Турция |
|
XI - XVII века |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Турция в XI — начале XVII в.Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970. ОСМАНСКОЕ ГОСУДАРСТВО В XIV—XV ВВ.Социально-экономические отношения во второй половине XV в.В царствование султанов Мурада II и Мехмеда II военно-ленная система с ее двумя основными формами условного землевладения — тимаром и зеаметом — окончательно упрочилась как главная опора Османской империи. Во второй половине XV в. стал правилом переход ленов по наследству от отца к сыну, а при его отсутствии — к брату. Мехмед II, стремясь укрепить центральную власть, пытался ограничить землевладения типа мюльк и вакф. Он хотел превратить их в государственные земли и использовать для раздачи сипахи, на которых опирался. Мюльки занимали огромную территорию; большая их часть принадлежала потомкам старых беев, везирам, сановникам, шейхам; велики были и мюльки членов династии. Доходы собственников мюльков в несколько раз превышали доходы владельцев тимаров и зеаметов. Большие площади обрабатываемых земель занимали вакфы. Разрешалось превращать в вакф лишь имущество, которое являлось частной и полной собственностью его владельца, т. е. мюльки. Собственники завещали их на богоугодные дела, желая уберечь свои владения от конфискации. Однако уже при преемнике Мехмеда II, его сыне Баязиде II (1481— 1512), все меры, направленные против мюльков и вакфов, были отменены, а конфискованные мюльки и вакфы восстановлены. В отличие от многих государств Запада, в Турции не было распространено господское барщинное хозяйство. Турецкие феодалы, занятые непрерывными захватническими войнами, не заводили крупного поместного хозяйства, а раздавали свои земли для обработки крестьянам мелкими наделами. Турецкие лены в отличие от европейских (включая русские) феодальных хозяйств различались не по площади или числу крепостных, а по сумме «дохода», установленного законом и зарегистрированного в особых реестрах. Доход состоял главным образом из поступлений от крестьянских налогов — феодальной ренты в натуре и в деньгах. Доход тимара был установлен в сумме от 3 тыс. до 20 тыс. акче (мелкая серебряная монета, в ходу было и ее греческое название — аспр), зеамета — от 20 тыс. до 100 тыс. акче (в 1475 г. в Турции было около 40 тыс. владельцев тимаров и зеаметов). Самым крупным условным феодальным землевладением был хасс, доход которого формально равнялся 100 тыс. акче и выше. Хассы были связаны с должностью. Хассами наделялись везиры, бейлербеи и др. Сановник, потерявший свой высокий пост, лишался и хасса. Исключение составляли хассы членов султанской династии, которые распоряжались ими как собственностью. Во второй половине XV в. происходила концентрация земли в руках крупных феодалов, среди которых господствующее положение занимала военная и служилая знать, а также высшее духовенство. Формы и методы эксплуатации крестьян различались в зависимости от характера феодального владения. В процессе феодализации турки восприняли ряд форм эксплуатации крестьян, которые они застали на завоеванных ими землях. [391] Зависимые (т. е. приписанные к феодальным владениям) крестьяне именовались арабским термином «раайа», что значит «паства». Они получали от владельцев земли надел, размер которого был установлен законом. Площадь надела колебалась в зависимости от качества земли от 6 до 16 га. Крестьяне также имели некоторые условные права на обрабатываемые ими земли. Феодал мог забрать землю у крестьян лишь в том случае, если они в течение установленного законом срока ее не обрабатывали (как правило, три года). Крестьяне не являлись крепостными: они не были прикреплены к личности феодала, а с землей в то время их связывали лишь экономические узы. Феодалы эксплуатировали крестьян преимущественно методами издольщины; крестьян-мусульман, как правило, обязывали вносить феодалу натурой ашар. Формально эта доля являлась налогом, от имени государства взимавшимся ленниками. Таким образом, доля, которую передавал крестьянин леннику, была одновременно и рентой и налогом. Ашар взимался с различных продуктов сельского хозяйства: злаков, хлопка, винограда, фруктов, овощей, меда и др. Крестьяне-немусульмане вносили леннику ренту-налог, который назывался харадж-и мукасеме и формально соответствовал ашару. На деле они подвергались более жестокой эксплуатации, чем крестьяне-мусульмане, так как феодалы вынуждали их платить фактически треть и даже половину урожая. Все трудоспособные мужчины-немусульмане (по закону в возрасте от 15 до 75 лет) были обложены денежным подушным налогом джизье, поступавшим в государственную казну. Немусульмане платили особые налоги, от которых были свободны мусульмане. Все крестьяне, мусульмане и немусульмане, были обложены многими другими налогами и сборами, натуральными и денежными — поземельным, на скот, подымным, на невест, женихов и т. д. Многочисленные чрезвычайные налоги (авариз) сначала взимали только во время войны, но затем их стали требовать и в мирное время. Крестьяне больше всего сетовали на тяжелое налоговое бремя. Барщина в Турции не практиковалась, за исключением тех областей, главным образом на Балканах, где она действовала до турецкого завоевания и сохранилась. Однако значительное распространение имела трудовая повинность в пользу султана. В сельском хозяйстве использовали и труд рабов. Эксплуатация крестьян являлась основным источником доходов господствующего класса феодалов, хотя добыча в период успешных завоеваний занимала в этих доходах немалое место. Однако базой существования турецкого феодального государства в целом и феодалов в отдельности была именно эксплуатация турецких крестьян и покоренных народов. Во второй половине XV в. значительную часть населения Турции составляли турецкие кочевые и полукочевые племена. Их было много в Анатолии, где они составляли почти 20% всего турецкого населения, а также в некоторых районах Балканского полуострова (Салоникском и др.), куда они были переселены султанами с целью увеличить турецкое население на Балканах. Племена занимались преимущественно скотоводством. Свое былое значение в жизни страны в связи с усилением центральной власти турецкие племена утратили, но султаны еще вынуждены были с ними считаться. Как было указано выше, турецкое завоевание нанесло городам Малой Азии и Балкан огромный ущерб; многие из них были уничтожены завоевателями, другие пришли в упадок. Во второй половине XV в. положение городов улучшилось, ожили ремесло и торговля. Сами сул- [392] таны нуждались в ремесленниках и торговцах для обслуживания армии и населения. Мехмед II переселял в столицу ремесленников из других завоеванных городов. В Турции было развито производство тканей, ковров, фаянсовых изделий. Турецкие ковры и керамика пользовались спросом и в других государствах. Дорогие ткани, оружие, предметы обихода, металлические изделия ввозили из-за границы. Все возрастающий спрос на эти товары предъявляли султаны, крупные феодалы, сановники, накопившие в процессе завоеваний огромные богатства и воспринявшие от византийской знати роскошный образ жизни. Они также строили дворцы, мечети, медресе, дома призрения, караван-сараи и т. п. Среди ремесленников строители занимали почетное место. Почти все торговцы и значительная часть ремесленников, а в Европейской Турции большинство, были немусульмане (армяне, греки, болгары, сербы, евреи и др.), т. е. принадлежали к угнетенным народам. Наибольшего развития ремесло и торговля достигли в крупных городах. В мелких и даже средних городах значительная часть населения занималась сельским хозяйством; там ремесленники и торговцы обслуживали главным образом узкий местный рынок. В целом турецкое господство отрицательно сказалось на городской жизни: оно привело к снижению уровня развития завоеванных стран, к длительному застою их культуры и экономики. [393] Вернуться к оглавлению кн.: Турция в XI — начале XVII в. Вернуться к меню: Турецкие государства.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |