Вьетнам |
|
XVI—XVIII века |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Вьетнам в XVI—XVIII вв.Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970. Культура Дайвьета в XVI—XVIII вв.Как и несколько столетий назад, культурная жизнь Дайвьета развивалась под влиянием идеологии конфуцианства и буддизма. В народном просвещении, классическом образовании со сдачей конкурсных экзаменов, в поэзии и истории еще преобладали формы, принятые в Китае. Однако налицо было стремление наполнить эти формы национальным содержанием. До конца XVII в. в Дайвьете среди аристократии в качестве государственной религии преобладало конфуцианство, но с этого времени началось возрождение буддизма, так как его религиозные догмы лучше соответствовали духу смятения и тревоги, царившему в правящих слоях общества. Вновь началось повсеместное строительство храмов и пагод, особенно в столицах Тханглонге и Фусуане, среди которых красотой и великолепием отделки отличалась пагода «Небесной феи» близ Фусуана, законченная постройкой в 1601 г. Наиболее знаменитая в архитектурном отношении буддийская ступа Баонгием — каменное сооружение в четыре этажа, венчающееся шпилем, для захоронения останков видного бонзы — была построена в Буттхапе в 1647 г. Однако буддизм, как и конфуцианство, не представлял уже ортодоксальной идеологии; в него вошли народные верования, которые с XVII в. образовали синкретическую веру, ставшую основой религиозных представлений вьетов наряду с культом предков. Высокой степени развития достигает скульптурное искусство. Вьетские резчики по дереву создали фигуру буддийской богини Гуань-инь с тысячей рук и тысячей глаз, покоящуюся на пьедестале в форме лотоса. Ее установили в пагоде Ниньфук. Подлинными шедеврами вьетского пластического искусства явились 18 статуй, установленные на берегу канала «Быстрое течение»; каждая из них выполнена так, чтобы показать какое-либо душевное настроение. С развитием металлургии были созданы замечательные произведения художественного литья, в частности колоссальная статуя божества Чан By и декоративные вазы для дворца в Фусуане. Во фресковой живописи ранее распространенный «меандровый» орнамент сменился закругленными, изогнутыми линиями. [502] Среди наук в течение всего средневековья была особенно развита традиционная медицина, основанная прежде всего на знании лекарст-венных растений. Первым ученым знатоком вьетской народной медицины обычно считают Ланг Онга (1725—1792), которому принадлежит трактат, насчитывающий 27 томов, с подробным изложением принципов иглотерапии, массажа, ингаляции и т. п., а также анатомии и фармакологии. Через посредство миссионеров в учебных заведениях постепенно внедрялось преподавание математики, физики, астрономии, инженерных и фортификационных наук, однако лица, обучавшиеся этим предметам, насчитывались единицами. По традиции культурными центрами Дайвьета являлись две столицы: северная — Тханглонг и южная — Фусуан (Хуэ). В Тханглонге при дворе Чиней над составлением истории своей страны продолжала работать группа ученых, которая к концу XVII в. закончила обобщающий труд «История Дайвьета». Большинство вьетских ученых и поэтов писало свои произведения по-прежнему на китайском языке; одним из последних крупных их представителей был Ле-куй-Дон (1726— 1784), оставивший труд по истории, географии, военному искусству, философии и литературе. Несмотря на запрещение Чинь Жиангом в се-редине XVIII в. ввоза китайской литературы, в Дайвьет различными путями поступали сотни буддийских книг, большинство которых перепечатывалось в городах Льеучанге и Хонглуке (пров. Хайзыонг), славившихся своими ксилографическими изданиями. В Южном Дайвьете особое внимание правительство Нгуенов обращало на подготовку чиновников, в связи с чем было открыто много школ, в том числе Литературный храм близ Фусуана. В г. Хатьене буддийские бонзы основали первое литературное объединение, выпустившее сборник «Десять видов Хатьена». Поэзия того времени в целом отражала сложную и острую политическую обстановку: в ней преобладала грусть по утраченному спокойствию, и все же в некоторых произведениях были отчетливо видны социальные мотивы и даже критика существующего строя. Таковы, например, поэмы «Плач жены воина» поэтессы Доан-тхи-Зием, «Песня печали из гарема» Нгуен-зиа-Тхиеу, «Опавшие листья» Нгуен-хюи-Ту. К новому времени уже сформировались главные направления в поэзии: жанры песни («ка»), короткой песенки («ты»), стихов («хань»), лирической поэмы («нгэм»), романа в стихах («чуйен»), С поэтическим творчеством были теснейшим образом связаны музыка и театр. В основу построения вьетской музыки положена пентатоническая гамма; гармония не являлась обязательной, ритм поддерживался преимущественно ударными инструментами. Нотная система подражала китайской, где вместо знаков, показывающих гамму, проставлены иероглифы, обозначающие диатонические степени тонов. Многие музыкальные инструменты (щипковые, мембранные и др.) аналогичны китайским, японским и бирманским, что объясняется давними культурными связями этих стран. Театральное искусство, включавшее в себя два основных жанра — народный театр тео и классическую музыкальную драму туонг, было особенно любимо народом. Тео возник еще в первых веках нашей эры на основе инсценировок сказок, легенд и сценок из крестьянской жизни. Актеры использовали общепонятную речь, музыкальное сопровождение было простым. Определенная социальная направленность народного театра побудила феодалов Нгуен в XVII в. запретить этот жанр на подвластной им территории. Идейным содержанием классической драмы туонг, которая обслуживала главным образом запросы правящего класса, было воспевание благородных поступков, справедливости, честности и героизма представителей аристократии и духовенства. [503] Вернуться коглавлению кн.: в XVI—XVIII вв. Вернуться к меню: Всё о Вьетнаме и вьетнамцах.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |