Япония |
|
XVII—XVIII века |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Япония в XVII - середине XVIII в.Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970. Борьба крестьянства против феодальной эксплуатации в XVII в.Усиление феодальной эксплуатации и в связи с этим обострение противоречий между феодально-помещичьей частью деревни и основной массой крестьянства явились главной причиной крестьянских выступлений в XVII в. Согласно новейшим исследованиям японских историков, только за первое столетие диктатуры Токугава (1603— 1702) в Японии возникло 165 антифеодальных выступлений. Наиболее распространенной формой борьбы было петиционное движение. Подавая петиции-жалобы на злоупотребления местных чиновников, крестьяне наивно верили, что ни феодальный князь, ни сёгунское правительство не знают об их тяжелом положении, что благодаря вмешательству властей им удастся устранить беззаконие и облегчить феодальный гнет и эксплуатацию. К другим формам крестьянского сопротивления относилось бегство крестьян из своей деревни в город или в другое княжество. Высшей, но менее распространенной формой борьбы было восстание. Значительный след в истории борьбы японских крестьян оставило восстание в Симабара и Амакуса (юг Кюсю), охватившее 37 тыс. человек и продолжавшееся с декабря 1637 г. до середины апреля 1638 г. Это было типичное восстание под религиозной оболочкой христианства; участники его протестовали не только против антихристианской политики правительства, но и против феодально-крепостнической эксплуатации (высоких налогов и репрессий за их неуплату) и чиновничьего произвола. Помимо крестьян в восстании участвовало низшее дворянство, поддержанное купцами и ремесленниками юго-западной части страны. Восстание было жестоко подавлено. Одно из самых знаменитых восстаний, известное под названием «волнений в Сакура», возникло в 1653 г. В нем приняли участие кре-стьяне 389 деревень, выразившие решительный протест против надбавки к основной подати за урожай риса и более 30 новых сборов, введенных феодалом Хотта Масанобу в своем владении (г. Сакура, пров. Симоса, большая часть нынешней префектуры Тиба) и поставивших крестьян на грань крайней нищеты. Выступление крестьян возглавил староста деревни Коцу (уезд Имба), народный герой Киути (Сакура) Согоро 1, избранный старостами восставших деревень ходоком для вручения жалобы сёгуну. Вместе с пятью другими старостами от имени всех крестьян он вручил петицию непосредственно сёгуну, когда тот направился в парк Уэно для поклонения предкам. В ней содержалась жалоба на несправедливо введенные тяжелые поборы, а также требование отменить круговую поруку за обработку земель беглых крестьян и внесение причитавшихся с них налогов остальными членами [417] «пятидворок». Восстание было подавлено. Киути Согоро как инициатора подачи петиции, запрещенной законами, по приказу сёгуна суд приговорил к распятию, четверым его детям (от 3 до 11 лет) эту меру в качестве «особой милости» заменили казнью через отсечение головы, произведенной на глазах отца; жену Киути заставили принять постриг; остальных старост — участников подачи петиции — выслали, а имущество их конфисковали. Таким образом, «волнения в Сакура» свидетельствовали о том, что даже подача петиций крестьянскими ходоками, знавшими, что они обрекают себя на мучительную смерть, требовала от них большого мужества. Однако эксплуатация крестьян была так тяжела, что они не останавливались даже перед мучительной казнью и смело нарушали запрет, наложенный законом на подачу петиций, как на тягчайшее преступление. Петиционное движение крестьян вопреки репрессиям властей продолжалось и в 70—90-х годах XVII в.: в деревне Сасако и в ближайших к ней деревнях (нынешняя префектура Акита), в княжествах Нумоти и Нумада (пров. Кодзукэ). В последнем выступлении (1685— 1686 гг.). за попытку вручить сёгуну петицию с жалобой на злоупотребления, связанные с неправильным перемером земельных участков и вызванным им увеличением налогов, был распят крестьянин Модзаэмон. Крестьянские выступления в XVII в. закончились поражением. Причины этого коренились в территориальной разобщенности, в крайней отсталости и низком уровне политического развития крестьян, в организационной раздробленности их воинских отрядов. Как правило, крестьянские выступления происходили в отдельных деревнях, лишь изредка выходя за пределы того или иного княжества или провинции. Как и в восстаниях предыдущего периода, сказалась локальная ограниченность, тенденция крестьян не отходить далеко от своей земли и хозяйства, породившая привычку замыкаться в своих узких интересах. Разрозненные крестьянские отряды не имели связи друг с другом. Чаще всего они выступали лишь против местного феодального владетеля, провинциальных и уездных чиновников, прибегая главным образом к петиционной форме борьбы. Социальная неоднородность крестьянского движения, которое обычно возглавляли старосты деревень или перерождавшаяся деревенская верхушка, и указанные выше причины, определившие поражение крестьян,— все это не позволило выработать четкую политическую про-грамму борьбы и будущего общественного устройства, отвечавшую интересам трудящихся крестьян. Требования, выдвигавшиеся в петициях, в большинстве своем ограничивались снижением налогов и содержали жалобы на злоупотребления земельных чиновников. Наконец, весьма важной причиной, обусловившей поражение крестьянских выступлений, являлась большая организованность и сила господствующего класса феодалов, определившаяся в результате завершения политического объединения Японии в начале XVII в. Феодалы могли широко использовать централизованный государственный аппарат и полицию для расправы с повстанцами. Тем не менее крестьянские выступления в XVII в., несмотря на все их недостатки, приведшие к поражению, свидетельствовали о способности крестьян героически сопротивляться феодально-крепостническому государству, о бесстрашии их мужественных вожаков, об их готовности жертвовать даже жизнью во имя интересов крестьянства. Как и прежде, крестьянские выступления были прогрессивным явлением, важной силой, двигавшей феодальное общество вперед. [418] Примечания 1. Киути Согоро вошел в историю под именем Сакура Согоро (Сакура — название города, где произошло выступление крестьян под руководством Киути Согоро). Вернуться к оглавлению главы Япония в XVII - середине XVIII в.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |