Николай КИКЕШЕВ
       > НА ГЛАВНУЮ > БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА > КНИЖНЫЙ КАТАЛОГ К >

ссылка на XPOHOC

Николай КИКЕШЕВ

2008 г.

БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Николай КИКЕШЕВ

СЛАВЯНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В СССР:

1941-1948 ГОДЫ

Глава 3. Славянское движение и славянская политика СССР

3.8. СЛАВЯНСКИЙ КОМИТЕТ СССР

Славянский комитет СССР был создан в 1947 году. Его председателем был избран генерал-лейтенант А.С. Гундоров, который являлся его бессменным руководителем до расформирования в 1962 г. В президиум комитета входили известные всей стране люди: военачальники Ф.И. Толбухин, С.А. Ковпак, писатели Н.С. Тихонов, Якуб Колас, В.В. Вишневский, А.Е. Корнейчук, ученые Б.Д. Греков, Н.С. Державин, А.А. Вознесенский, народная артистка Л.П. Александровская, министр высшего образования СССР С.В. Кафтанов, митрополит Крутицкий Николай и другие[1]. Стенограмма пленума Славянского комитета СССР от 29 марта 1947 г. позволяет представить те вопросы, которые стояли перед комитетом. На пленуме обсуждали проект положения о Славянском комитете. Основной его задачей являлось дальнейшее развитие и укрепление дружбы, братских культурных и политических связей между славянскими народами СССР и зарубежных стран. В частности:

а) Разъяснять роль и значение СССР в борьбе за прочный демократический мир и укрепление независимости славянских стран; б) систематически знакомить славянские народы с политическими, экономическими и культурными достижениями Советского Союза; в) разоблачать враждебные славянству реакционные и антидемократические выступления в области политики и идеологии; г) распространять информацию о политической, экономической и культурной жизни славянских стран, о деятельности общественных, культурных и научных славянских организаций[2]. Славянский комитет также должен был осуществлять связь с Общеславянским комитетом в Белграде, с национальными славянскими комитетами, с различными международными организациями, с прогрессивными славянскими организациями в неславянских странах, участвовать в организации общественных мероприятий. 

Гундоров высказал на пленуме свою обеспокоенность судьбой печатного органа комитета: «Несколько слов о журнале "Славяне". Я боюсь, что если мы еще раз выпустим такой номер – нас закроют. Если мы немедленно не изменим положение – журнал закроют, как закрыли уже некоторые другие. Если очередной номер посвятим речам, которые были на активе, – заранее можно сказать, что советская общественность не примет такого номера»[3].

Насколько интенсивно работал Славянский комитет СССР свидетельствуют мероприятия 1949 года: торжественное заседание, посвященное 100-летию со дня рождения болгарского поэта Христо Ботева, 2 марта отметили 125-летие со дня рождения чешского композитора Б.Сметаны, 4 апреля — 200 лет со дня смерти польского поэта Ю. Словацкого. Газеты целые полосы посвящали описанию славянских митингов, публиковали фотографии их участников, статьи ученых, сообщения о дружеских встречах, симпозиумах и многих других событиях в культурной жизни славян.

В протоколах заседаний президиума Славянского комитета СССР много свидетельств его активной деятельности и на международном уровне. Гостем комитета был председатель Американского славянского конгресса Лео Кржицкий. Охлаждение отношений между США и Советским Союзом не могло не сказаться и на славянских делах. Два тома доклада Комиссии палаты представителей Конгресса США по расследованию антигосударственной деятельности Американского славянского конгресса в 1949 г. только подстегнули пресловутую "охоту на ведьм". Америка перестала гордиться своими гражданами славянского происхождения, как это было во Вторую мировую войну, во времена союзнических отношений с СССР. "Холодная война" погубила многие ростки дружбы между двумя великими державами, связующим звеном между которыми являлись славяне.   

Менее проблематичными были отношения со славянами Канады. В архиве сохранилась стенограмма совещания с представителями славянских организаций Канады в ноябре 1947 г. В октябре 1950 г. гостем комитета был генеральный секретарь Канадского славянского комитета Джон Бойда (И.И. Бойчук). Побывала в СССР делегация Товарищества объединенных украинцев Канады.

В справке о работе Славянского комитета СССР за 1953 г. отмечалось, что «В целях оказания помощи Славянскому союзу Уругвая в организации библиотеки и улучшения работы русских школ для детей и взрослых, Славянский комитет послал в 1953 г. более 1500 различных книг и учебников, а также географические карты, школьные таблицы и др.»[4].

В 1953 г Славянский комитет СССР провел торжественные собрания в связи с 75-летием освобождения Болгарии от османского ига, со дня рождения выдающегося общественного деятеля Чехословакии Зденека Неедлы, 10-летия боя под Ленино, где отличились польские части, сформированные в СССР и многие другие массовые мероприятия.

Славянский комитет СССР вел активную работу по обмену делегациями со славянскими комитетами и общинами в Англии, Бельгии, Германии, Греции, Италии, Испании, Франции, США, Канаде, Аргентине, Бразилии, Парагвае, Уругвае, Чили, Австралии и других странах. В 1949 году во время месячника Советской культуры в Болгарии, при посещении города Русе членов делегации несли на руках от машин до места проведения митинга. В Албании, при посещении молодежной стройки – железной дороги, была устроена такая же встреча. Гундоров совершил 37 зарубежных поездок и везде ему устраивался теплый радушный прием. Об этом свидетельствуют многочисленные фотографии из личного архива. И все же это уже были, в основном, двухсторонние отношения, и славянская составляющая подобных встреч уходила на второй план. Славянское движение потеряло главную цель – создание равноправного союза славянских государств и было обречено на умирание. В архивных материалах не удалось обнаружить инициатив, направленных на организацию и проведение всеславянских конгрессов или съездов. По инерции еще проводились встречи, обмен делегациями, которые затем приобрели форму обществ дружбы с зарубежными странами, к примеру, общества советско-канадской, или советско-болгарской дружбы.

Нужно отметить и такую деталь: Славянский союз Уругвая ежегодно проводил славянские съезды, а Славянскому комитету СССР и его председателю, судя по письмам и другим архивным документам, даже в голову не приходила подобная мысль. Славянское движение у эмигрантов было их жизненной потребностью, питалось народными соками и действовало самостоятельно. Чего нельзя сказать о Славянском комитете СССР. В этом плане показательны строки из докладной А.С. Гундорова: «В послевоенные годы из состава комитета выбыли Греков, Пичета, Державин и другие. Нужны новые кадры. Исходя из вышеизложенного, просим разрешить созвать в декабре с.г. расширенное заседание Славянского комитета…»[5].

Переписка с Министерством иностранных дел СССР, Главлитом ТАСС о распространении журнала "Славяне" за рубежом, докладные записки в ЦК ВКП(б), Совет министров о финансировании отправки материалов за границу свидетельствуют, что деятельность комитета не только финансировалась государством, но и была под контролем руководства коммунистической партии.

В 1958 г. А.С. Гундоров пишет докладную в ЦК КПСС: «Славянский комитет содержится в консервированном виде. До минимума сокращена связь со славянскими странами, ликвидировано пресс-бюро, прекращены политические выступления. Осталась только связь со славянской эмиграцией Америки и Австралии. Штат комитета сокращен до 5 человек»[6]. В 1958 году прекратил свое существование пропагандистский рупор комитета – журнал “Славяне”. Гундоров понимал, что нависла угроза закрытия и самого комитета. После пленума 1947 г. он ни разу не обновлялся. Из 32 членов 11 умерли (Баранов, Вишневский, Вознесенский, Греков, Державин, Якуб Колас, Туряница и др.), остальные потеряли с ним связь по различным причинам. На фоне массового славянского движения в США, других странах Америки, Австралии, Славянский Комитет СССР был и оставался единственной и очень немногочисленной организацией, находившейся под руководством партии и полностью зависящей от воли ее идеологов. Об этом свидетельствует письмо Гундорова, хранящееся в его архиве: "Прошу рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшего существования Славянского комитета СССР. Славянское движение имело право на существование, когда Гитлер выступил с расовой теорией… Использование славянской солидарности помогло освобождению славянских и других народов от фашизма. Освобожденные славянские народы после разгрома гитлеровской Германии использовали революционный опыт СССР, и пошли по социалистическому пути развития. Но сейчас, когда создается система социалистических государств, в составе которой находятся многие неславянские народы, нужны другие подходы. Славянский комитет СССР поддерживал связь с украинскими, белорусскими и русскими организациями, но ввиду того, что приобрели большую самостоятельность общества культурных связей с заграницей Украины, Белоруссии, связь Славянского комитета СССР с этими организациями капиталистических стран стала прекращаться»[7]. В 1962 г. Славянский комитет СССР был расформирован, а его члены, в том числе и А.С. Гундоров, влились в Советский комитет защиты мира.

Выводы. Еще в тезисах доклада Совинформбюро «О качестве работы над материалами для зарубежной прессы» от 19 апреля 1945 г. прозвучала мысль, которая в условиях эйфории военных успехов не была услышана. Участник совещания Кондаков сказал буквально следующее: «Мы потерпим большое политическое поражение,  если не закрепим результаты Отечественной войны и тех симпатий, и того сочувствия, которые имеются к Советскому Союзу в народных массах». Замечание было своевременное и, к сожалению, оно не было учтено в последующей практической деятельности различных советских служб, занимавшихся развитием контактов со странами Центральной и Восточной Европы,  освобожденных Красной Армией.  Более того, мы очень быстро «промотали» весь моральный и политический  капитал, который получили в конце войны, как освободители этих славянских стран.

 Советско-югославский  конфликт 1948 г., события  1953 г. в ГДР, 1956 г. – в  Венгрии и Польше,  1968 г. – в Чехословакии, в 80-х годах – в Польше – все они свидетельствуют о серьезных ошибках внешней политики Советского Союза, который близкую и понятную народным массам славянскую идею, скрепленную совместно пролитой кровью, снова сменил на научный коммунизм, в основе которого лежала доктрина пролетарского интернационализма. На ее обслуживание были брошены все пропагандистские силы Советского Союза, а славянское движение прозябало в безвестии. Следствием этих ошибок стало крушение Организации Варшавского договора, а затем и СССР, Югославии, Чехословакии. Постепенно славянские государства были вовлечены в сферу интересов западной цивилизации, стали членами Европейского союза и НАТО.

Идея создания союза славян для борьбы с фашизмом была главенствующей в славянском движении. Политическая функция славянского движения особенно проявилась в конце Великой Отечественной войны, когда Европа была поделена на сферы влияния между Советским Союзом и Великобританией и советское правительство взяло курс на создание союза славянских государств. Эта политика получила всемерную поддержку руководителей славянских стран, делегатов Славянского конгресса в Белграде (декабрь 1946 г.), а также в ходе подготовки первого послевоенного кон­гресса ученых-славяноведов, который должен был пройти в Москве в апреле 1948 года. Славянский союз должен был стать основой блока государств Центральной и Юго-Во­сточной Европы, вставших на путь "народной демократии", который в дальнейшем получил название Варшавский договор. В формирующийся блок входили и неславянские страны, и советские идеологи снова решили опираться на доктрину пролетарского интернационализма. Был создан Коминформ, объединявший компартии будущих стран социализма. Но главный удар по идее славянского союза нанес разрыв отношений между компартиями СССР и Югославии в июне 1948 г. После этого идеология Варшавского договора базировалась исключительно на классовой доктрине пролетарского интернационализма.

Использование советским руководством идеи славянской взаимности в политических целях оказалось возможным потому, что этот феномен существовал и существует объективно у славянских народов на уровне подсознания. Однако все попытки реализовать идею всеславянского единства на почве доминирования России или Советского Союза, как источника высшей духовной культуры, в конечном счете, оказываются безрезультатными. Только объединение «как равный с равным», без ущемления национальных чувств малых славянских народов может привести к положительному результату.

Судьба славянского единства и славянского мира не должна находиться в рабской зависимости от царей, генсеков, президентов и прочих политиков, исповедующих национальную или интернациональную идеи. Как цивилизационная идея, связанная с духовными основами жизни славянских народов, она и должна реализовываться в интересах сохранения целостности славянского мира, его духовных, материальных и нравственных ценностей. Союз славянских государств может состояться не в результате утилитарно-политических соглашений и комбинаций, которые вызывают подозрение в сговоре и неприятие, а на основе искренних от души идущих побуждений политиков, опирающихся на духовные основы жизни народа и прочный фундамент славянской идеологии.

Примечания

[1] Стенограмма пленума Славянского комитета СССР от 29 марта 1947 г.

[2] ГА  РФ.  Ф. Р – 9564. Оп. 1. Д. 83. Л. 3.

[3] ГА  РФ.  Ф. Р – 9564. Оп. 1. Д. 83. Л. 40.

[4] ГА  РФ.  Ф. Р – 9564. Оп. 1. Д. 84. Л. 14.

[5] ГА  РФ.  Ф. Р – 9564. Оп. 1. Д. 84. Л. 19.

[6] ГА  РФ.  Ф. Р – 9564. Оп. 1. Д. 84. Л. 41.

[7] Там же. Л. 28-29.

Вернуться к оглавлению

Кикешев Н.И. Славянское движение в СССР: 1941-1948 годы. Москва. 2008.


Далее читайте:

Славянство (сайт, созданный в рамках программы "Форум славянских культур").

История Болгарии (хронологическая таблица).

История Болгарии в XIX веке (хронологическая таблица).

История Болгарии в XX веке (хронологическая таблица).

История Польши в XX веке (хронологическая таблица).

История Чехии (хронологическая таблица).

История южных славян (хронологическая таблица).

История южных славян в XX веке (хронологическая таблица).

История России по векам: | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV | XVI | XVII | XVIII | XIX | XX |  (система хронологических таблиц).

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС