Турция |
|
XI - XVII века |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Турция в XI — начале XVII в.Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970. ОСМАНСКОЕ ГОСУДАРСТВО В XIV—XV ВВ.Государственный стройВо второй половине XV в. турецкий феодализм достиг развитой стадии. К этому времени определились и основные формы государственного строя Турции, которые сохранились до 30—40-х годов XIX в., некоторые же — и до самой отмены султаната. Во главе государства стоял султан (в Турции он чаще всего назывался «падишах»). Ему принадлежала абсолютная власть над подданными империи. Кроме того, султан считался духовным главой своих мусульманских подданных-суннитов (в таком качестве он именовался «эмир правоверных»). Султан был также верховным главнокомандующим своего воинства, которое в принципе включало всех мужчин-мусульман, способных носить оружие, так как все они были обязаны религией вести «священную войну c. неверными» за торжество ислама. Престол до начала XVII в. переходил от отца к сыну. Воцарившийся султан обычно убивал своих братьев, чтобы избавиться от возможных претендентов на власть. В начале XVII в. был установлен новый порядок: престол стал переходить к старшему по возрасту представителю династии. Возможных претендентов заключали во внутреннюю дворцовую тюрьму. Вторым лицом в государстве после султана был глава правител-ства — великий везир. Отдельными отраслями управления руководили везиры (подобие министров). Везиры составляли Высочайший совет (Диван-и хумайун). Принятыми законами (канун-наме) были определены ранги и иерархия сановников, их обязанности, положение феодалов, повинности крестьян и пр. Опорой султаната был класс феодалов, состоявший из трех основных слоев — военного, служилого и духовного. Главную роль играли военные феодалы — «мужи меча». Служилые феодалы, в руках которых находились органы центрального управления, превратились в крупную политическую силу. Большим влиянием пользовались высшие представители духовенства — улемы. Главой мусульманского духовенства был главный муфтий (с 70-х годов XV в. он стал именоваться шейх уль- ислам). За ним по значению следовали так называемые кадиаскерь [393] или казыаскеры — главные кади, букв, «войсковые судьи», но в том смысле, что все мусульмане рассматривались как воины за веру ислама) — румелийский и анатолийский, законоведы и др. С начала XVI в., при Селиме I влияние духовенства настолько усилилось, что даже изданные султаном законы требовали санкции шейх уль-ислама (она называлась фетвой). Особое место в государственной системе Турции занимали религиозные общины. В административном отношении немусульмане, как и мусульмане, были подчинены турецкой администрации, с той лишь разницей, что гораздо больше, чем мусульмане, подвергались произволу органов власти, куда они не имели доступа. Наряду с этим при Мех- меде II была установлена система немусульманских религиозных общин, которая использовалась турками для того, чтобы с помощью поставленных властями духовных руководителей общин держать их паству в покорности. Были созданы греческая, т. е. православная, армяно-грегорианская и иудейская общины. Руководству общин принадлежала не только духовная, но и светская власть над единоверцами по всем вопросам, разрешаемым в их среде по религиозным законам данной общины (брак, развод, имущественные и бытовые споры и пр.). Оно взимало также некоторые сборы как в пользу государства, так и для нужд самой общины. Особое значение имела греко-православная община, которая объединяла не только греков, но и всех других православных подданных султана — болгар, сербов, молдаван, валахов, грузин. Но руководство общиной в центре и в провинциях находилось в руках греческих патриарха и епископов. Несмотря на то что руководители религиозных общин, как правило, старались держать свою паству в повиновении султану и турецким властям, все же эти общины сыграли для покоренных народов и положительную роль: они препятствовали ассимиляторским тенденциям, способствовали сохранению угнетенными народами своих национальных особенностей, языка, культуры, содействовали их сплочению. Впоследствии во многих случаях христианские монастыри стали очагами борьбы за национальную независимость, а из среды священнослужителей вышло немало выдающихся борцов за освобождение своих народов от турецкого ига. [394] Вернуться к оглавлению кн.: Турция в XI — начале XVII в. Вернуться к меню: Турецкие государства.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |