История Древнего Вьетнама |
|
- |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
История Древнего ВьетнамаГлавы из книги: Швейер, А.-В. Древний Вьетнам. М., 2014. Династия Ли: у истоков централизованного Вьетского государстваВ 1010 г. первый император Ли Тхай То перенес столицу из Хоалы в Тханглонг («[Город] Взлетающего дракона»), потому что, по легенде, увидел дракона, взлетевшего в облака и пролетевшего над местом будущей столицы. Город Тханглонг, который ныне называется Ханой, оставался столицей Дайвьета и затем Вьетнама до XIX в., когда власть перешла к Нгуенам из Хюэ. Тханглонг расположен к востоку от древней цитадели Дайла; в нем не было ничего, кроме царских дворцов. Дворец семьи Ли располагался как раз на месте нынешней цитадели Ханоя. Только в 1014 г. был заложен собственно город, окруженный земляным валом. К 1011 г. новая династия прочно утвердилась. Страна была поделена на 24 провинции, управление которыми император поручил своим родственникам. Вообще же новая династия оставалась воинской по своему укладу; ее опорой была императорская семья, а богатство обеспечивалось введением налогов. Династия Ли объявила буддизм государственной религией, строила монастыри и роскошные дворцы, завела почтовые станции на мандаринских дорогах и построила первую дамбу [17] для регулирования разливов Красной реки *. При династии Ли процветали школы махаянского буддизма. Основные тексты буддийского канона были получены из Китая: ведь хотя политические отношения с северным соседом оставались напряженными, Вьетское государство оставалось под культурным китайским влиянием: буддийские религиозные книги и прочие тексты вьеты предпочитали читать по-китайски, а не на санскрите. С другой стороны, конфуцианские книжники по причине слишком тесных культурных контактов с Китаем дискредитировали себя в глазах вьетов, а буддистов, которые помогли новой династии прийти к власти, Ли поддерживали. Большая часть дошедшей до нас художественной литературы той эпохи состоит из ученых стихотворений религиозного содержания, сочиненных буддийскими монахами. Когда кто-нибудь из монахов становился знаменитым, он поселялся в пагоде или сам возводил маленькую уединенную пагоду, чтобы там передавать свои наставления ученикам. Эта деятельность буддистов воплотилась во множестве памятников, усеявших всю страну. Династия Ли предприняла в стране административную реформу, главным образом ради изыскания денег, так как непрестанные войны на границах, подавление мятежей, политика постоянного строительства дворцов и пагод требовали больших финансовых вложений, хорошей организации сбора налогов и перестройки администрации, наряду с которой происходило развитие образования. При Ли Тхан Тонге — четвертом императоре династии — состоялись первые конкурсные экзамены чинов- [18] ников; до тех пор их выбирали из кандидатов, называвшихся бонзами. Между тем пограничные стычки с Тямпой не прекращались. Около 1025 г. начался процесс вьетской колонизации южных земель. Этот «Марш на юг» («Нам тьен») стал магистральной линией истории Дайвьета с самого его основания. «Нам тьен» — демографически обусловленное распространение вьетских племен, населявших дельту Хонгхи, дальше к югу — главным образом вдоль прибрежных долин. Вьеты не рискнули углубляться в горные области, которые считались у них нездоровыми и населенными «дикарям» («мой») — этой презрительной кличкой они называли всех вообще горных жителей. Их территориальная экспансия происходила за счет местного населения — покоренных княжеств и царств, которые сразу же становились национальными меньшинствами на пространстве нового народа. Завоевание территорий позволяло вьетам увеличить площадь культивируемых земель; оно сопровождалось политикой мирной колонизации, утверждавшей на новозавоеванных территориях вьетские социальные структуры. Захваченные земли быстро заселялись. Это позволяло основывать этнически однородные деревни и не препятствовало культурному обмену. Тямпа долго считалась жертвой натиска вьетов — поэтому возможный вклад цивилизации тямов во вьетскую культуру почти не изучался. Но влияние Тямпа на Дайвьет заслуживает внимания. [19] Примечания * Красная река – река Хонгха. Вернуться коглавлению кн.: Швейер, А.-В. Древний Вьетнам. Вернуться к меню: Всё о Вьетнаме и вьетнамцах.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |