Япония
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ Я >

ссылка на XPOHOC

Япония

XII—XVI века

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Япония в XII—XVI века

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Антифеодальная борьба крестьян в XV в.

Ухудшение положения крестьянства, в особенности в XV в., имело следствием широкое антифеодальное движение крестьян, выражавших в различных формах протест против феодальной и ростовщической эксплуатации, против грабежей во время непрекращавшихся междоусобиц. Всего в XV в. (1418—1499) в Японии произошло 98 крестьянских восстаний, в том числе 44 с требованием ликвидации крестьянской задолженности, 37 — связанных с различными спорами о земельных участках, 9 восстаний возчиков различных грузов, 3 восстания под религиозной оболочкой буддийской секты «Икко». По четыре восстания возникло в 1429, 1441 и 1466 гг., по три — в 1428, 1432, 1443, 1457, 1459, 1480 и 1490 гг. Более половины восстаний произошло в провинциях Ямасиро (34) и Ямато (21).

Обычно в восстаниях участвовали: крестьяне, батраки, возчики («басяку», или «умакаси», — букв, «одалживающие лошадь»), занимавшиеся перевозкой различных грузов и почты с применением конной тяги, ремесленники, мелкие торговцы, низшие самураи — «ронины» (букв, «человек-волна»), не имевшие своего патрона, или беглые самураи, бродяги — иначе говоря, масса людей, лишенных определенной профессии, постоянного местожительства. К ним нередко примыкали разорившиеся аристократы и часть недовольных, главным образом мелких феодалов. Основной движущей силой антифеодальных выступлений являлось трудовое крестьянство. Однако руководство движением находилось в руках деревенской верхушки, бонз буддийской секты «икко» и мелких феодалов.

Характерной чертой восстаний с первой четверти XV в. являлось выдвижение крестьянами требований об издании указов «Токусэйрё», под которыми они понимали не аннулирование задолженности самураев, а ликвидацию крестьянской задолженности ростовщикам. Такие крестьянские выступления получили специальное название — «восстание токусэй» («токусэй икки»). Добиваясь удовлетворения своих требований, крестьяне часто захватывали какой-либо крупный храм и, угрожая его сжечь, настаивали на издании указов «Токусэйрё». В ходе восстаний они громили дома и склады ростовщиков. К таким выступлениям относится восстание, возникшее в 1428 г. в пров. Оми, инициаторами которого были возчики риса. Вскоре оно распространилось на столицу — Нара, провинции Кавати, Идзуми и Исэ. Повстанцы требовали аннулировать все долговые обязательства. Они врывались в дома ростовщиков, производителей рисовой водки — «сакэ», уничтожали документы о закладе и задолженности. В ряде восстаний 1430 г. крестьяне уничтожали собственность ростовщиков, захватывали заложенные у них

[169]

предметы и вынуждали кредиторов вернуть им письменные документы о крестьянской задолженности. Требование издания указов «Токусэйрё» выдвигалось и в восстаниях 1457 и 1461 гг., возникших в окрестностях Киото.

Нередко крестьяне провозглашали лозунг «равенства благосостояния», означавший требование передела земель, следовательно, уравнения имущественного положения всех социальных слоев японской деревни.

В ряде восстаний выдвигались требования отмены барщины, дополнительных поборов, снижения налогов. Крестьяне протестовали против экспроприации принадлежавшей им земли и против произвола феодалов и чиновников. В ряде случаев они настаивали на снятии с постов наиболее ненавистных чиновников, громили административные учреждения, усадьбы феодалов, блокировали дорожные таможенные заставы и почтовые станции, препятствовали подвозу продовольствия во владения феодалов, захватывали и нередко сжигали храмовые и монастырские здания. Так, в восстании 1441 г., вспыхнувшем в окрестностях Киото, его участники захватили дома, расположенные в западной части города. Некоторое время 2—3 тыс. крестьян удерживали важные по значению монастыри в Китано и Удзумаса.

Несколько восстаний, возникших в 1429 г. в провинциях Ига, Исэ, Сэтцу, Тамба и Харима, было направлено против самураев. Участники восстания в Харима заявили: «В стране не должно быть самураев» — и изгнали их из провинции. Этот необычный для крестьянских выступле лений лозунг выражал неосознанную попытку изменить существующую феодальную систему с ее привилегиями для правящего класса, в осо-бенности для самураев. Вместе с тем в некоторых выступлениях участвовали мелкие и даже средние самураи, пытавшиеся использовать крестьянское движение в своих интересах. В восстаниях 1441 г. принимали участие и беглые, деклассированные самураи, обучавшие крестьян обращению с оружием и тактике военного дела.

Распространенной формой крестьянской борьбы с конца XV в. стали также «религиозные бунты» («икко икки») — антифеодальный протест крестьян в религиозной оболочке. Чаще всего их объединяла буддийская еретическая секта «икко». Крестьяне и плебейская часть монашества требовали ликвидации феодальных чиновников в провинциях и поместьях, в некоторых случаях низы секты выступали против феодализирующейся верхушки из числа бонз. Религиозные бунты крестьян возникали в провинциях Исияма, Исэ, Kara, Микава, Ното, Сакаи, Сэтцу, Этидзэн и Этиго, а также в районах, расположенных на побережье Внутреннего Японского моря.

Религиозная оболочка ряда антифеодальных крестьянских восстаний и популярность буддийской секты «икко» объяснялись крайней забитостью крестьян, их суеверностью и бессилием перед стихийными бедствиями, которые обусловливали их повышенную религиозность. Вероучение «икко» привлекало их простотой и доступностью обрядов.

[170]

Вернуться к оглавлению главы Япония в XII—XVI века

Всё о Японии и японцах

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС