Николай Дик, Петр Дик |
|
2006 г. |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Николай Дик, Петр ДикКультурологияУчебное пособие для вузов ЧАСТЬ IТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫГЛАВА 9. АНТРОПОЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРАОсновные понятия: Понятие антропоэтнической культуры. Исследование культуры народов культурантропологией и этнологией. Направления исследования этничности. Культура этнических общностей и межэтнических отношений. Исторические общности людей. Национализм.
Полемика по проблемам этнических и межэтнических процессов В терминах «человек» (антропос), «народ» (этнос), «обычай, нрав, характер» (этос), принятых многими языками мира из древнегреческого, выражается смысловое ядро феномена культуры. Ведущая характеристика культуры может быть представлена как динамичный синтез мировоззренческой и нормативной культуры (обычай, нрав, характер), возможный на уровне взаимообусловленного бытия индивида и народа. Внутренняя сторона бытия культуры человека и народа есть мировоззрение, внешняя – норма поведения. В мире миллиарды индивидов, тысячи этнических общностей. Для общечеловеческой культуры жизненно важно описать и понять их эволюцию, взаимоотношения и развитие. Исследование антропоэтнической культуры осуществляют преимущественно культурантропологи и этнологи. Полученный эмпирический материал является основой развития культурологии как самостоятельной отрасли гуманитарного знания. Следует отметить, что полемика по проблемам этнических и межэтнических процессов, зачастую приобретает острый характер (до политических конфликтов и военных столкновений), что является косвенным подтверждением специфики этнического самосознания. Отсюда особое значение формирования гуманной этнической (национальной) культуры в целом и культуры межэтнического (межнационального) общения, в частности. Культурантропология (социальная и (или) культурная антропология) - сравнительно молодая гуманитарная наука. Её отличают от традиционной антропологии, являющейся естественнонаучным знанием о человеке. Культурантропология представлена зарубежными научными школами, в основном английской и американской. Зарубежные и отечественные исследования конкретных культур проводятся преимущественно в рамках традиционных этнографии, этнологии и этносоциологии. Совокупность эмпирических данных исследования этнического феномена обычно считается достижением этнографии, этнологии, этносоциологии, этнопсихологии, этнополитологии. Термин «этнология», эпизодически встречающийся в традиции отечественного гуманитарного знания, является общепризнанным названием зарубежных исследований этнической культуры, осуществляемых философскими и гуманитарными науками – фундаментальными и прикладными. Этнографическую школу Ф. Боаса считают научной предшественницей американской культурантропологии. Используя методы лингвистики, школа Ф. Боаса описала механизмы передачи социального опыта в традиционном племенном обществе. М. Мид исследовала отношения между поколениями и пришла к выводу, что смена ценностей происходит значительно медленнее, чем обновление научно-технических знаний. В качестве метода исследования школой была предложена аккультурация – длительный процесс контактов между двумя группами, приводящий к культурным изменениям в обеих группах. В процессе аккультурации устанавливается новый баланс. Исследования взаимоотношений европейских форм с традиционным африканским образом жизни помогли сделать аргументированный вывод, что формы общественного устройства африканцы приняли значительно быстрее, чем их идеологическое объяснение. Многие основные формы социального поведения африканцев модифицировались или остались прежними и прижились в новой системе форм жизни, принятой от европейцев. Исследователи взаимопроникновения цивилизаций предложили типологию (без единого основания) видов контактов между частями социальных организаций: глобальными популяциями и группами; дружественными и враждебными; равными и неравными; однородными и разнородными; различающимися по месту осуществления. Английская школа социальной антропологии больше внимания уделяла разработке концепций. Был учтён опыт английской мифологической школы Дж. Дж. Фрэзера, Э. Тэйлора, концепции французских учёных Л. Леви-Брюля и Э. Дюркгейма. На основе конкретных исследований культуры народов Азии и Африки они изучили функции традиционных и инновационных институтов власти. Б. Малиновский на основе функционального метода выделил принципы, необходимые при изучении взаимных проникновений разных социальных систем. В динамике проникновения он называет три фазы: европейские интересы, контакты и изменения, реакция трайбализма. Наличие или отсутствие общего основания для контактов обуславливает дезинтеграцию или кооперацию для совместного развития. Трайбализм есть форма политического конфликта африканцев с европейскими институтами государства. Он считает, что первичные (основные) потребности людей не зависят от форм культуры. Понятию культурного обмена, введённому Б. Малиновским, американские культурантропологи противопоставили аккультурацию. Концептуальные и прикладные достижения культурантропологии позволили выделить её областью гуманитарно-социального знания. Благодаря исследованиям учёных доказаны: многообразие и неповторимость типов культур; «генотип» социального опыта культур; идея диалога равноправных культур взамен идеи центризма.
Этнологические исследования Проблемы этничности обсуждались в рамках различных теорий. Сторонники социобиологического направления рассматривают этничность как естественную (биологическую) характеристику человечества, как потребность человека в принадлежности к группе. Социобиологическое понимание этноса представлено в отечественной науке Л. Гумилёвым. Представители эволюционно-исторического направления рассматривают этносы как социально-исторические реальные группы с присущими им отличительными чертами культуры. Второе направление доминировало в мире и отечественной науке до девяностых годов прошлого века. Ведущий отечественный специалист Ю. Бромлей сформулировал господствующие представления об этносе: этносы определяются собственно этническими свойствами (язык, культура, самосознание), формируемыми в природных и социально-экономических, в том числе политических условиях. Сторонники инструменталистского представления об этничности объясняют сохранение этнических групп в современном мире активных этнических взаимодействий потребностью в преодолении отчуждения, типичного для общества потребления и массовой культуры. Этничность – средство достижения этнических интересов (равенства, достоинства) - преимущественно в политической борьбе. Это направление сформировалось в США последних трёх десятилетий. Конструктивистский подход объясняет этнические общности как интеллектуальные конструкции, создаваемые деятелями культуры и политики на основе чувств и представлений, порождаемых дифференциацией культур. Ключевую роль в мобилизации этноса играют лидеры, зачастую преследующие собственные цели. Нация, этнос представляются социальной конструкцией, а процесс мобилизации народа для данной цели именуют национальным строительством. В свою очередь, конструируемый феномен нации-этноса способен объединить людей для достижения иных целей. Культура этнических общностей и межэтнических отношений рассматривается в нескольких направлениях отечественного социально-гуманитарного знания: философии национальных (этнических) отношений, этносоциологии, этнополитологии, этнопсихологии и этнографии. В соответствии с марксистской методологией социального знания основой исследования этноса, этнических общностей были способ производства материальных благ и классовые отношения. Языковая общность принадлежит к числу важнейших условий формирования этноса. Формирование этноса и его языковой общности есть одновременный процесс. Для сформировавшегося этноса языковая общность теряет обязательный характер: здесь осознание принадлежности к этносу и признание родного языка могут не совпадать. Среди признаваемых исторических общностей людей (народа) доминировали следующие типы: род, племя, народность, нация капиталистическая, нация социалистическая. Согласно принципу классового подхода к анализу социальных явлений, эксплуататорская сущность капитализма утверждает угнетение одной нации другой; для социалистических наций типичен социалистический интернационализм, то есть тип межнациональных отношений, основанных на равноправии. Признавался факт естественной ассимиляции в межнациональных отношениях социалистических стран, в отличие от провозглашаемого факта принудительной ассимиляции в странах капиталистических. В СССР были выделены две ведущие тенденции межнациональных (межэтнических) отношений: расцвет и сближение наций. В соответствии с логикой понимания сути межнациональных отношений было провозглашено появление новой исторической общности – советского народа. Оппоненты из зарубежных стран полагали, что расцвет и сближение – взаимоисключающие тенденции межэтнических процессов СССР. Полемизируя с оппонентами, ведущие исследователи отметили, что советский народ представляет собой социальную и интернациональную общность. Социально-классовые признаки двуединой общности являются решающими. Как интернациональная общность, понятие советского народа предполагает два момента: многонациональность и межнациональный, межэтнический характер. Таким образом, советский народ, это не нация, а общность наций, этносов, народов, взаимодействующих благодаря однотипной социально-классовой структуре. Острой проблемой является особая жестокость межнациональных конфликтов. Движение, связанное с борьбой за самоопределение этноса в виде государства, обычно называют национализмом. В советской традиции национализмом называли: в общественной практике - идейное отступление от принципа интернационализма; в теории - совокупность идей об исключительности своего народа перед другими, а также дискриминацию действием. В западной литературе национализмом называют принцип совпадения политического и национального. Среди источников национализма выделяют социальные, психологические, политические и правовые. В мировой теории есть разные версии понимания соотношения демократии и национализма. Одни исследователи полагают, что демократия в полиэтнических обществах невозможна. Другие ищут возможности реализации демократических принципов в полиэтнических государствах. А. Лейпхарт предлагает принцип соучастия во власти небольших по численности групп, предполагающий реализовать право временного запрета по вопросам, затрагивающим их интересы. Оппоненты видят опасность механизма А. Лейпхарта в возможном ущербе интересам других групп. Альтернативный принцип, принцип интегральной демократии, допускает соучастие этнических групп во власти без ущерба социальной консолидации. Объектом исследования этнологов зачастую являются этнические группы, представляющие относительно самостоятельную часть народа. К этническим меньшинствам относят группы, во-первых, уступающие по количеству этническому большинству в государстве; во-вторых, находящиеся в недоминирующем положении; в-третьих, стремящиеся сохранить имеющуюся этнокультурную специфику. Проблема диаспор актуализировалась во всём мире в связи с ростом национального самосознания и активизацией миграционных процессов. Международные документы не предусматривают права на территориальную автономию диаспор, а гарантируют защиту их от политической и культурной дискриминации. В 1992 году Генеральной Ассамблеей ООН принята «Декларация о правах личности, принадлежащей к национальным или этническим, религиозным или языковым меньшинствам». При Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе учреждён институт Верховного комиссара по правам человека и национальных меньшинств.
Историко-культурные области Этнологи выделяют историко-культурные области – территории, у населения которых в силу общности прошлого и взаимного влияния складываются сходные культурно-бытовые особенности. В отечественной традиции есть описание шестнадцати историко-культурных регионов или провинций (регион - объединение близких историко-культурных областей). Западно-центральноевропейский регион включает области: североевропейскую, приатлантическую, центральноевропейскую и средиземноморскую. Регион сложился в эпоху промышленной революции. Доминируют европеоидная раса, индоевропейские языки. Развиты города. В сельской местности преобладает плужное земледелие. Жилище разной планировки; дома каркасные, срубные (север), каменные и кирпичные (юг). Одежда: мужская – штаны, рубахи, куртки, плащи, пиджачная пара; женская – юбка, кофта, фартук, различные головные уборы, накидки, украшения, обувь на каблуке. Пища: мучные изделия, супы, каши, бифштексы, овощи, фрукты; напитки – кофе, чай, пиво, вино. Основу духовной культуры видят в античности. Религия – христианство. Восточноевропейский регион включает области: центральную и северную (русско-белорусскую), прибалтийскую, волго-камскую, юго-западную. В основном европеоиды и индоевропейские языки. На юге деревни крупнее. В доме главное место занимает печь. Традиционная одежда состоит из рубахи (у мужчин до колена, у женщин длиннее), штанов у мужчин и юбок с сарафанами у женщин; тёплой верхней одежды, кожаной обуви и лаптей. Традиционные блюда: щи, супы, каши, пироги, блины; на юге – вареники, овощи, фрукты; напитки – квас, чай. Религия: в основном ветви христианства с преобладанием православия. Татары, башкиры – мусульмане. Кавказский регион состоит из северокавказской и закавказской областей. Представлен переходными и южными группами европеоидной расы; характерна пестрота этнического и языкового состава. Основное занятие – плужное земледелие. Распространено террасное земледелие и ирригация. Доминируют селения. Жилище представлено в диапазоне от каменных домов-башен и крепостей до плетневых сооружений и полуземлянок. Традиционный мужской костюм состоит из рубахи, узких штанов, заправленных в сапоги, бешмета, черкески, папахи и бурки; женский – из рубахи, длинных штанов, распашного платья в талию, разнообразных головных уборов. Основная пища: пресный хлеб, каши из проса, фасоль, кисломолочные супы, сыры, мясо, виноградные вина. Развит фольклор, в том числе эпос. Характерны мужские танцы, многоголосое пение. Религия: христианство и ислам. Среднеазиатско-казахстанский регион. Области: юго-западная (Туркмения), юго-восточная (Узбекистан и Таджикистан), северная (Казахстан и Киргизия). Характерно смешение монголоидной и европеоидной рас. На севере южно-сибирская переходная раса, монголоидная у киргизов и части казахов, на юге преобладает европеоидная раса. Большинство населения говорит на тюркских языках, таджики и припамирские этносы - на иранских. Основное занятие – плужное земледелие. Сельское жилище: от глинобитного на юге до каркасного в горах и юрты. В традиционной одежде преобладают длинные рубахи-платья у женщин, короткие рубахи у мужчин, штаны, поверх – халат, на ногах мягкие сапоги. У кочевников мясные блюда, лепёшки и молочные продукты; напитки – кумыс, айран, чай. У оседлых этносов – каши, плов, овощи, фрукты. В народном искусстве сильны традиции домашнего ковроткачества, изготовления кошмы, представлены аппликация, резьба по дереву. Распространён фольклор, эпос. Религия: ислам. Сибирский регион. Области: ямало-таймырская, западносибирская, алтае-саянская, восточно-сибирская, камчатско-чукотская, амуро-сахалинская. Континентальная и арктическая расы большой монголоидной расы. Языки алтайской, уральской и других семей. Плужное земледелие и скотоводство. Жилища: срубные прямоугольные с двускатной крышей, землянки, чумы, юрты. Средства передвижения – лыжи, упряжки с нартами, олени, лошади, лодки. Одежда: на севере – меховая двухслойная глухого покроя длинная рубаха с капюшоном (малица), южнее – распашная одежда (парка), передник-нагрудник, короткие халаты из ткани, на ногах унты и кожаная обувь. В традиционной пище преобладает отварное мясо, жир, травы, ягода, мучные изделия; напиток – чай. У якутов и бурят молочные продукты (кумыс, кислое молоко). В прикладном искусстве распространены обработка кожи (аппликация), дерева, бересты, украшения одежды. Религия: православие, буддизм; шаманизм и тотемизм. Центральноазиатский регион охватывает пустыни умеренного пояса. Континентальная раса большой монголоидной расы. Традиционное занятие: кочевое и полукочевое скотоводство; в оазисах – земледелие (овощеводство, бахчеводство, плодоводство). Жилище: у кочевников юрта или шерстяной шатёр; у оседлого населения дома из сырцового кирпича или тёсаного камня. Традиционный костюм: шерстяная туникообразная рубаха, халат или куртка, штаны мужские и женские, кожаные сапоги. Основная пища в регионе: мясо (баранина или конина), молочные продукты, лепёшки; напитки – чай (нередко с солью и молоком), кумыс. Религия: буддизм, ислам; шаманизм. Восточноазиатский регион (равнины Китая, Корея, Япония). Преобладает тихоокеанская раса большой монголоидной расы. Главное занятие – интенсивное пашенное и ручное земледелие с ирригацией. Традиционное жилище: каркасно-столбовое с глинобитным или растительным заполнением; на юге – свайные постройки, на севере – отапливаемые лежанки (кан). Традиционная одежда: халаты с запахом направо, распашные куртки, мужские и женские штаны, иногда набедренная повязка. Для японского женского костюма характерно кимоно. В традиционной пище преобладает сваренный на пару рис, блюда из пшеничной муки или просяной крупы, лепёшки, овощи, рыба и другие морские продукты, реже мясо. Представлены приправы, чай. В искусстве и литературе есть разные стили, развит фольклор. Религия представлена буддизмом, конфуцианством, даосизмом, синтоизмом, исламом и христианством. Сохраняется культ предков. Юго-восточноазиатский регион (полуостров Индокитай, Индонезия, Филиппины). Включает западно-индокитайскую, восточно-индокитайскую, западно-индонезийскую, восточно-индонезийскую, филиппинскую области. Преимущественно южно-азиатская раса. Хозяйственно-культурные традиции разнообразны. Преобладают свайные постройки с лёгкими стенами и высокими крышами. Традиционная одежда: саронги, лунги, набедренные повязки, распашные куртки; на голове – широкополая шляпа, на ногах – плетёные сандалии. Основа питания: рис, реже просо с острыми приправами, клубнеплоды и корнеплоды, бобовые, маниок, рыба. Характерно употребление бетеля. Получили развитие фольклор, архитектура, театр и прикладное искусство. Религия: буддизм, индуизм, ислам, христианство; местные культы. Южноазиатский регион (преимущественно Индия). Европеоиды, монголоиды, австралоиды и древние негроиды. Основное занятие: плужное орошаемое и неорошаемое земледелие, ремёсла. В горах пастушество, кочевое скотоводство. Жилище: глинобитные или кирпичные дома, в горах из камня; у кочевников шерстяные шатры. Традиционная одежда: женская – сари, шаровары, широкие юбки; мужская – дхоти, узкие белые штаны, рубахи без воротника, куртки с глубоки вырезом, тюрбаны. Основа пищи – растительная. Развит фольклор, кукольный театр, архитектура, прикладное и изобразительное искусство. Религия: индуизм, буддизм, ислам, сикхизм, джайнизм. Юго-западноазиатский регион. Области: малоазийская, ирано-афганская, месопотамо-сирийская, аравийская. Преимущественно южные европеоиды. Господствуют иранские, тюркские и семитские языки. Занятие: плужное орошаемое и богарное земледелие, в пустынях – кочевое скотоводство; ремёсла. Жилища прямоугольные из сырца или камня, глинобитные с внутренним двором; у кочевников – чёрные шатры. Женская одежда: шаровары, широкая рубаха-платье, безрукавка или куртка, на голове большой платок; чадра; украшения. Мужская одежда: длинная широкая рубаха с круглым воротом, сужающиеся к низу штаны, безрукавка, куртка. Основная пища: лепёшки, каши, плов, сыры, похлёбки на мясном бульоне. Напитки: зелёный и чёрный чай, кофе, щербет. Регион богато представлен фольклором. Религия: ислам, христианство, иудаизм. Североафриканский регион. Области: египетская, магрибская, суданская. В основном арабы и берберы. Занятие: плужное земледелие с ирригацией; торговля; ремесло. Город и село. Дома прямоугольные или квадратные из сырца, камня, глинобитные с внутренним двориком. Традиционная одежда: у мужчин – широкая длинная рубаха, просторные штаны, халат или плащ, головной платок (куфия); у женщин – длинная рубаха-платье, узкие штаны, безрукавки, халаты, покрывала. Пища: пшеничные лепёшки, овощи, молочные продукты, плов; напитки – кофе, зелёный чай, кислое молоко. Удивительно богат фольклор. Религия: ислам. Африканский тропический регион. Области: западно-африканская, западно-центральная тропическая, восточноафриканская, южноафриканская, мадагаскарская. Большая негроидная раса. Преобладает ручное тропическое земледелие. Жилище каркасно-столбовое с круглой или прямоугольной планировкой. Одежда: у мужчин набедренные повязки, передники, плащи, широкие рубахи; у женщин куски длинной ткани, широкие юбки, цветные платья. Пища: лепёшки, каши, овощи, фрукты, на Мадагаскаре – отварной рис. В регионе получили развитие прикладное искусство, ритмическая музыка и танцы. Религия: племенные культы, христианство, ислам. Североамериканский регион. Области: арктическая, канадская, североамериканская. Господствуют переходные формы большой европеоидной расы. Индейцев относят к американской расе большой монголоидной расы и переходным расам. Материальная культура приближается к европейскому типу. В духовной культуре синкретизм и смешение форм европейского, индейского и африканского фольклора. Живущие группами мигранты поддерживают элементы традиционной этнической культуры. Компактно проживающая часть индейского и эскимосского населения сохраняет традиционные занятия и культуру. Религия: христианство (протестантизм и католицизм). Латиноамериканский регион. Историко-культурные области: карибская, мезоамериканская, андийская, амазонская, пампасская, огнеземельская. Результат смешения американской, европеоидной и негроидной рас. Говорят на испанском и португальском языках. Традиционная одежда: белая рубаха, штаны, орнаментированная накидка (сераме, пончо), широкополая шляпа, сандалии у мужчин; широкие ярких цветов юбки, кофты, шали у женщин. Преобладают блюда из кукурузы, бобов, пшеницы, а также жареное мясо с приправами. Индейцы, живущие в изолированных районах, сохранили традиционную культуру. Религия: христианство (католицизм). Австралийский регион. Аборигены представляют особый тип большой австралоидной расы; англо-австралийцы – европеоиды. Океанийский регион. Области: Меланезия, Микронезия, Полинезия. Население представлено большой австралоидной и смешанными расами. Основное занятие: ручное тропическое земледелие, свиноводство, рыболовство. Жилище: на Новой Гвинее – прямоугольное, свайное, иногда наземное; в Океании – каркасно-столбовое с крышей из листьев пальм. Характерны лодки с балансиром. Одежда: у мужчин набедренная повязка, у женщин юбка из травы, растительных волокон. Распространены мужские и женские украшения (браслеты, бусы, перья, цветы). Развиты мифы, музыкальный и танцевальный фольклор. Религия: христианство, традиционные культы. Культурология: Учебное пособие для вузов / П.Ф. Дик, Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 384 с. (Высшее образование). Далее читайте:Николай Дик (авторская страница). Петр Дик (авторская страница). Дик Н.Ф. Дик П.Ф. Хрестоматия по культурологии.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |