Образование в начале Нового времени
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ Я >

ссылка на XPOHOC

Образование в начале Нового времени

--

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Япония

Образование в начале Нового времени

В отличие от средневекового периода, образование получило самое широкое распространение в Новое время. Сёгунат Токугава постоянно подчеркивал значение обучения и был особенно заинтересован в развитии образования, основанного на неоконфуцианской философии Чжу Си (по-японски Сюси), которая вскоре стало официальной идеологией сёгуната.

В XVIII веке формально в школе обучались лишь самураи и их дети. В период Эдо образование лиц, принадлежавших к сословию самураев, кроме военного дела, обычно включало умение читать и писать по-японски и по-китайски, знание неоконфуцианской философии и других основных предметов, считавшихся важными для самураев. Среди изучаемых неоконфуцианских ценностей были преданность своему господину и уважение к родителям. Дети самураев обучались неоконфуцианской философии путем чтения книг, включавших отрывки из конфуцианской классики. Но детей самураев не только учили читать такие книги, но и внушали им неоконфуцианские ценности.

Получение образования простыми людьми на протяжении периода Эдо и особенно в начале Нового времени не поощрялось, но и не запрещалось сёгунатом. Обсуждая эту тему, следует отметить, что под простыми людьми здесь подразумеваются богатые горожане, особенно когда речь идет о первой половине периода Эдо. Несмотря на то что по крайней мере некоторые сёгуны видели в образовании простых людей важный инструмент ознакомления народа с неоконфуцианскими ценностями в целом и законами в частности, власти не слишком содействовали распространению грамотности. Поэтому образовательные усилия исходили от самих городских жителей. Многие представители торгового сословия, например, признавали важность умения читать и писать для ведения дел. Помимо практического аспекта, образование также помогало сократить и классовые различия между воинами и простыми людьми. К 1750-м годам городские школы уже посещали и дети простых горожан.

 

Из всех общественных наук в Японии Нового времени в школе учили одному - преданности своему господину. В наше время в России ОГЭ по обществознанию 2017 года ярко иллюстрирует всю разницу образовательных систем двух народов. Следует признать, что нашим современным школьникам учиться проще. Во-первых, не надо изучать этот сложный китайский язык (а знатные японцы обязаны были его знать!), во-вторых, наш современник запросто может пройти тест и проверить свои знания на сайте.

 

Образование в период Эдо охватило многие слои населения, что привело к существенному повышению грамотности — по сравнению со средневековым периодом. Если в начале периода Эдо грамотных, как и школ, было очень мало, то к 1700 году грамотой, по приблизительным подсчетам, овладело большинство самураев, даже если в остальных отношениях они оставались необразованными.

К концу этого периода, по некоторым оценкам, могли читать и писать 40 процентов японского населения. По мере того как строились все новые и новые школы, грамотность шагнула за пределы военного сословия и охватила широкие слои простого населения. Хотя рост грамотности среди низших сословий был особенно заметен в больших городах, таких как Эдо и Осака, о ее увеличении и в сельской местности свидетельствует большое количество чиновничьих и коммерческих документов, обнаруженных в городских и деревенских летописях периода Эдо. В целом этот стремительный рост грамотности на протяжении периода Эдо во многом повлиял на общество и распространение торговли и коммерции, требовавшей заключения письменных договоров. Грамотность также повлияла на развитие популярных художественных форм. Популярная литература и спрос на нее в свою очередь ускорили развитие печатного дела.

Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 295-396.

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС