Николай КИКЕШЕВ |
|
2008 г. |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Николай КИКЕШЕВСЛАВЯНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В СССР:1941-1948 ГОДЫГлава 3. Славянское движение и славянская политика СССР3.5. БЕЛГРАДСКИЙ СЛАВЯНСКИЙ КОНГРЕСС Необходимо отметить, что Славянскому конгрессу в Белграде посвящены отчеты и статьи в центральной прессе Советского Союза того времени, публикации журнала «Славяне», исследования славистов, в частности, М.Ю. Досталь[1]. В ГА РФ обнаружил неопубликованную статью члена делегации Всеславянского комитета М. Рыльского «На первом послевоенном Всеславянском конгрессе в Белграде», которую удалось опубликовать в приложении к монографии «Славяне против фашизма»[2]. Все это позволяет воссоздать подробную картину события. Торжественное открытие Славянского конгресса состоялось в Белграде 8 декабря 1946 г. в зале Народного университета имени Коларца. В 10.15 в зал под бурные аплодисменты вошли председатель правительства Федеративной Народной Республики Югославии И.Б. Тито, председатель президиума Народной Скупщины Иван Рибар, другие члены правительства. Овациями встретил зал и появление маршала Толбухина, который командовал 3-м Украинским фронтом, освобождавшим Балканы и Альпы от оккупантов. Председатель Славянского комитета Югославии ректор Белградского университета доктор Стеван Яковлевич, открывая съезд, сказал: «Первое слово любви, приветствия и благодарности мы посылаем мощному Советскому Союзу, его народам, его храброй Советской Армии-освободительнице»[3]. С. Яковлевич, приветствуя все славянские народы, подчеркнул, что первый послевоенный славянский съезд в Белграде собрал лучших их представителей. Профессор Радован Лалич зачитал список членов президиума съезда, в который от Советского Союза вошли Толбухин, Ковпак, Александровская, митрополит Николай, Вознесенский, лидеры славянского движения председатель ВСК генерал-лейтенант А.С. Гундоров, председатель славянского комитета Польши профессор Мечислав Михалович, председатель славянского комитета в Праге Зденек Неедлы, глава болгарской делегации Влко Червенков и генерал-лейтенант Михайло Апостольский — македонец, герой народно-освободительной борьбы в Югославии. Славян США в нем представлял Златко Балаконович, Канады – Матей Шатульский. В почетный президиум были избраны генералиссимус Иосиф Виссарионович Сталин, маршал Иосип Броз Тито, Болеслав Берут, Эдвард Бенеш, Георгий Димитров, большие портреты которых украшали сцену, а также временный председатель Болгарской Республики Василь Коларов, заместитель председателя Югославского правительства Эдвард Кардель. Выступая на открытии конгресса, Иосип Броз Тито отметил: «Нам, славянам, действительно, есть чем гордиться. Мы гордимся тем, что именно славяне стали носителями лучших и более счастливых общественных отношений, лучшего общественного строя. Мы гордимся Великим Советским Союзом, мы гордимся и тем, что именно славяне стали строителями, укрепляющими и созидающими истинно народную демократию… Мы собираемся здесь, чтобы твердо заявить, что славяне никогда больше не будут служить чужим интересам... что никогда больше не повторится та ужасная трагедия, которая обрушилась на славян... Мы, славяне, хотим только мира для того, чтобы спокойно развиваться, полностью посвятить себя нашему строительству и залечиванию ран, нанесенных войной, чтобы посвятить себя культурному строительству, чтобы славяне, вот так духовно объединенные, сделали еще больший и лучший вклад в дело прогресса человечества»[4]. Маршал Толбухин в своей речи приветствовал собравшихся от воинов 3-го Украинского фронта, которые рука об руку с сербами, хорватами, словенцами, черногорцами, болгарами сражались с фашистами. «В боевом содружестве славянских народов, — подчеркнул прославленный военачальник, — мы достигли полной победы над врагом, создали возможность свободного национального развития всем славянским народам. Я хотел бы вам напомнить слова Яна Коллара: «В наше время недостаточно быть хорошим русским, горячим поляком, совершенным сербом, ученым чехом и говорить хотя бы самым правильным образом не только по-русски, по-польски, по-сербски, по-чешски. Прошли детские годы славянских народов. Дух нынешнего славянства налагает на нас другую, высшую обязанность — считать всех славян братьями одной великой семьи»[5]. От имени чехословацкой делегации конгресс приветствовал профессор Юрий Доланский. «На съезде присутствует не только дух Яна Коллара, – сказал он, – но и Томаша Масарика, Людовита Штура и всех других мыслителей, проповедовавших, что только славянское сотрудничество и славянская взаимность могут привести нас к новой жизни. Мы хотим достигнуть единства славянских народов созданием единого очага духа. Это не демонстрация, а труд, это труднейшее дело. Да здравствует братство и единство славянских народов! Да здравствует братство и единство всех народов в мире»[6]. От Болгарии съезд приветствовал Влко Червенков. Хорват Златко Балакович от имени славян США сказал, что американские славяне были самыми горячими сторонниками политики президента Рузвельта, направленной на оказание помощи союзникам в борьбе с фашизмом. Затем Стеван Яковлевич зачитал приветствия съезду, в том числе, и телеграмму Председателя Совета министров СССР генералиссимуса И.В. Сталина: «Приветствую участников первого послевоенного славянского конгресса – представителей свободолюбивых славянских народов. Уверен, что славянский конгресс будет способствовать дальнейшему укреплению дружбы и братской солидарности славянских народов, и послужит делу развития демократии и упрочения мира между народами». Председатель Крайовой Рады Народовой Польши Болеслав Берут в приветствии съезду подчеркнул: «Возрожденная демократическая Польша, возвратившаяся на свои исконные славянские земли на Одере, Нейсе и Балтике, осуществляет великое дело восстановления опустошенной страны, сознавая свой долг – отстаивать западную цитадель славянства»[7]. Председатель Чехословацкой республики доктор Эдвард Бенеш особо отметил, что «на съезд собрались не отдельные выдающиеся личности, а подлинные представители славянских народов, вышедших возрожденными из огня войны. Никогда еще обстановка для искреннего и эффективного сотрудничества между славянскими народами не была такой благоприятной, как ныне. Ваш съезд создает организационные формы этого сотрудничества, которое прежде всего должно основываться на глубоком взаимном ознакомлении»[8]. Председатель совета министров Болгарии Георгий Димитров подчеркнул в приветствии, что болгарский народ «вопреки превратностям своей судьбы, отстоял в жестокой борьбе и сохранил навсегда живое, крепкое чувство солидарности и братской дружбы со своим освободителем — великим русским народом, со всеми славянскими народами… Уверен, что конгресс будет успешен, ибо ничто так не сплачивает народы, как совместная защита своей свободы и независимости и совместное служение общечеловеческому прогрессу»[9]. На второй день съезда кресло председателя занял генерал-лейтенант А.С. Гундоров. С основным докладом «Борьба славянских народов за мир и демократию» выступил видный политический и общественный деятель Югославии, член Исполкома ЦК КПЮ Милован Джилас. «Теперь уже больше никто не отрицает, – подчеркнул оратор, – что главную роль в борьбе против фашистских захватчиков сыграли славянские народы. Я не стану доказывать общепризнанный факт, что разгром гитлеровской Германии и ее союзников, по сути дела, это заслуга Советского Союза. Это была война свободолюбивых народов, свободолюбивого человечества против фашизма,.. поэтому и победа в войне не является победой только славян над германскими империалистами и их союзниками, – это победа всего прогрессивного человечества. Но… великая победа человечества в этой войне в основном завоевана кровью сынов славянских народов[10]. Реакционные господствующие круги великих западных держав открыто старались направить германских империалистов на Восток, на СССР, на славянские государства и народы. Кто может забыть политику Англии и Франции во время мюнхенского соглашения? Кто может забыть, как позорно была предана Чехословакия[11]. С Россией и в смерти, и в жизни, – говорили крестьяне. Поэтому, выступая в качестве югослава, я думаю, что могу сказать и от имени всех вас: нет славянского сотрудничества без бескорыстной любви и дружбы к Советскому Союзу, мы не можем добиться успеха в борьбе за мир и демократию, не опираясь на Советский Союз. Это сотрудничество не угрожает ни одному народу»[12]. После Джиласа слово было представлено делегату от славянских комитетов Аргентины, Боливии и Уругвая Христо Геневскому. Он подчеркнул, что только в Аргентине 130 демократических организаций объединяют 800 тыс. славян. В апреле 1943 г. проходил I Латиноамериканский славянский конгресс, а в октябре 1946 г. состоялся II форум латиноамериканских славян. «Ныне, впервые в истории славянских народов, – подчеркнул докладчик, – они действительно свободны, что самое важное, в борьбе за свободу родилось славянское единство, являющееся гарантом этой свободы, независимости и благосостояния наших родин. Мы, славяне Южной Америки, считаем, что славянское единство должно быть полным и обязуемся перед лицом этого величественного съезда отдать все свои силы для дела этого славянского единства». Член советской делегации инженер Сталинградского завода Степанов рассказал о героических днях битвы на Волге, в которой ему довелось участвовать. Заместитель министра народного просвещения Польши Станислав Трояновский подчеркнул, что «основной мыслью нового урегулирования отношений в Средней Европе после войны является регулирование территориальных вопросов для того, чтобы раз и навсегда были устранены причины споров и вражды между государствами»[13]. В западные земли мы переселили 4 млн. поляков. Предстоит переселить еще 2 млн. Мы приступили к распределению 600000 хозяйств между тремя миллионами крестьян… основали свыше 4 тысяч польских школ, пять высших школ, тысячу яслей и 130 детских домов[14]. Реакционные политики хотели бы, как и раньше, видеть Польшу и Советский Союз враждебными один другому. Мы желаем быть суверенными государствами, а не игрушкой в чьих-то руках. Славянские народы любят мир, желают мира, но не желают достигнуть его ценой разъединения славянских народов. Последняя война показала, что немцы являются общей опасностью для всех славянских народов. Что же нас связывает на политическом поле? Нас связывает именно эта совместная опасность, угрожающая нам со стороны Германии... Нас связывает традиция совместной борьбы за политическую свободу народов и экономическое освобождение, нас связывает братство по оружию и совместно пролитая кровь против исконного врага – фашизма, нас связывает опыт, приобретенный в этой борьбе, опыт, который диктует нам необходимость сотрудничества во всех областях политической, экономической и культурной жизни в духе взаимного доверия и дружбы всех славянских государств»[15]. Представитель болгарской делегации Влко Червенков в своем выступлении сказал: «Наш народ 9 сентября 1944 года поднял вооруженное восстание, сверг фашистскую диктатуру, взял власть в свои руки…За обе фазы Отечественной войны болгарского народа против Германии наша армия потеряла 32 тыс. убитыми и ранеными, способствовала освобождению Балкан от фашизма и своей кровью смыла позор, нанесенный Болгарии ее бывшими правителями. Новое славянское движение строится на началах полной национальной независимости и государственного суверенитета славянских народов. В нем славянские народы равны и суверенны. Славяне объединяются не для завоевания чужих земель, а для того, чтобы отстоять свою землю, свою национальную независимость и свободу, для того, чтобы обеспечить себе мир и безопасность. Вот почему мы можем спокойно сказать: без славянского единства нет продолжительного и справедливого мира на земле. Кто против славянского единства, тот против мира, тот помогает поджигателям новой войны[16]. Доктор Густав Гусак сказал в своем докладе: «Чехословацкая республика явилась первой жертвой фашистских агрессоров и первой жертвой международных реакционных интриг. Чешский народ потерял большую часть своей интеллигенции. Сотни тысяч чехов прошли через концлагеря. Наши села были опустошены немецкими и венгерскими агрессорами... Самый большой исторический опыт – это коллективный опыт народа. Поэтому чешский и словацкий народы с помощью Красной Армии и всех славянских народов добились своей свободы и поняли ошибки прошлого, и поэтому сумеют прочно оберегать приобретенное. Для того, чтобы мир и свобода были прочными, нужно устранить то, что вызывало в прошлом потерю этой свободы… Наши народы, народы Чехословакии, на основании собственного опыта поняли, что только единение со всеми славянскими народами – русским, белорусским и украинским – обеспечит существование нашего народа. Этот наш союз должен быть нерушимым, и на нем основывается внешняя политика Чехословакии и вся деятельность чехословацкого народа»[17]. Горький опыт истории показал славянским государствам с таким значительным немецким меньшинством, как в Чехословакии и Польше, что они имеют вражескую колонну, которую не смеют оставлять в границах своего государства, если хотят обеспечить мир как для себя, так и для своих соседей[18]. Наши славянские народы объединены не тем, что имеют общего, теперь побежденного, неприятеля, а тем, что все они стремятся к лучшему социальному строю и более высокому культурному развитию. Их объединяет стремление к длительному миру в этой части Европы и во всем мире. Чехословакия сделает свой вклад в сотрудничество славянских народов, тем более что корень славянской идеи у нас, небольших славянских народов, берет свое начало с таких старых славянских мыслителей как Коллар, Шафарик, Штур и др. Это основа нашей государственной и народной политики. Это необходимое условие нашего существования»[19]. После перерыва на съезде председательствовал руководитель польской делегации академик Мечислав Михалович. С докладом «Роль славян в истории мировой культуры» выступил академик Б.Д. Греков. Он осветил историю славянства от римской эпохи до Второй мировой войны, их борьбу за свою свободу и независимость. «Славянские народы еще раз спасли от современных варваров Европу и весь остальной мир, – подчеркнул докладчик. – И вклад этот сделан кровью, пролитой миллионами простых людей – героических бойцов Красной Армии, польских жолнеров, сербских, черногорских, хорватских, словенских, боснийских и македонских партизан маршала Тито, болгар, чешских и словацких патриотов. Так родился братский союз славянской демократии, покоящийся на общей заинтересованности в охране всеобщего мира и безопасности, в демократизации Европы, в окончательном уничтожении остатков фашизма»[20]. В заключение Греков сказал: «От бредовых мечтаний о всемирном владычестве германской расы остались лишь руины сожженных европейских городов, трупный смрад Майданека и Освенцима, страшные фолианты нюренбергского процесса. А славянская культура живет и оправляется от ран, черпая силы в неодолимом единении обновленных славянских демократий, и будет цвести вечно, озаряя человечество все новыми и новыми чудесными плодами славянского гения»[21]. С содокладами выступили президент Сербской АН А. Белич, президент Чехословацкой Академии наук и искусств З. Неедлы, болгарский академик Т. Павлов, ректор ЛГУ профессор А.А. Вознесенский, ректор Белградского университета С.Яковлевич, которые рассказали о вкладе своих народов в мировую культуру. Своеобразным подведением итогов этой темы стало выступление монсиньора Светозара Риттича. «Поздравляю вас всех, – сказал хорватский священник, – с открывшейся перед нами картиной, что мы больше не маленький югославский народ, а члены большой славянской семьи, охватывающей половину Европы, треть Азии и четвертую часть земного шара (Аплодисменты). Мы, присутствующие на этом торжественном собрании, обещаем, что никогда не откажемся от своего братства. История и несчастья научили нас уму-разуму. Суровая доля – лучшая школа. А может быть, необходимо сказать, что мы, южные славяне, никогда не откажемся и никогда не отделимся от семьи славянских народов (бурные одобрения), так как мы испытали жестокость некоторых наших соседей и их лозунг: «Давидо ет импера». Мы не отделимся, так как в нас живет вера, что славянская демократия, сплачивающая славянские народы в одну семью, учит: не делай другому того, чего не желаешь, чтобы он тебе делал[22]. Митрополит Николай передал делегатам от Русской Православной Церкви искренние приветствия, пожелания укрепления уз всеславянского единства и всеславянской братской дружбы. Он рассказал о деяниях РПЦ в годы войны. «Какое это было волнующее зрелище, – сказал русский священник, – это наше священное историческое всеславянское единство в борьбе против фашизма. Славянские народы, славяне, рассеянные по другим странам – все были охвачены одними чувствами, одними порывами, одними усилиями – освободить мир от фашистского яда»[23]. 10 декабря заседание конгресса вел Зденек Неедлы. Делегаты с большим вниманием выслушали выcтупления Мечислава Михайловича, югославского академика Александра Белича, который дал свое определение новой славянской цивилизации. «Наша цивилизация, – подчеркнул докладчик, – является ничем другим, как только объединением культур отдельных славянских народов в одно целое, родившееся из благородных побуждений самозащиты и любви славянских народов, не может быть направлена ни против кого. Она является результатом огромного труда на пользу всех народов»[24]. От имени советских женщин выступила известная белорусская артистка Лариса Александровская. Ректор Ленинградского университета А. Вознесенский рассказал о достижениях Советского Союза. Депутат чехословацкого парламента Мария Швермова в своем выступлении отметила, что народная демократия – это завоевание славянских народов. Депутат Великого народного собрания Болгарии Георги Михайлов сравнил ситуацию в стране до и после войны. «Около 300 газет и журналов, свыше 3000 книг и брошюр тиражом в сотни тысяч экземпляров были изъяты фашистами. Редакторы, издатели и сотрудники были частично убиты, частично сгноены в тюрьмах и концлагерях, частью загнаны в подполье или эмиграцию. В общей сложности это не менее 60 тысяч жертв фашистского террора на культурном фронте. Из них 15000 пали смертью героев на фронте борьбы против фашизма. После победы 9 сентября 1944 г. страну и народ Болгарии охватил пафос невиданного доселе культурного строительства. Вместо одного университета создано пять, вместо 10-12 тысяч студентов — 45 тысяч, вместо 101 гимназии — 252, при которых работают вечерние полные и неполные гимназии. Союз народных читален насчитывает 3620 библиотек и 400 тысяч индивидуальных членов, более 4 млн. томов, из них 3 млн. книг куплены после 9 сентября 1944 г.»[25]. Слово было предоставлено делегату Славянского союза Австралии Ивану Коссовичу, делегату от славян Новой Зеландии Филиппу Фунде, который проехал 14 тысяч миль, «чтобы приветствовать съезд, который принесет пользу всем славянам»[26]. Пятое заседание славянского съезда началось 11 декабря в 9.15 под председательством Влко Червенкова. П. Саевич зачитал отчет мандатной комиссии. Затем слово представляется патриарху Сербской Православной Церкви Гаврило Дожичу. Аплодисментами было встречено его высказывание: «Если случалось, что славянские народы под влиянием внешних или внутренних событий сходили с истинного пути взаимной любви, дружбы и сотрудничества, и вставали на путь взаимного нетерпения и трений, они, к сожалению, очень часто за эту ошибку расплачивались своей жизнью. Славянская солидарность, которой мать Россия была путеводной звездой, нашей вековой защитницей и покровительницей — эта славянская солидарность, которая здесь сегодня так выразительно демонстрируется, является самой прочной гарантией будущего развития и величия славянских народов»[27]. Украинский поэт Максим Рыльский в своей речи привел слова Тараса Шевченко: «Мы дети одной матери, все мы славяне». Но детей одной матери не раз ссорили между собой враги во имя своих разбойничьих целей. Священная война против фашистской Германии и ее прихвостней показала всю неодолимую мощь единой великой славянской семьи… Золотые мосты строили мы, братья славяне, там, где в прошлом текли кровавые реки, – сказал в заключении М. Рыльский. – И горе тому, кто поднимет руку на эти мосты»[28]. Казимир Виктор выступал на конгрессе от имени польских писателей и художников, а затем Ян Мартак рассказал о деятельности Матицы словацкой. «После уничтожения Великой Моравии, – подчеркнул он, – словаки оказались под властью венгерских феодалов, немецких колонистов, которые имели огромные привилегии перед коренным народом. Только немцы имели право основывать свои города и условия для культурной работы. Когда в 1918 году образовалось Чехословацкое государство, у словаков не было ни одной начальной школы. Матица словацкая была культурным центром, средоточием словацкой духовности»[29]. С докладом: «Новое славянское движение и задачи славянских организаций» выступил А.С. Гундоров. Он рассказал, как зарождалось славянское движение в Советском Союзе, о деятельности Всеславянского комитета в годы войны, определил задачи славянских организаций в послевоенный период, высказал свои предложения по организационной структуре их взаимодействия. В частности, Гундоров сказал: «Размах, который приобрело новое славянское движение и ответственные задачи, стоящие перед ним, требуют постоянного делового контакта между славянскими комитетами и взаимной информации. Уже давно возникла необходимость в создании постоянной и авторитетной организации, которая могла бы стать центром связи между славянскими организациями... Необходимо создать комитет с целью осуществления связи и информации между национальными славянскими комитетами, другими славянскими организациями для дальнейшего развития культурных и политических связей между славянскими народами и координации работы славянских комитетов в проведении общеславянских мероприятий»[30]. Гундоров предложил структуру общеславянского комитета: по 5 представителей от каждого национального комитета и по 2-3 кандидата. В президиум входят председатель и по одному его заместителю от каждой славянской страны. В состав комитета могут войти с правом совещательного голоса представители крупнейших объединений славянских организаций эмиграции. Поскольку комитету предстоит вести большую повседневную практическую деятельность, Гундоров предложил следующую структуру секретариата: а) группа информации — сбор и распространение информации о славянских народах, деятельности славянских организаций и работе, выполненной самим комитетом; б) группа печати — популяризация в прессе, радио идей славянского движения, достижений славянских стран, разоблачение досужих вымыслов; в) группа организационно-массовой работы — организация выставок, конференций, совещаний и т.д. «Всеславянский комитет, – сказал в заключение Гундоров, – готов передать новой общественной организации свои связи и опыт. Мы будем рады, если этот вклад поможет ей выполнить столь почетные и ответственные задачи. Комитет должен располагаться в Белграде, так как Югославия объединяет пять из 12 славянских народов»[31]. М. Межзей отметил, что впервые в истории славянских народов было организовано сотрудничество всех славянских народов. Все прежде лишь искренне пытались создать массовое славянское движение. Лишь сейчас, в новых условиях, при наличии новых отношений между славянскими странами, стало возможным приступить к организованному сотрудничеству[32]. Представитель Венгрии Антон Робе приветствовал собравшихся от 350 тысяч славян его страны. После обеденного перерыва председательствовал генерал-лейтенант Михаил Апостольский. С содокладами по организационным вопросам выступили генеральный секретарь Славянского комитета Польши профессор доктор Генрих Батовский, уполномоченный министр Чехословакии Прокоп Макса, председатель Славянского комитета Болгарии Георги Петров. Проект резолюции конгресса по организационным вопросам зачитал генерал-лейтенант А.С. Гундоров. Делегаты постановили избрать Общеславянский комитет с местом пребывания в городе Белграде; в своей работе руководствоваться временным положением, а к следующему славянскому конгрессу разработать проект устава комитета. Общеславянскому комитету поручалось издать стенограмму конгресса на всех славянских языках и созвать Второй послевоенный славянский конгресс в 1948 году, приурочив его к 100-летию первого славянского съезда[33]. По предложению С. Благоевой была принята резолюция, одобрявшая пятилетнюю деятельность Всеславянского комитета, выражавшая благодарность его президиуму, членам и сотрудникам за самоотверженную работу[34]. Проект временного Устава Общеславянского комитета зачитал Георгий Михайлов. Он был принят единогласно. Радован Лалич огласил список кандидатов в члены Общеславянского комитета, который также был принят без изменений. Предложение Р. Лалича избрать председателем комитета генерал-майора Божидара Масларича делегаты встретили бурными аплодисментами. Столь же бурно реагировали собравшиеся, когда полковник Мочалов зачитывал Обращение первого послевоенного Славянского конгресса к славянам и всем свободолюбивым народам мира. Президиум конгресса направил телеграммы Сталину, Тито, Димитрову, Беруту, Бенешу и Молотову, который представлял СССР в ООН. Всего на конгрессе выступило более 30 человек. Б. Масларич, подводя его итоги, поблагодарил за доверие и пожелал претворить в жизнь решения столь представительного форума славян. Нужно отметить, что два делегата от лужицких сербов были приглашены на Славянский конгресс в качестве гостей с совещательным голосом, однако они задержались в пути, прибыли после завершения работы съезда и выступить на нем не смогли. Подводя некоторый итог, необходимо отметить, что Славянский конгресс в Белграде стал яркой демонстрацией славянского единства, которое закалилось в горниле войны, окрепло в идейных схватках с фашистской идеологией. Но, самое главное, идея дружбы и славянского братства находила широкий отклик и поддержку в народных массах. Очевидец событий писал: «В день закрытия Славянского конгресса 11 декабря на обширной площади Республики и примыкающих к ней улицах собралась добрая половина жителей Белграда, чтобы приветствовать делегатов. Люди стояли вплотную друг к другу. Школьники в лихо надвинутых набекрень «титовках», как их здесь называют, облепили все деревья. На балконах, в окнах домов, на площади и на соседних улицах — везде были люди, молодые и старые, женщины и мужчины, интеллигенция, рабочие и крестьяне. Мы узнали на следующий день из газет, что на митинг пришло двести тысяч человек... Поезд, увозивший делегатов из Белграда, на каждой остановке ожидала торжественная встреча. Буквально все население городов и поселков выходило на железнодорожные станции, повсюду празднично реяли флаги и на разных языках звучали горячие слова привета»[35]. После окончания конгресса в каждой стране была развернута широкая агитационная кампания по популяризации его итогов: выступления, доклады, лекции делегатов в столицах и провинции, выступления в прессе, по радио и пр. Послевоенное славянское движение опиралось на искренние симпатии славянских народов к их освободителю — Советскому Союзу и его доблестной Красной Армии. Именно поэтому конгресс получил такой размах, широко освещался в печати, транслировался по радио, была снята кинохроника. Словом, это было поистине событие, если не мирового, то всеславянского масштаба, патриотический праздник всех славянских народов. Конгресс сыграл положительную роль в истории славянского движения, показав пример искренней народной солидарности и сочувствия идее славянской взаимности со стороны простых людей, далеких от высокой политики. Руководство славянских стран в выступлениях участников конгресса получило поддержку своим внешнеполитическим усилиям в урегулировании послевоенных пограничных вопросов. Для Чехословакии и Польши особенно важны были заверения в незыблемости их границ с Германией; Югославию единодушно поддержали в ее требовании возврата Триеста и Юлийской Крайны, Болгарию – в отпоре притязаниям Греции на пограничные македонские земли. Примечания [1] Досталь М.Ю. Белградский славянский конгресс победителей фашизма (1946). Славянские съезды XIХ-ХХ вв. М., 1994. С. 226-242. [2] Кикешев Н.И. Славяне против фашизма. Приложение II. М. Рыльский. На первом послевоенном Всеславянском конгрессе в Белграде. М. 2005. С. 361-372. [3] ГА РФ. Ф. Р- 6646. Оп. 4. Д. 11. Л. 3 [4] ГА РФ. Ф. Р – 9564. Оп. 1. Д. 40. Л. 1. [5] ГА РФ. Ф. Р – 9564. Оп. 1. Д. 40. Л. 3. [6] Там же. [7] ГА РФ. Ф. Р – 9564. Оп. 1. Д. 40. Л. 23. [8] Там же. [9] Там же. Д. 42. Л. 101. [10] ГА РФ. Ф. Р – 9564. Оп. 1. Д. 40. Л. Л. 24. [11] Там же. Л. 26-27. [12] Там же. Л. 55. [13] ГА РФ. Ф. Р – 6646. Оп. 4. Д. 11. Л. 3. [14] Там же. Л. 15. [15] Там же. Л. 17. [16] ГА РФ. Ф. Р – 6646. Оп. 4. Д. 11. Л. 18. [17] Там же. Л. 23. [18] ГА РФ. Ф. Р – 6646. Оп. 4. Д. 11. Л. 3. [19] Там же. Оп. 2. Д. 37, Л. 46. [20] ГА РФ. Ф. Р-9564. Оп. 2. Д. 37. Л. 52. [21] ГА РФ. Ф. Р- 9564. Оп. 2. Д. 37. Л. 63. [22] ГА РФ. Ф. Р- 6646. Оп. 4. Д. 11. Л. 65. [23] ГА РФ. Ф. Р – 6646. Оп. 4. Д. 11. Л. 67. [24] Там же. Л. 68. [25] ГА РФ. Ф. Р – 6646. Оп. 4. Д. 11. Л. 70. [26] Там же. Л. 77. [27] Там же. Л. 33. [28] Там же. Л. 35. [29] ГА РФ. Ф. Р – 6646. Оп. 4. Д. 11. Л. 36. [30] Там же. Л. 79. [31] ГА РФ. Ф. Р – 6646. Оп. 4. Д. 11. Л. 101. [32] Там же. Л. 39. [33] ГА РФ. Ф. Р – 6646. Оп. 4. Д. 11. Л. 43. [34] Там же. Л. 195. [35] ГА РФ. Ф. Р – 6646. Оп. 4. Д. 11. Л. 196. Кикешев Н.И. Славянское движение в СССР: 1941-1948 годы. Москва. 2008. Далее читайте:Славянство (сайт, созданный в рамках программы "Форум славянских культур"). История Болгарии (хронологическая таблица). История Болгарии в XIX веке (хронологическая таблица). История Болгарии в XX веке (хронологическая таблица). История Польши в XX веке (хронологическая таблица). История Чехии (хронологическая таблица). История южных славян (хронологическая таблица). История южных славян в XX веке (хронологическая таблица). История России по векам: | IX | X | XI | XII | XIII | XIV | XV | XVI | XVII | XVIII | XIX | XX | (система хронологических таблиц).
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |