердый нежирный сыр и все тому подобное, что немцы хулят и считают негодным и гнусным. Не надо нам мечтать об изысканных немецких напитках, но будем довольствоваться теми, какие доселе у нас были в обычае. 5. Все, что не слишком дорого и не роскошно, [немцы, говорю, считают нечистым и среди прочего своего лаяния, коим ругают наш народ, пишут: «русские, дескать, любят соленую рыбу, которую учуешь носом прежде, чем увидишь оком, и эта вонючая рыба русским кажется очень хорошей». Так [пишут] о нас эти фарисеи. А того не пишут, что они сами подают на стол для угощения вонючий сыр, в коем ничего нет, кроме червей, и едят этих червей ложкой и не замечают, что этот сыр мерзко воняет. Что же сказать о дичи? Я твердо знаю, что немцы хранят ее так долго, что нет мочи вытерпеть ее смрад. Я сам не раз выбегал из-за стола, когда они подавали на стол эту свою хваленую и чистую дичь. 6. Немцы обвиняют нас и в том, что русские, дескать, разговаривают с палачом и едят с ним хлеб. Но если бы мы ставили палачей лекарями и торговцами и назначали их посадскими думниками в больших городах, а немцы бы этого не делали, чего бы тогда они о нас не сказали. Тогда их нападкам и басням, право, не было бы конца. А ныне, когда они сами сажают палачей в думу, они ругают только нас, а свои, гораздо худшие дела, считают благими. Ибо надо знать, что у немцев, когда палач казнит какое-то определенное число осужденных, думники этого города дают палачу столько сот ефимков, сколько сот людей он казнил, и сажают его в свою думу, и он с этих пор живет врачеванием или торговлей. На Руси же, слава Богу, ни один честный муж не посадит палача за свой стол хлеб есть; разве что только пьяница, вор или бесчестный человек ест [вместе] с ним. А немцы их и в думу сажают, и, что [еще] хуже, в давние времена немецкие князья сами были палачами и собственноручно огромными ножами отрубали головы ворам и другим преступникам. Ножи эти и до сих пор они хранят на память и гордятся, если ведут свой род от этих головорезов, как рассказал мне полковник Филипп фон Зейц, который, по его словам, сам видел такие ножи у шварцбургских князей и в других местах. Немцы ругают то, что у нас люди всех чинов зовутся «государевыми холопами». А не соображают, что у них все зовутся «вассалами», и слово это не латинское, а немецкое, и значит «сирота», и так некогда назывались все немцы на своем языке. Так же почетно было у них некогда звание «кнехт», и поныне у шотландцев почетных кавалеров зовут «кнехтами», то есть «холопами». И в старых книгах немецких написано: «рыцари и кнехты (то есть более почетные ратные начальники и ратники) сражаются копьями». 7. Выше мы уже поведали, как немцы трубят и разглагольствуют о наших грехах лишь с той целью, чтобы заодно обругать и святую, правую веру. А поэтому по злобе своей (и чтобы побольше очернить нас и нашу веру) они нашу скромную и простую жизнь называют нечистой, а свою изнеженность, роскошь и излишества хвалят и стараются занести [их] к нам. Мы, следовательно, должны разобраться в этом деле, чтобы понять, что такое вредное, мерзкое излишество, что чистота и что нечистота. У немцев слишком изобильная и роскошная еда, питье, постели, дома, оружие, слуги, повозки, кони и прочие вещи, а татары живут в нечистоте и грязи. Мы должны избегать излишеств и нечистоты и держаться середины, коя зовется «чистой умеренностью» или «умеренной чистотой». Излишество — это обивать избы коврами или шелком, класть в еду много сахара и других пряностей, употреблять много благовоний и слишком много мазаться белилами да румянами, носить жемчуг на мужском платье или на рубахах, иметь позолоченные постели, красить краской все полотна и допускать иные подобные роскошества. Ибо [все] эти вещи — суетные и вводят в грех, и разоряют все королевство. Кто хочет избежать этих и подобных им излишеств, не обязательно для этого должен быть во всем нечистым и грязным. Нечистота — это держать посуду плохо вымытой, держать под лавками вечный мусор, деньги держать во рту, держать полную братину и подавать ее гостю, обмакнув пальцы в питье, и иные тому подобные вещи. 8. Кто хочет понять, что излишне, а что нет, пусть возьмет за правило такие слова: Если материал для какой-нибудь хозяйственной вещи мы имеем дома (то есть в этой стране) и не должны покупать его у других народов, [то] такую одежду или посуду надо делать чистой, нарядной, и красивой, и удобной к употреблению, и это не будет излишеством. Например, у нас есть лес и лен, следовательно мы должны делать удобные, гладкие, красивые столы, и застилать скатертями из чистого белого полотна, и ставить деревянные кружки, и возле них [класть] столовые платки для вытирания рук. И в этом не будет никакого излишества или безобразной роскоши, или неумеренности, а будет чистота и крепость, ибо все это нужно для чистой еды и не требует лишних расходов. Если мы блюдем чистоту с помощью каких-либо вещей, которые имеются в нашей стране, то королевство от этого не обеднеет. Но только те вещи поглощают наше богатство, которые мы покупаем у чужеземцев. 9. Третья болезнь, которой немцы заражают свет, это распущенность или уничтожение самовладства и королевской власти. Ибо надо знать, что некогда , все короли в Европе имели полную власть и были самовладцами в своих королевствах. Ибо так же, как немецкое обилие ересей и роскоши испокон веков незнакомо было другим народам, так и их разнузданная вольность неведома была ни грекам, ни римлянам. Лишь со временем немецкие князья, властели и бояре обрели настолько разнузданные свободы и вольности, что окончательно загубили все могущество и власть своих королей и оказались никому не подвластными или безглавыми, ибо царю своему они ни в чем не повинуются. Этой болезнью они заразили соседние народы, отчасти итальянцев и французов, ну а поляков окончательно заразили и обманули так, что хуже быть не может, и поляки совершенно сошли с ума. А поскольку у поляков бывает с нами много дел, то они больше вводят наших людей в соблазн, нежели сами немцы. Ибо поляки и литовцы ни на миг не перестают ругать совершенное единовластие и восхвалять свой беспорядочный и весьма тиранский строй. И возводят множество злой клеветы на сие наше единовластное правление. Вот почему нам следует вкупе дать ответ на эту лживую клевету и похвальбу поляков и немцев и доказать неопровержимыми доводами, что русское правление лучше польского. Текст сочинения Юрия Крижанича публикуется по следующему изданию: Юрий Крижанич Политика, изд-во "Новый свет", М., 1997 Сканирование и проверка текста: Есиева П, Шишкина М. Оригинал текста находится по адресу: http://stepanov01.narod.ru Далее читайте:Крижанич Юрий (1618-1683), хорватский богослов, философ, историк, экономист. Крижанич Юрий. Записка о миссии в Москву. В кн.: Новое известие о времени Ивана Грозного. М. Императорское общество истории и древностей Российских. 1901. Россия в XVII веке (хронологическая таблица) |
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |