Вьетнам |
|
X - XV века |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Вьетнам в X - XV вв.Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970. Культура Вьетнама в X—XV ввСамобытная культура вьетского народа развивалась в упорной борьбе с попытками китайских захватчиков навязать свою культуру, с их политикой ассимиляции 2 . Однако более чем тысячелетнее господство Китая (II в. до н. э. —XI в. н. э.) не могло не отразиться на развитии вьетской культуры. К X в. в стране была распространена китайская письменность и система образования, насаждались буддизм, конфуцианство и даосизм. С созданием государства Дайковьет наметился процесс вытеснения китайского влияния. Вьетскими учеными была изобретена национальная иероглифическая письменность «тьыном», расширились масштабы ксилографического книгопечатания. Наиболее древним памятником, свидетельствующим о зарождении самостоятельной вьетской литературы, является эдикт короля Ли Тхай То (1010 г.) о переводе столицы на новое место. Первым, кто использо- [276] вал «тьыцом» для сочинения поэм, был ученый-поэт Хан Тхюен, живший во второй половине XIII в. В литературных произведениях этого времени господствовала поэзия, представленная четверостишиями, восьмистишиями, рифмованной прозой, которая отражала буддийское миросозерцание с воспеванием природы и праздного времяпрепровождения. Значительное место занимает также патриотическая тематика, воплощенная в «Воззвании к военачальникам» полководца Чан-хынг-Дао, составленном в 1285 г. Появились записи легенд и сказаний, собранные анонимным автором, — «Удивительные истории в Линьнаме», труд Ли-те-Сюена «Собрание таинств земли Вьет». Особое место в литературе того времени занимает Нгуен Чай (1380—1442), в творчестве которого заметно осуждение аристократов и творимого ими зла. В целом же поэты копировали по форме танскую поэзию, которая была далека от народных масс, В 1272 г. был завершен первый исторический труд Леван-Хыу «История Дайвьета», охватывавший период истории Вьетнама с III в. до н. э. по XIII в. н. э. Спустя 60 лет Ле Так составил «Записки об Аннаме» 3 , где в одной из глав изложил сведения о древних городах, храмах и других архитектурных сооружениях Вьетнама. Кроме этих работ к концу XV в. появилось еще несколько исторических сочинений: «Краткая история Вьет», «Текст и комментарии истории Вьет». С появлением «Полного свода анналов Великого Вьета» (1480 г.), автором которого был Нго-ши-Льен, наметился новый период во вьетнамской историографии. Отныне историю страны ученые стали делить на две части: до конца китайского владычества (так называемая внешняя история) и период самостоятельного развития (основная история). После освобождения страны, с XI в., в строительстве и архитектуре возобладал национальный стиль, характерный возведением малоэтажных зданий из кирпича и дерева в сочетании с бассейнами и парковыми ансамблями, расположенными вдоль одной оси. Выдающимися памятниками вьетнамской архитектуры развитого средневековья являются пагода Мот Кот, построенная на огромном пне дерева (1049 г.), храм литературы в честь Конфуция — «Ванмьеу» (1070 г.) и комплекс императорских гробниц в Лангшоне (XV в.). Развитие изобразительных и прикладных искусств (в частности, скульптуры, фресковой живописи, декоративной керамики, художественной резьбы по дереву и камню) в значительной степени связано с постройками культовых сооружений. Были заложены основы знаменитого лакового производства, которое сделало вьетнамских мастеров известными далеко за пределами страны. Примечания 2. С давних пор официальная китайская историография стремится внушить мысль, что достижения культуры вьетского народа стали возможными только благодаря китайскому влиянию. Известно, однако, что сами китайцы заимствовали у вьетов строительство некоторых видов морских судов,, методы заливного рисосеяния, многие лучшие сорта, риса (в частности, засухоустойчивые), разные фрукты (ананас, личжи и др.), изготовление лучших сортов сахара. В Дайвьете китайцы познакомились с отливкой стволов орудий из металла и с применением селитры, без чего было бы невозможно в дальнейшем изобретение пороха. 3. Аннам (по-китайски Аньнань)— «Страна усмиренного Юга». Так китайские власти назвали земли вьетов в VIII в. после подавления мощного вьетского восстания. [277] Вернуться коглавлению кн.: Вьетнам в X - XV вв. Вернуться к меню: Всё о Вьетнаме и вьетнамцах.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |