Ремесла в [Древнем Вьетнаме] |
||
- |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
|
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Ремесла в [Древнем Вьетнаме]
Вьетский зонтичный мастер Упоминания слитков в тямских надписях свидетельствуют о существовании резерва драгоценных металлов — либо для последующей обработки, либо для торгового обмена. В этом качестве упоминаются золото, о котором известно, что оно в стране тямов было издавна, серебро, медь, олово, железо и латунь. Серебряных, золотых дел мастера и ювелиры работали по заказам царей и придворных. Большое разнообразие форм украшений и культовых предметов, особенно золотых и серебряных сосудов, говорит о том, что мастера по металлу были превосходными. Неизвестно, продавались ли эти ремесленные товары за пределами Тямпы. Некоторые формы металлических сосудов, видимо, повторялись в керамике. Тямы славились также производством керамики под открытым небом. Древних образцов до нас дошло мало; главным образом это сосуды большого размера или погребальные урны. Тямы известны искусством ткачества и вышивки золотой и серебряной нитью с жемчугом и драгоценными камнями. В тайнике, получившем название «Сокровищница тямских царей», был найден сампот (род набедренной повязки), на изнанке которого чередуются широкие красные и зеленые полосы, а на лицевой стороне — ряды черно-белых на красном фоне рисунков по шелку с тонкой отделкой золотом, изображающих фантастических животных. Обнаружены также большие гладко отшлифованные планки из слоновой кости, которые ткачи крепили к полотнищам, что позволяло им работать с разными рядами нитей (верхним или нижним) по отдельности, прежде чем наложить их на основное полотно. Встречались также «одеяние с золотыми цветами на зеленом фоне с широкой золотой оторочкой и блестками на вороте; саронг, расшитый золотыми ромбами по белому, зеленому и коричневому шелку с широкими красными полосами вверху и внизу», или же одежда, расшитая продолговатыми розетками в виде четырехлистников и оформленная самоцветами. Пандуранга особенно славилась своими набивными тканями с орнаментом в виде цветов или веток. В Дайвьете производили керамику. Довольно рано, уже в XV веке, некоторые деревни перестали заниматься сельским хозяйством, специализируясь на ремеслах. Процветали базары и ярмарки. Ремесленники были вольными людьми, но не считались художниками. Помимо ремесла они же занимались и торговлей. Их инвентарь всегда был простым, легким, несложным в изготовлении.
Известны ремесленники, работавшие по металлу, прежде всего те, которые начиная с X века отливали монету. Никаких золотых изделий (покровителями братства золотых дел мастеров считались три брата, в VI веке обучившиеся ремеслу в Китае) до нас не дошло, однако сообщения о тямских посольствах ко двору Дайвета ясно указывают, что вьеты интересовались тямским золотом. Литейщики, покровителем которых был некий бонза XIII века, пользовались восковыми отливками. Упоминания о храмовых колоколах свидетельствуют, что это ремесло существовало уже в X веке, но бронза была очень дорогим металлом, требовавшимся для пушек и ядер, поэтому древние бронзовые изделия встречаются чрезвычайно редко. Среди ремесленников, работавших с тканью, самыми главными были ткачи. Употреблялся хлопок, но это была одна из немногих техник, заимствованных из Китая. По преданию, культуру хлопка и бумажные ткани привезла в Дайвьет одна женщина в VII веке. Кроме того, вьетское законодательство часто упоминает шелководство и шелкоткачество. Это было утонченное ремесло, весьма ценившееся высшим обществом. Шелковые ткани часто вышивались, потому что вышивка была не простым украшением, а подчеркивала социальный статус. Обычно она была связана с ритуалами и церемониями, воспроизводя символические изображения: например, две связанных вместе флейты символизировали музыку, корзина с фруктами — молодость и цветущую природу, веер — женскую красоту, книга — науку и мудрость, тыква-горлянка — изобилие. У вышивальщиков был общий покровитель с зонтичными мастерами: то и другое означало в первую очередь политическое могущество и высокое социальное положение. Бумажные мастерские использовали технику, пришедшую из Китая. Материалом для производства бумаги была кора деревьев, особенно бумажной шелковицы. Но ксилографическая печать на бумаге появилась только в XV веке, и рукописи еще долго встречались гораздо чаще печатных книг. Для бумажных же денег ксилографию использовали уже в XIV веке. Наконец, очень активно работали скульпторы по дереву и камню, особенно для строительства и украшения храмов и пагод. Резчики по камню высекали в основном надписи на надгробных памятниках или на стелах, посвященных важным событиям. Такие стелы часто стояли на четырех черепахах: это значило, что памятник должен простоять тысячу лет — сколько живет черепаха. Прекрасный ансамбль таких памятников находится в храме Ван Миеу (Литературы) в Тханглонге: сотни стел в нем хранят память о победителях государственных экзаменов по словесности. Использованы материалы кн.: Швейер, А.-В. Древний Вьетнам. М., 2014, с. 171-176.
|
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |