Образование в начале Нового времени |
||
-- |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
|
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
ЯпонияОбразование в начале Нового времениВ отличие от средневекового периода, образование получило самое широкое распространение в Новое время. Сёгунат Токугава постоянно подчеркивал значение обучения и был особенно заинтересован в развитии образования, основанного на неоконфуцианской философии Чжу Си (по-японски Сюси), которая вскоре стало официальной идеологией сёгуната. В XVIII веке формально в школе обучались лишь самураи и их дети. В период Эдо образование лиц, принадлежавших к сословию самураев, кроме военного дела, обычно включало умение читать и писать по-японски и по-китайски, знание неоконфуцианской философии и других основных предметов, считавшихся важными для самураев. Среди изучаемых неоконфуцианских ценностей были преданность своему господину и уважение к родителям. Дети самураев обучались неоконфуцианской философии путем чтения книг, включавших отрывки из конфуцианской классики. Но детей самураев не только учили читать такие книги, но и внушали им неоконфуцианские ценности. Получение образования простыми людьми на протяжении периода Эдо и особенно в начале Нового времени не поощрялось, но и не запрещалось сёгунатом. Обсуждая эту тему, следует отметить, что под простыми людьми здесь подразумеваются богатые горожане, особенно когда речь идет о первой половине периода Эдо. Несмотря на то что по крайней мере некоторые сёгуны видели в образовании простых людей важный инструмент ознакомления народа с неоконфуцианскими ценностями в целом и законами в частности, власти не слишком содействовали распространению грамотности. Поэтому образовательные усилия исходили от самих городских жителей. Многие представители торгового сословия, например, признавали важность умения читать и писать для ведения дел. Помимо практического аспекта, образование также помогало сократить и классовые различия между воинами и простыми людьми. К 1750-м годам городские школы уже посещали и дети простых горожан.
Образование в период Эдо охватило многие слои населения, что привело к существенному повышению грамотности — по сравнению со средневековым периодом. Если в начале периода Эдо грамотных, как и школ, было очень мало, то к 1700 году грамотой, по приблизительным подсчетам, овладело большинство самураев, даже если в остальных отношениях они оставались необразованными. К концу этого периода, по некоторым оценкам, могли читать и писать 40 процентов японского населения. По мере того как строились все новые и новые школы, грамотность шагнула за пределы военного сословия и охватила широкие слои простого населения. Хотя рост грамотности среди низших сословий был особенно заметен в больших городах, таких как Эдо и Осака, о ее увеличении и в сельской местности свидетельствует большое количество чиновничьих и коммерческих документов, обнаруженных в городских и деревенских летописях периода Эдо. В целом этот стремительный рост грамотности на протяжении периода Эдо во многом повлиял на общество и распространение торговли и коммерции, требовавшей заключения письменных договоров. Грамотность также повлияла на развитие популярных художественных форм. Популярная литература и спрос на нее в свою очередь ускорили развитие печатного дела. Дил У. Япония. Средние века и начало Нового времени – Уильям Дил. – М., 2011, с. 295-396.
|
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |