Таиланд, Сиам
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Таиланд, Сиам

XI - XVI века

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Таиланд (Сиам) с XI до середины XVI в

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Культура тайцев (XI —середина XVI в.)

Материальная и духовная культура тайцев (сиамцев) достигла значительного развития в эпоху Сукотаи. На формирование сиамской культуры оказали влияние высокоразвитые цивилизации Индии, Китая и Камбоджи. В конце XIII в. в государстве Сукотаи была создана тайская письменность, в основу которой была положена письменность кхмеров. Самый ранний из известных нам письменных памятников на тайском языке — стела Рамкамхенга (1292 г.), в которой восхваляются деяния этого правителя. От монов и кхмеров тайцы восприняли буддизм хинаяны, ставший государственной религией в Сукотаи. Короли использовали единую религию как идеологическое орудие для удержания в повиновении населения своего разноязычного и многоплеменного государства. Правители Сукотаи принимали религиозные миссии с Цейлона — центра хинаянского буддизма. Они поощряли сооружение буддийских храмов и святилищ-пагод, якобы сохранявших отпечатки ног Будды. Король Литаи составил трактат о буддийской космогонии «Три мира» («Трайпум», 1345). В Сукотаи было построено большое количество буддийских храмов (ват Махатат, ват Джай и др.). Значительного расцвета в XIII—XIV вв. достигла тайская скульптура, представленная в основном многочисленными статуями Будды из бронзы, гипса и камня. Гармоничность форм и четкость деталей, высокое техническое мастерство и самобытность характерны для тайской скульптуры этого периода. В эпоху Сукотаи зародилась тайская живопись (фрески на стенах храмов).

Распространение буддизма среди сиамцев оказало большое влияние на формирование культуры феодального Сиама. Буддийская мифоло-

[290]

гия, индийский фольклор и классическая индийская литература на санскрите и пали проникли в сиамскую литературу. В литературе Сиама в XIV—XVI вв. преобладала религиозная поэзия. На тайский язык была переведена поэма «Великая жизнь» («Махачат»), рассказывавшая  о последней — в цепи его перевоплощений — жизни Будды, т. е. о той, которая предшествовала достижению им нирваны. Чтение этой поэмы вслух монахами для верующих превратилось фактически в религиозный обряд. В литературе широко использовались сюжеты буддийских джатак. 

[291]

Вернуться к оглавлению кн.: Тайланд (Сиам) с XI до середины XVI в..

Вернуться к меню: Тайланд.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС