История Швеции из БСЭ
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ Ш, Щ >

ссылка на XPOHOC

История Швеции из БСЭ

--

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

История Швеции из БСЭ:

XVII. Драматический театр

В 15-16 вв. в Ш. получили распространение школьные театры. В королев, замках с кон. 16 в. устраивались театр, представления. Первый придворный театр открыт в Стокгольме в 1649. До нач. 19 в. в нём играли итал. опера и труппа комедии дель арте, нем. и неск. франц. трупп; последние оказали большое влияние на театр, жизнь, подчиняя её вкусы канонам франц. классицистского театра. Первой постоянной нац. сценой стал упсальский Студенческий театр (1682- 1691). В 1737 любит, труппа из молодых дворян и чиновников получила название "Королев, швед, сцены". С 1753 этот театр уступил место франц. и итал. ,труппам. При Густаве III появились первые общедоступные швед, театры в Гётеборге (1779), в Стокгольме (1788); см. Шведский Королевский драматический театр. До 70-х гг. 19 в. на сцене господствовал франц. водевиль, псевдоисторич. трагедии А. Коцебу и его подражателей. Стиль актёрской игры был тяжеловесно-декламационен. В 70-е гг. в связи с обществ., экономич. и культурным подъёмом в репертуар частных и гос. театров проникла "новая драма" (в т. ч. Г. Ибсен и Б. Бьёрнсон). Утверждение реализма неразрывно связано с А. Стриндбергом - крупнейшим драматургом и теоретиком театра. Хотя MH. историч. драмы Стриндберга заняли прочное место в репертуаре европ. театров, большинство его произв., отмеченных печатью смелого новаторства, не нашли признания на нац. сцене. В 1907 Стриндберг (совм. с реж. А. Фальком) открыл в Стокгольме Интимный театр (существовал до 1910), поставивший большинство его пьес. Большое влияние на театр, деятелей Ш. оказали гастроли нем. Камерного театра, постановка M. Рейнхардом на сцене Королев, драматич. театра "Игры снов" Стриндберга (1921), а также гастроли MXT (1921- 1922). Деятельность крупных актёров 1-й четв. 20 в. H. Персонне, X. Боссе, T. T. Тейе, В. Шёстрёма, Э. Хильберга, И. Хедквиста, А. де Валя утвердила на швед, сцене принципы психологич. peaлизма.

Сцена из спектакля "Макбет" У. Шекспира. Гётеборгский городской театр. 1948. Реж. И. Бергмаа.

Мастером сценич. перевоплощения был И. Экман. Крупнейшим режиссёром 1-й пол. 20 в. стал У. Муландер. В 30-е гг. в театр пришёл А. Шёберг, а в 40-е - И. Бергман - ведущие деятели совр. нац. театр, иск-ва. В годы 2-й мировой войны Королев, драматич. театр вёл беспринципную репертуарную политику, принимая к постановке гл. обр. развлекат. драматургию. В то же время лишь Гор. театр Гётеборга под рук. T. Хаммарена открыто выступил против нацизма. Здесь ставились антивоен. спектакли: "Готовность" Альстрёма (1941), "Скачи в ночь!" Myберга (1942), "Нильс Эббесен" Мунка (1944) и др. Одним из самых ярких антифаш. спектаклей был "Калигула" А. Камю в пост. Бергмана (1946). В 50-е гг. возникли частные театры, пропагандировавшие драматургию абсурда. Но на гос. сценах предпочтение отдавалось классике, а также пьесам иностр. драматургов - Ж. П. Сартра, Ж. Ануя, А. Миллера, T. Уильямса, Дж. Осборна. Усилился интерес театров Ш. к произв. А. П. Чехова, Л. H. Толстого, H. В. Гоголя, M. Горького, В. В. Маяковского, В. П. Катаева. Для 60-х гг. характерна возрастающая политич. активность швед, театра. Одним из самых репертуарных драматургов стал Б. Брехт. Родилась идея театра-группы, т. е. содружества актёров, режиссёров, драматурга, создающих спектакль на основе общих политич. и художеств, взглядов. Такие группы сложились внутри театров (напр., вокруг спектакля Королев, драм, театра "Они", посвящённого войне во Вьетнаме, 1967), иногда выделялись в отдельные театр, коллективы - т. н. "свободные театры", получившие особенно широкое распространение в кон. 60-х - в 70-е гг. Спектакли этих театров зачастую носят ярко выраженный политич. характер, имеют форму ревю, насыщены музыкой, пением, пантомимой. Сценарий спектакля сочиняется всей труппой. Наиболее известен Стокгольмский свободный профессиональный театр, выступающий с поддержкой экономич. и политич. требований рабочего класса и разъезжающий по всей стране. Крупнейшие актёры совр. швед, театра: И. Тидблад (ум. в 1975), Э. Юсефсон, Г. Вольгрен, А. Эк, Э. Адольфсон, Э. Дальбек, Г. Рюдеберг, X. Лёве, T. Павле, С. Руд, У. Пальме, К. Кавли, Я. Кулле, А. Третов, С. Фюрст, П. Оскарсон, Э. X. Ерегорд. Помимо Королевского драматич. и городского в Стокгольме работает неск. частных театров. В Гётеборге, Мальме и др. имеются драматич. театры. Для обслуживания небольших городов создан гос. гастролирующий "Рикс-театр", дающий в год до 700 представлений в более чем 100 населённых пунктах.

Лит.: Nordensvan G., Svensk teater och Svenska skadespelare..., del 1 - 2, Stockh., 1917-18; HillestromP., Gustaviansfc teater, Stockh., 1947; E n g e 1 P. G., Janzon L., Sju decennier. Svensk teater under 1900-talet, [Stockh.], 1974.

О. В. Гарибова.

Цирк. В Ш систематически выступали передвижные цирковые коллективы. Среди них получили известность цирки под рук. Орландо, бр. Миярес, Б. Шрайбер. Родоначальник крупнейшей цирковой династии - Ж. Л. Хоуске; в 60-е гг. 19 в. его жена, наездница Рене Леонар, возглавляла Стокгольмский цирк. Среди крупных цирков 1920-х гг.- Цирк Скотт (под рук. Кэт Бронетт), Цирк Скала (под рук. Гарри и Элен Йонсон), 40-50-х гг.- цирк-варьете Тролле Родина.

А. Я. Шнеер.

Швеция в БСЭ


Далее читайте:

Швеция, королевство Швеция (история и список правителей).

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС