Турция |
|
XI - XVII века |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Турция в XI — начале XVII в.Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970. ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ В ПЕРИОД НАИБОЛЬШЕГО МОГУЩЕСТВАКультура в XIII— XVII ввВ течение всех лет существования Сельджукского султаната в литературе, архитектуре и других сферах культурной жизни ощущалось большое влияние Ирана, а также, хотя и в меньшей степени, Византии. Наибольший подъем культуры наблюдался в XIII в., что нашло свое яркое проявление в архитектуре и поэзии. Среди памятников архитектуры этой эпохи выделяется «Мечеть с тонким минаретом» («Индже минарели»), султанский дворец в Конии и др. Художественная литература не получила большого развития. Литературным языком был персидский. Наиболее значительный след оставили поэт-мистик Джеляледдин Руми (сборник стихов «Диван» и др.), его сын, также мистик, Султан Велед [«Книга Веледа» («Велед-наме»); третья часть этого произведения, называющаяся «Книга лютни» («Ребаб-наме»), написана простонародным турецким языком того времени] и Юнус Эмре, писавший стихи уже только на языке своего народа. Это свидетельствовало о том, что со временем в литературе начали проявляться самобытные турецкие черты. Аналогичный процесс наблюдался и в архитектуре. Два крупных государственных деятеля — Хусейн ибн Мухаммед, известный под прозвищем Ибн Биби («Сын госпожи» — имелась в виду его мать, бывшая придворным астрологом), и Кемаледдин Махмуд Аксарайлы (или Аксараи — «Аксарайский») составили хроники на персидском языке, являющиеся важнейшими источниками по истории Сельджукского султаната. Первая описывает события 1192—1280 гг., вторая — 1283—1323 гг. В Османской империи турецкая литература переживала расцвет во второй половине XVI в. Но первый выдающийся турецкий поэт поя- [404] вился еще на рубеже XIII и XIV вв. Им был шейх Али Ашык-паша (1271—1332). Поэты зависели от поддержки султана и двора. Турецкие поэты брали за образец классические произведения преимущественно персидской литературы. К лучшим поэтам во второй половине XV —начале XVI в. принадлежали Иса Неджати, Месихи, поэтесса Михри-хатун и др. Выдающиеся памятники культуры в XV в. дала архитектура. Это были мечети, мавзолеи, дворцы и другие сооружения, строившиеся по заказу султана, членов династии или крупных сановников. Одним из выдающихся памятников архитектуры XV в. является Зеленая мечеть (Иешиль джами) в Бурсе (украшена фаянсом бирюзового цвета, отсюда и ее название). В XVI — первой половине XVII в. в поэзии появились имена, составившие славу турецкой литературы. По содержанию стало преобладать анакреонтическое направление — воспевание радостей жизни. Выдающимся представителем этого жанра был Ильяс Ревани, воспевавший в своих стихах любовь, вино и пр. Самым замечательным поэтом того времени был Бакы. Его настоящее имя — Молла Махмуд, но он вошел в историю турецкой литературы под псевдонимом Абд уль-Бакы («Раб всевечного»). Он оставил после себя несколько сборников лирических стихов. Большой обличительной силой отличалась сатира Омера-эфенди Нефи, написавшего много сатирических стихов, направленных против везиров и сановников его времени. Эти стихи составили сборник «Стрелы судьбы» («Сихам-и каза»). За резкий обличительный характер сатиры Нефи его ненавидели везиры и другие сановники. Один из везиров получил согласие султана Мурада IV убить поэта. Нефи был приглашен в дом этого везира и удавлен. Основными памятниками турецкой архитектуры XV—XVII вв. были мечети — Фатиха, Баязида, Селима I, Сулеймана Кануни и др. в Стамбуле, мечеть Селима II в Эдирне, султанские дворцы — Чинили кёшкю, Топ-капу, Фенер-бахче и др. Самым выдающимся турецким архитек-тором XVI в. был Коджа Синан. Он воздвиг десятки мечетей, дворцов и других зданий, а также инженерных сооружений. Шедевром его творчества является мечеть Сулейманийе (в честь султана Сулеймана Кануни) в Стамбуле. Турецкие художники достигли большого совершенства в декоративном искусстве. Запрет ислама изображать людей и животных привел к расцвету орнамента и арабесков. Комбинируя в различных оригинальных сочетаниях стилизованные изображения плодов, цветов, геометрических фигур и арабские надписи, турецкие художники создали выдающиеся образцы своего мастерства (роспись дворцов, мечетей, домов везиров и пр.). Несмотря на запрет, выдающиеся художники-миниатюристы все же рисовали портреты и различные картины на светские темы, включая и сцены из жизни простых людей. Такими миниатюрами украшены многочисленные рукописи. Большого мастерства достигли также художники-иллюстраторы рукописей, каллиграфы, резчики по дереву, граверы по металлу, ткачи, ковровщики, изготовители художественного фаянса и др. Наука была слабо развита в Османской империи. Некоторые достижения она имела в области географии. К первой половине XVII в. относятся сочинения двух крупных ученых: Хаджи Халифы и Эвлия Челеби. Хаджи Халифа оставил большой географический труд «Зеркало мира» («Джиханнума»), который имеет немалое историко-куль- [405] турное значение. Он ценен также сведениями по географии Османской империи, изложенными автором на основании собственных наблюдений. Эвлия Челеби написал «Книгу путешествия» («Сейахат-наме»), Это сочинение содержит описание многих стран и народов Европы, Азии и Африки, с которыми Эвлия Челеби ознакомился во время длительных путешествий. История была представлена преимущественно хрониками и летописями Ибн Кемаля, Лютфи-паши, Ибрахима Печеви, Селяники и др. [406] Вернуться к оглавлению кн.: Турция в XI — начале XVII в. Вернуться к меню: Турецкие государства.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |