Николай Дик, Петр Дик |
|
2006 г. |
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Николай Дик, Петр ДикХрестоматия по культурологииУчебное пособие для вузов ЧАСТЬ IТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИОсновные понятия: Понятие и категория. Культура – фундаментальная категория культурологии. Артефакт культуры. Образ жизни. Коммуникация. Символ. Ценность. Норма. Традиция. Архетип культуры. Мем, тема, сцена, грёза.
Понятие и категория Культурология как область научного знания предполагает ряд понятий, в которых раскрываются содержание и особенности исследуемых явлений культуры. Одни понятия и категории привнесены из других областей знания, другие являются специфическими, присущими только культурологии. Основной проблемой становящейся культурологии остаётся сложность, многозначность фундаментальной категории «культура». Культура – это мир идей, образов, вещей. Культура – это традиции и нормы, интересы и потребности. Культура – это способы деятельности и соответствующие им системы учреждений и организаций. Культура – это определённый образ жизни людей. Культурология включает десятки базовых определений культуры. Некоторые исследователи насчитывают до пятисот вариантов толкования смыслов культуры. Поэтому рассмотрению сущности культуры и близкой ей категории «цивилизация» посвящена следующая глава книги. Специфической категорией собственно культурологии является артефакт культуры. Артефактом культуры называют любой созданный человеком предмет, имеющий знаковое или символическое содержание. Это вещи, техника, одежда, утварь, жилище и многое другое. К артефактам культуры относят и духовные явления: теории, фольклор, произведения искусства и литературы. Культурология исследует природу артефактов и отношения между людьми, складывающиеся в процессе создания артефактов культуры. Артефакт рассматривается в культурологии как элементарная единица при изучении культуры, выявляется его связь с активностью человека и коммуникацией в конкретном обществе. Артефакт позволяет проанализировать процесс замысла, создания и использования искусственных объектов, их главные характеристики и вкладываемый культурный смысл, который изменяется в процессе функционирования. Определённое значение имеет понятие образ жизни, в котором представляются содержательные характеристики типичной жизнедеятельности малых и больших групп людей. Образ жизни синтетическое понятие, включающее более узкие, конкретизирующие стороны образа жизни: «уклад жизни», «качество жизни», «стиль жизни» и другие. Определённым типам культуры соответствует определённый образ жизни людей. Культурологи полагают, что образ жизни людей определяется природными условиями существования сообщества, системой социальных институтов, традициями и обычаями, уровнем и формами социокультурной активности людей данного сообщества. Понятие «образ жизни» раскрывает особенности распределения времени и энергии людей определённой культуры на жизнеобеспечение личности и сообщества, общение, развитие личности и отдых. С помощью категории образа жизни можно выяснить типичные способы самовыражения людей в разных культурах, понять их решения и поступки, раскрыть степень их удовлетворённости жизни, а значит прогнозировать варианты дальнейшего развития конкретной культуры. Понятием культурологии, используемым всем современным гуманитарно-социальным знанием, является социальная коммуникация. Слово коммуникация означает сообщать, связывать. Термином коммуникация обозначают, во-первых, средства сообщения, связи, во-вторых, основу типологии культур в концепции информационного общества. В культурологии, наряду с указанными значениями, термин коммуникация имеет употребление для обозначения контактов между людьми: общения в целом и обмена информацией. Культурологи, акцентирующие внимание на проблеме понимания в общении людей, коммуникацией называют процесс взаимопонимания, возникающий в процессе совместной жизнедеятельности (деятельности, общения) людей. Одним из самых распространённых понятий культурологии является символ (особый знак). Термином обозначают условный знак для членов определённого сообщества. Посредством символов - доступных по форме - выражается сложное содержание мира ценностей и норм данной культуры. Символами культуры могут выступать предметы, вещи, явления, идеи. По мнению многих культурологов, общение между людьми осуществляется посредством символов; символы регулируют общество и общение, замещая или дополняя непосредственное общение людей. Самыми распространёнными символами являются язык, власть, влияние. Некоторые культурологи считают, что символы – сущность культуры.
Ценности и нормы поведения К числу ведущих понятий культурологии, порой отождествляемых с культурой в целом, относится ценность (значимость). Посредством системы ценностей осуществляется оценка, регулирование взаимоотношений людей в определённой культуре. Безусловной ценностью культуры является должное поведение людей, то есть совокупность поступков и стиль деятельности, обеспечивающие сплочение людей в целях выживания сообщества и оптимального функционирования его институтов. Культурологи исследуют систему и субординацию ценностей конкретного сообщества; они называют ту или иную ценность в качестве основания системы культуры. Между учёными может быть различие в частностях, но культурологи едины в понимании того, что ценностей множество и они играют значительную роль в обеспечении согласия в обществе. Современная философия культуры предпочитает рассматривать истины науки и ценности как разные способы объяснения и освоения мира. Поскольку ценности обеспечивают выживание конкретного общества, то среди них можно выявить общечеловеческие и локальные. В настоящее время ведущей общечеловеческой ценностью называется выживание человечества. На основе ценностей формируются нормы одобряемого поведения, распространение которого в качестве типичного или обязательного для всех индивидуумов обеспечивается, в том числе, социальным контролем. Культурная норма (правило, образец), как понятие культурологии, тесно связана с ценностью. Многие культурологи связывают сущность культуры с нормативным отношением к миру и себе, складывающимся и регулируемым в конкретном сообществе. Так формируются привычки поведения и традиции определённого сообщества. В нормативной культуре особое значение имеет мораль, нравственность; как ведущая форма культуры, часто отождествляемая с понятием культуры, мораль посредством норм регулирует сознание и поведение индивидов, сообщества в целом. В сплочённом сообществе мораль - господствующая или единая - облегчает взаимоотношения между людьми, чем укрепляет его жизнеспособность. Современные средства производства, связи и управления, охватившие всю планету, выступают в качестве объективной вещественной основы, диктующей определённые нормы глобальной культуры. Следующее понятие культурологии, культурные традиции (порядок, обычай), представляют иную нормативность. К традициям относят такие нормы сознания и поведения, которые передаётся поколениями в семье главным образом устной культурой. Культурная традиция долгое время рассматривалась как обычай, заведённый и завещанный предками. Современная культурология обогатилась пониманием сути традиции, благодаря революционным достижениям психологии и философии в сфере бессознательного. Считается, что традиция связана с процессами в социальном сознании и подсознании; так называемое коллективное бессознательное есть общее для людей, наследуемое основание психики, на котором формируется индивидуальное сознание.
Архетип культуры С именем психолога и философа К.Г. Юнга связывается понятие архетипа культуры. Архетип культуры есть обозначение базового элемента системы «коллективного бессознательного». Подавление архетипов может вызвать типичные проявления изменённого сознания. Например, в условиях системного кризиса общества, некоторые критики культуры Запада считают основой массовых психозов (фанатизма, группового эгоизма, обострённого интереса к архаике) господство рационализма над культурой чувств и оторванность человека от природы. Критикуя техническую цивилизацию Запада, призывают к экологической культуре. Стремясь избежать необоснованной биологизации культуры, многие культурологи подчёркивают социокультурный, духовный смысл архетипа культуры; это символы усвоенной в раннем детстве традиционной народной культуры, посредством которых взрослый человек ощущает свою самодостаточность и неразрывную связь с миром. С лёгкой руки учёного-социобиолога Р. Докинса в культурологии распространились такие введённые им понятия, как мем, тема, сцена, грёза. Мемы, это по смыслу близкие биологическому гену материальные единицы, из которых складываются культуры. Мемы возникают и исчезают, переходят в другие культуры. Мемы культуры бессознательно усваиваются детьми в семье. Овладение мемами приводит к появлению темы – осмысленной поведенческой реакции, основанной на принятой системе мемов. Владение темами предполагает разыгрывание определённых сцен, в которых реализуется многообразная игровая культура (от детских игр во взрослую жизнь до управленческих игр лидеров стран) любого сообщества. Завершается процесс овладения культурой формированием у личности грёз или ритуалов, пронизывающих мироощущение и миропонимание данного вида культуры. Грёза (мечта, идеал), это представление не о реальном положении, а о желаемом месте своей культуры (личной или групповой) в обществе, мире. Социобиологи полагают, что культуру можно определить как способ создания мемов. Соответственно, передача мемов есть основа выживания культуры в конкретных условиях природы планеты. Культурология: Учебное пособие для вузов / П.Ф. Дик, Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 384 с. (Высшее образование). Далее читайте:Николай Дик (авторская страница). Петр Дик (авторская страница). Дик Н.Ф. Дик П.Ф. Хрестоматия по культурологии.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |