Турция |
|
XI - XVII века |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Турция в XI — начале XVII в.Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970. ОСМАНСКАЯ ИМПЕРИЯ В ПЕРИОД НАИБОЛЬШЕГО МОГУЩЕСТВАВосстания в Малой Азии в XVI - начале XVII вПри Сулеймане Кануни Османская империя достигла вершины своего могущества. За ее рубежами было распространено мнение о сказочных богатствах этой страны, со страхом говорилось о ее огромной военной силе. Авторитет султана и его правительства внутри страны был непререкаем. Однако уже в первой половине XVI в. в империи произошли крупные восстания крестьян. Замученные многочисленными поборами и на-логами, массы турецких крестьян бросали села, землю и убегали в. города, в горы и т. д. Частично рост налогов был вызван обесценением серебра (с 1500 г. оно в большом количестве поступало из Западной Европы), следовательно и основной турецкой денежной единицы того времени — акче: в 1527 г. одна золотая монета стоила 57 акче, a в 1584 г.— 120. Чтобы прекратить бегство, в 20-х годах XVII в. был принят закон, предоставивший феодалам право принудительно возвращать беглых крестьян, если последние прожили на новом месте менее 15 лет, а в городе — менее 20. Это положение закона не распространялось на тех крестьян, которые бежали в Стамбул. Положение турецких крестьян, которое и раньше не было легким, ухудшилось. Лишение их права свободного перехода и ухода в город означало вместе с тем и ограничение личной свободы, хотя и не в такой сильной степени, как крепостных в Восточной Европе. Разоряли крестьян и беспрерывные войны, надолго отрывавшие их от хозяйств. Во второй половине XVI в. получили большое распространение чрезвычайные повинности в натуре и деньгах. Все это вызвало рост крестьянского недовольства. Оно проявлялось в различных формах: широко распространились ереси шиитского толка, массы крестьян убегали в другие места, нередко вспыхивали восстания. В то же время обострялись отношения между туркменскими кочевыми племенами и султанским правительством, пытавшимся подчинить их центральным и местным властям, заставить платить «налоги, ограничить районы кочевок и пр. Чтобы ослабить племена, султан разбивал их на части, переселял из привычных мест на юго-востоке на запад МалойАзии и на Балканы. Вожди племен не хотели поступаться своей властью, сопротивлялись и находили поддержку в массах своих соплеменников, привыкших к независимости. Поэтому в восстаниях, о которых идет речь, почти повсеместно участвовали кочевники, особенно на юго-востоке, севере и юго-западе Малой Азии. Как и все восстания в Малой Азии, новые выступления происходили под шиитской религиозной оболочкой. Одним из первых было восстание в районе Токата в 1508 г., которое возглавил кызылбаш Нуреддин (Hyp Али-халифа). Восстание продолжалось несколько лет и было подавлено лишь Селимом I, вступившим на трон в 1512 г. В 1511 г. в. районе Антальи и смежных областях юго-западной Анатолии вспыхнуло еще более крупное восстание, во главе которого также стал кызылбаш из племени текели — Карабыйык-оглу, по проз-вищу Шахкулу(«раб шаха» [Исмаила]) Баба Текелю. В турецких источниках Шахкулу получил прозвище Шайтанкулу («раб сатаны»). В отрядах Шахкулу уже на первых порах насчитывалось свыше 10 тыс. [398] повстанцев, в дальнейшем это число удвоилось. Восставшие одержал» ряд побед над войском местных феодалов, однако в том же году были разгромлены превосходящими силами султана. Спустя восемь лет на турецких феодалов обрушилось новое, еще более грозное восстание. Оно вспыхнуло в 1519 г., охватив районы Турхала, Токата и Амасьи. Восстание возглавил шейх Джеляль. Число восставших достигло 20 тыс. Это были конники и пехотинцы. В ходе восстания Джеляль назвал себя Шахвели («шах-святой»). Это означало, что он рассматривал себя и как светского и как духовного повелителя всех мусульман; он заявил о своем стремлении создать мировой султанат. Восставшие двинулись на Токат. Обеспокоенный числом восставших, султан Селим I направил против Джеляля крупные силы, которые одержали победу. Несмотря на поражение, восстание Джеляля оставило заметный след в истории Турции. Само имя его руководителя стало нарицательным: с тех пор повстанцев из низов стали именовать в турецких источниках джеляли, а народные восстания — джеля-лилик. Селим I жестоко расправился с восставшими — все они были обезглавлены. Гнев султана обрушился также на женщин и детей. Однако новые и еще более крупные восстания, вспыхнувшие через несколько лет, показали, что эти суровые меры не дали ожидаемых результатов. Самое крупное восстание (под руководством Календера) вспыхнуло в Киликии; оно началось в 1526 г., т. е. именно тогда, когда турецким феодалам казалось, что они окончательно утихомирили Анатолию. Быстро разрастаясь, восстание распространилось далеко на север—до Амасьи и Токата; оно охватило почти всю Центральную Анатолию до самых восточных границ. Календер нанес ряд крупных поражений султанским войскам, однако в 1527 г. восстание было подавлено. Роковую роль сыграли примкнувшие к нему недовольные феодалы, которых подкупил великий везир. В последующие десятилетия крупных восстаний не было, но волнения в Малой Азии были частыми. Главная их причина—усиление налогового бремени. В Греции, Сербии и Албании оно вызвало восстание широких масс. Новая волна восстаний прокатилась по Малой Азии в конце XVI — начале XVII в. По сведениям современников, феодальный грабеж приводил к тому, что у многих крестьян не оставалось даже хлеба. Особенно силен был гнет над нетурецким населением. Со второй половины XVI в., особенно к концу его, резко выросли государственные налоги, при этом в де-нежной форме. Султанское правительство начало вводить новые налоги, которые в официальных источниках и в турецкой литературе получили формальное название чрезвычайных (араб, авариз). Налоги авариз взимались государственными уполномоченными или откупщиками и не имели твердо установленных размеров. Они собирались ежегодно, а иногда два раза в год и даже чаще, в зависимости от нужд султанского правительства, особенно во время войны. Применялась и еще одна форма феодального грабежа крестьян — принудительная закупка продуктов сельского хозяйства по твердым ценам (аналогичными методами правительство приобретало и изделия ремесленников). Закупки производились либо через особых чиновников — мюбаширов, либо сдавались на откуп. Мюбаширы и откупщики чинили неслыханный произвол. Они изымали продукты, не считаясь со стихийными бедствиями, обвешивали, снижали государственные цены, иногда вовсе не платили [399] денег, закупали больше, чем указано в поручении, а излишки продавали на рынке в свою пользу. Помимо денежных и натуральных налогов крестьяне были обязаны выполнять различные виды трудовой повинности. Многие крестьяне несли барщину в хассах султанов и пашей как пастухи, коноводы, косари и пр. Рост налогов, особенно денежных, привел к усилению зависимости крестьян от ростовщиков, которые доводили их до полного разорения. Экспроприация имущества крестьян ростовщиками вызвала новое бедствие — безземелье. Оно существовало и раньше, что видно даже из кодекса середины XV в. султана Мехмеда Фатиха. Но во второй половине XVI в. число безземельных крестьян настолько увеличилось, что об этом уже в царствование султана Селима II (1566— 1574) писали в столицу чиновники, составлявшие опись земель. Появилось много деклассированных крестьян-левендов. Разорение и вынужденное бегство многих крестьян из деревень уже в середине XVI в. привели к упадку сельского хозяйства, продовольственному кризису и неслыханному росту цен на продукты питания. Временами в конце XVI — начале XVII в. в Турции царил подлинный голод. Таковы были главные причины, вызвавшие новые крестьянские выступления. Начиная с 1588 г. Анатолия стала ареной многочисленных восстаний. В 1595 г. началось мощное, преимущественно крестьянское движение, которое получило в турецких источниках название «джелялийской смуты». Самое активное участие в нем приняли левенды. Восстания охватили большую часть Малой Азии вплоть до Бурсы на западе. В 1598 г. к низам присоединилось значительное число мелких феодалов со своими людьми во главе с Абдульхалимом, более известным под своим прозвищем Кара Языджи («Черный писарь»). Это прозвище он получил потому, что когда-то был военным писарем. Восставшие феодалы принадлежали к числу недовольных центральной властью, которая отобрала у них лены за уклонение от выполнения воинских обязанностей во время длительной войны с Австрией, когда часть феодалов просто не прибыла к месту сбора, а другая дезертировала с поля боя вместе со своими воинами. Восстание во главе с Кара Языджи быстро распространялось и охватывало все новые районы. В октябре 1599 г. Кара Языджи занял Урфу. Здесь он объявил, что к нему во сне будто бы явился пророк и известил о том, что «правосудие и государство» принадлежат Кара Языджи. В 1601 г. Кара Языджи потерпел крупное поражение и бежал в горы. В 1602 г. он умер и во главе восставших стал его брат Дели Хасан. В начале марта 1603 г. Дели Хасан, получив обещание предоставить ему Боснийское бейлербейство, изменил восстанию и направился со своими сторонниками на Балканы. Хотя крупные отряды повстанцев, возглавленные сначала Кара Языджи, а потом Дели Хасаном, рассыпались, но восстание в Анатолии не только не затихло, а, наоборот, усилилось. В 1603 г. начался второй, более мощный его период. Самым крупным и опасным для турецких феодалов в течение всех 15 лет «джелялийской смуты» было восстание Календер-оглу. Оно вызвало гораздо большую тревогу у властей, чем восстания Кара Языджи и Дели Хасана. Число повстанцев достигло 30 тыс.; с ними Календер-оглу двинулся на Бурсу и захватил ее. Календер-оглу фактически господствовал почти на всей территории Малой Азии до прибрежных районов Эгейского и Мрамор- [400] ного морей. Ни один повстанческий вождь не имел такой силы и влияния, как Календер-оглу. Он ставил целью полностью ликвидировать господство Османской династии в Малой Азии. Однако в 1609 г. Календер-оглу был разбит крупными султанскими воинскими силами и с 2 тыс. своих приверженцев бежал в Иран. С 1610 г. волнения в Малой Азии затихают. Но Турция еще много лет ощущала как экономические, так и политические последствия «джелялийской смуты». Сельское хозяйство понесло огромный ущерб; крестьяне, вернувшиеся в свои села, требовали вернуть им земли, которые по тем или иным причинам они вынуждены были оставить, возникли многочисленные конфликты на этой почве, которые пришлось правительству разбирать. Султан издал «ферманы справедливости», предписывавшие вернуть крестьянам земли, уступленные ими за бесценок во время голода. [401] Вернуться к оглавлению кн.: Турция в XI — начале XVII в. Вернуться к меню: Турецкие государства.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |