История Швеции из БСЭ |
|
-- |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
История Швеции из БСЭ:XIII. Литература Самые ранние из сохранившихся памятников - рунич. надписи героич. содержания на камнях (аллитерирующие стихи 9 в. на т. н. Рёкском камне). В период становления феодализма и распространения христианства возникла религ. лит-pa на лат. яз.: "Жизнь Кристины из Стумбелена" Петруса де Дация (1235- 1289), "Откровения святой Биргитты" (14 в.) и др. В 14-15 вв. распространились баллады-песни. В нач. 14 в. появились ист. хроники и куртуазная поэзия. Томас Симонсон из Стренгнеса (ум. 1443) создал патриотич. песни. Деятелем Реформации в Ш. был О. Петри (1493-1552; "Шведская хроника", перевёл Библию совм. с Л. Петри). В 17 в. зародились драматургия (пьесы на сюжеты из швед, истории и фольклора Ю. Мессениуса, 1579-1636) и лирика (Л. Виваллиус, 1605-69). Творчество Г. Шернъельма (1598-1672; поэма "Геркулес", 1658), застольные песни Лусидора (псевд. Л. Юхансона, 1638-74) проникнуты духом Возрождения. Стихам Ю. Руниуса (1679- 1713) присущи черты барокко. В нач. 18 в. сложилась лит-pa Просвещения. У. Далин (1708-63) в издаваемом им журн. "Then swanska Argus" ("Тен свенска Аргус", 1732-34), в сатирах и поэмах критиковал монархию, нравы аристократии и духовенства. "Приключения Адальрика и Гьетильды" (1742-44) Я. X. Мерка (1714-63) - первый просветительский роман. Путевые очерки Я. Валленберга (1746-78), естествоиспытателя К. Линнея сыграли важную роль в развитии прозы. Творчество лит. группы "строителей мысли" [Хедвиг Шарлотта Нурденфлюкт, 1718-63; Г. Ф. Крёйц, 1731-85; Г. ф. Юлленборг (Гиллёноорг), 1731-1808], поэзия Ю. Г. Уксеншерны (1750-1818) развивались в русле сентиментализма. С критикой монархии и церкви выступал писатель и публицист позднего Просвещения Ю. X. Чельгрен (1751 - 1795). Отстаивая принципы классицизма, он отдал дань и предромантизму. К. M. Бельман (1740-95; сб. "Послания Фредмана", 1790) поднял традиц. жанр застольной песни на уровень нац. поэзии, вложив в него демократич. и реалистич. содержание. Идиллии и сатиры Анны Марии Ленгрен (1754-1817) также проникнуты демократич. симпатиями. В борьбе с классицизмом складывался предромантизм. Его теоретик T. Турильд (1759- 1808) выступал в защиту Великой франц. революции. Поэзия Турильда, Б. Лиднера (1757-93) и Ф. M. Франсена (1772- 1847) отличалась напряжённой эмоциональностью и образностью. Борьбу против эпигонов классицизма (К. Г. Леопольд, 1756-1829) и просветит. иллюзий по отношению к бурж. строю завершили романтики: журн. "Фосфорос" ("Phosphoros", 1810-13). Романтич. конфликт между идеалом и действительностью получил религиозно-мистич. воплощение в лирике и драматич. поэме "Остров блаженства" (1824-27) главы "фосфористое" П. Д. Аттербума (1790- 1855), в поэзии и лирич. драмах близкого "фосфористам" Э. Ю. Стагнелиуса (1793- 1823). Против мистич. тенденций "фосфористов" выступили романтики т. н. Готского (Ётского) союза в журн. "Идуна" ("Iduna", 1811-24), издаваемом их вождём Э. Г. Гейером (1783-1847). "Готы" призывали к возрождению героич. традиций, обращались к фольклору. Э. Тегнер (1782-1846), связанный с "готами", воплотил патриотич. и гуманистич. идеалы в поэме "Сага о Фритьофе" (1819- 1825), ставшей своего рода нац. эпосом. Обострение обществ, противоречий в 30-е гг. вызвало поворот к социально-критич. проблематике и зарождению реализма: проза К. Ю. Л. Альмквиста (1793- 1866). В 30-50-е гг. появились бытовые романы Фредрики Бремер (1801-65), Эмилии Флюгаре-Карлен (1807-92), очерки К. А. Веттерберга (1804-89) и комедии А. Бланша (1811-68). Подъём буржуазно-демократич. движения нашёл выражение в политич. стихах О. П. Стурцен-Беккера (1811-69) и К. В. А. Страндберга (1818-77). Традиции романтизма прослеживаются в ист. романах "Последний афинянин" (1859) и "Оружейник" (1891) и лирике А. В. Рюдберга (1828-95). В кон. 70-х - нач. 80-х гг., в эпоху бурного роста капитализма и рабочего движения, укреплению реализма способствовала лит.-критич. деятельность датчанина Г. Брандеса. Центр, место занял острокритич. роман "Красная комната" (1879) А. Стриндберга (1849-1912). Вокруг Стриндберга группировались писатели "Молодой ГЛ." (Анна Шарлотта Лефлер-Эдгрен, 1849-92; Виктория Бенедиктсон, 1850-88; Г. Гейерстам, 1858- 1909), поднимавшие актуальные проблемы швед, жизни. В кон. 80-х гг. в творчестве Стриндберга, Гейерстама, романиста и драматурга T. Хедберга (1862- 1931) усилились натуралистич. тенденции; драмы Стриндберга "Отец" (1887), "Фрекен Юлия" (1888) и др. обозначили новую ступень в развитии европ. драмы. Поэзия и проза У. Хансона (1860-1925) отразили эволюцию от натурализма к импрессионизму и символизму. В 90-е гг. против натурализма выступили неоромантики во главе с В. Хейденстамом (1859-1940). В лит. манифесте "Ренессанс" (1889), лирике, романе "Ханс Альенус" (1892) он противопоставлял бурж. будням эстетизированный мир Возрождения и Востока, культ наслаждений. Черты эстетизма, уход в прошлое, в мир мечты характеризуют лирику О. Левертина (1862-1906) и новеллы П. Хальстрёма (1866-1960). В неоромантич. поэзии Г. Фрёдинга (1860-1911; сб. "Гитара и гармоника", 1891) и Э. А. Карлфельдта (1864-1931) на основе фольклора воссозданы патриарх, картины сел. уклада. С неоромантизмом связано раннее творчество Сельмы Лагерлёф (1858- 1940), опиравшейся на нар. сказку и легенду. Её роман "Сага о Иёсте Берлинге" (1891) проникнут гуманизмом, отрицанием бурж. утилитаризма. Стриндберг в 90-е гг. обнаружил интерес к мистицизму и ницшеанству, от к-рых, однако, внутренне отталкивался (роман "В шхерах", 1890), Неприятие им бурж. мира отразилось в драмах "Путь в Дамаск" (ч. 1-3, 1898-1904), "Соната призраков" (1907), предвосхитивших европ. экспрессионистскую драму. Я. Сёдерберг (1869-1941) в психология, романах и новеллах подверг иронич. и скептич. оценке моральные, религ. и социальные устои бурж. общества. В центре его произв., а также в лирике и новеллах Б. Бергмана (1869-1967) - жизнь Стокгольма и судьба "маленького человека". В нач. 20 в., в условиях капиталистич. индустриализации и подъёма рабочего движения появились первые значит, произв. о рабочем классе M. Кока (1882- 1940), Г. Хеденвинд-Эриксона (1880- 1967), Д. Андерсона (1888-1920). Л. Нурдстрём (1882-1942), Г. Хельст-рём (1882-1953) и Элин Вегнер (1882- 1949) создали бытовые романы о разных слоях швед, общества. Психологич. роман "Селямбы" (1920) П. С. Сивертса (1882- 1970) - острая сатира на бурж. нравы. Циклу романов Я. Бергмана (1883-1931) о пром. р-не Бергслаген ("Маркуреллы из Вадчёпинга", 1919, и др.) присущи обострённый психологизм, гротеск и символика. Настроения смятения и страха, порождённые 1-й мировой войной, выразили П. Лагерквист (1891-1974) в сб. экспрессионистских стихов "Страх" (1916), Б. Шёберг (1885-1929). Под влиянием Окт. ре волюц. в России появились революц. мотивы в поэзии Э. Блумберга (1894-1965). В 1924 возникла швед, группа междунар. союза "Кларте", способствовавшая распространению социалистич. идей: поэты Карин Бойе (1900-41), А. Юнгдаль (1901-68) и др. В 1929 Г. Сандгрен (р. 1904), X. Мартинсон (1904-78), А. Лундквист (р. 1906), Ю. Чельгрен (1907-48) и Э. Асклунд (р. 1908) выступили с поэтич. антологией "Пять молодых". Для этой группы характерны туманные социалистич. идеалы, примитивизм, роман-тич. воспевание "века машин" и "свободной любви", При всей утопичности идей их программа способствовала сближению лит-ры с жизнью. Сб. стихов Лундквиста "Обнажённая жизнь" (1929) отразил жизнь совр. города, рабочих. Чельгрен создал роман "Люди и мост" (1935), проникнутый духом пролет, солидарности. В стихах Мартинсона преобладали черты морской романтики. В 30-е гг. развивается социальный автобиографич. роман: дилогия "Крапива цветёт" (1935) и "Путь в жизнь" (1936) Мартинсона, цикл романов об Улуфе (1934- 1937) Э. Йонсона (р. 1900), трилогия о Кнуте Туринге (1935-39) В. Муберга (1898-1973). Особой социальной остротой отличались произв. писателей, принадлежавших к т. н. статарской школе, отразившие нужду и бесправие батраков: Муа Мартинсон (1890-1964), Я. Фридегорд (1897-1968), И. Лу-Юхансон (р. 1901). Цикл "Барышни фон Пален" (1930-35) и др. романы Агнес фон Крусеншерны (1894-1940) натуралистически показали деградацию дворянства. Объект сатиры в романах Ф. Нильсона-Пиратена (1895-1972; "Бомби Битт и я", 1932) и У. Хедберга (1899-1974) - бурж. мораль, В прозе T. Аурелля (1895- 1976), В. Юнгквиста (1900-74), T. Юнсона (1910-50) заметны поиски новых художеств, средств. Поэты Я. Гульберг (1898-1961) и Ю. Эдфельт (р. 1904) продолжили традиции экспрессионизма, Э. Тоб (1890-1976) и H. Ферлин (1898- 1961) развивали демократич. традиции гор. песни. Сюрреалистич. мотивы стихов Г, Экелёфа (1907-68) сменились глубокими филос, обобщениями, В преддверии и в годы 2-й мировой войны (1939-45) созданы антифаш. произв.: аллегорич. повесть "Палач" (1933) Лагерквиста роман "Возвращение солдата" (1940) Йонсона, антиутопия "Каллокаин" (1940) Карин Бойе, ист. роман Муберга "Скачи в ночь!" (1941). В первые послевоен, годы сложилось творчество писателей, разочаровавшихся в буржуазной цивилизации, обратившихся к исследованию внутр. мира человека. В их произв. заметно влияние экзистенциализма. Комплекс страха и вины доминирует в романе С, Дагермана (1923-54) "Остров обречённых" (1946), в ранней лирике Э. Линдегрена (1910-68) и К, Венберга (р. 1910). Проблема отчуждения человека в бурж. обществе - в центре произв. С. Арнера (р. 1909) и Л. Алина (р. 1915). Нравств. искания совр. человека запечатлены в цикле романов Лагерквиста на библейские сюжеты ("Варавва", 1950, и др.). С филос. ист. романами "Прибой" (1946), "Эпоха его милости" (1960) выступил Йонсон, поставив в них важные совр. проблемы. Эпич. фантастич. поэма Мартинсона "Аниара" (1956) имеет черты пессимистич. антиутопии. Лу-Юхансон в цикле автобиографич. романов (1951-60) воссоздал картину швед, жизни 1-й трети 20 в. Муберг опубл. цикл романов (1949-59) об эмиграции швед, крестьян в Америку в сер. 19 в. Традиции реалистич. романа в 40-50-е гг. продолжали также Лундквист, Ф. Фриделль (р. 1904), О. Вассинг (р. 1919), Сара Лидман (р. 1923). Одна из центр, тем лит-ры 60-70-х гг.- полемика с офиц. тезисом "государства всеобщего благоденствия". Биргитта Тротциг (р. 1929) рисует картины материальной и духовной нищеты, стремясь найти выход в религ. исканиях. Пороки существ, и духовной жизни обличали Л. Йёрлинг (1931-66), Б. Рунеборг (р. 1937), сатирики П. Родстрём (1925-65) и П. К. Ерсильд (р. 1935), соавторы острокритич. детективных романов П. Вале (1926-75) и Май Шёвалль (р. 1935). Против моральных и идеологич. стереотипов направлены интеллектуальные и аналитич. романы П. У. Сундмана (р. 1922), Л. Юлленстена (р. 1921), П. У. Энквиста (р. 1930). В условиях роста антиимпериалистич. и антиколон, движения появилась "ангажированная" лит-pa: антиколон, романы Лидман ("Я и мой сын", 1961), Б. Сёдерберга (р. 1925; "Стремя", 1961), политич. роман "Шерсть" (1973) Л. Густафсона (р. 1936). Распространение получила документальная лит-pa: репортажи Лундквиста, П. Вестберга (р. 1933) о Юж. Африке, Лидман о швед, шахтёрах и Вьетнаме, документальные романы Энквиста и С. Дельбланка (р. 1931). Крупные эпич. произв.-циклы романов П. А. Фогельстрёма (р. 1917) "Город" (1960-68) и Дельбланка о провинции Сёдерманланд (1970-76). Мировой известностью пользуются книги для детей Астрид Линдгрен (р. 1907) о Малыше и Карлсоне, Пенни - Длинном чулке и др. В нач. 60-х гг. выступила группа формалистич., т. н. конкретной поэзии (Э. Фальстрём, р. 1928; и др.). В противовес ей-школа"новой простоты"- И. Пальм (р. 1931), Соня Окессон (р. 1926), Б. Xoкансон (р. 1937) - стремилась возродить реалистич. поэзию, Л. Сёдерберг (р. 1931), Хокансон, И. Сонневи (р. 1939) в своей лирике конца 60-х - нач. 70-х гг. обращаются к актуальной политич. тематике. Союз писателей существующий с 1893, представляет собой профессиональную организацию, призванную защищать экономич. и творческие интересы литераторов. Литературоведение в Ш. с самого начала развивалось в тесной связи с западноевропейским, а в 20 в. и с американским. Начало литературоведению как науке положили романтики Л. Хаммаршельд (1785-1827, соч. "Шведская словесность", 1818-19) и Аттербум, применившие к лит. произведению эстетич. и психологич. анализ. Наибольшее влияние на литературоведение 20 в. оказал последователь культурно-историч. школы X. Шюк (1855-1947), основывавшийся на тщат. изучении источников. Его метод развили и углубили M. Ламм (1880- 1950), Ф. Бёэк (1883-1961), А. Нильсон (1878-1936) и др. В. Сванберг (р. 1896) утверждает социальные связи и значимость лит. произведений ("Поэзия и политика", 1931, и др.). В 50-е гг. Г. Тидестрём (р. 1906) выступил как сторонник "новой критики". Лит.: Горн Ф. В., История скандинавской литературы от древнейших времен до наших дней, M., 1894; Брандес Г., Собрание сочинений, 2 изд., т. 2, СПБ, 1906; История западной литературы, под ред. Ф. Д. Батюшкова, т. 2-3, M., 1913-14; История зарубежной литературы конца XIX - начала XX в. (1871-1917), M., 1968; История зарубежной литературы после Октябрьской революции, ч. 1 (1917 - 1945), M., 1969; История Швеции, М. 1974; Б р а у д е Л., Сказочники Скандинавии, Л., 1974; S с h г с k H., W а г b и г S К., Illustrerad svensk litteraturhistoria, 3 uppl., del 1 - 8, Stockh., 1926- 1952; Tigerstedt E. N., Svensk litteraturhistoria, 3 uppl., Stockh., 1960; G u s t a fson A., A history of Swedish literature, Minneapolis, 1961; L i n d e r E. Hj., Fern decennier av nittonhundratalet, 4 uppl., del 1 - 2, Stockh., 1965-66; Ny illustrerad svensk litteraturhistoria, 2 uppl., del 1 - 4, Stockh., 1967; Brostrom T., Moderne svensk litteratur 1940-1972, Kbh., 1973; B r a n d e 1 1 G., Stenkvist J., Svensk litteratur 1870- 1970, [del] 1 - 3, Stockh., 1974 - 75. А. А. Мацевич.
Швеция в БСЭДалее читайте:Швеция, королевство Швеция (история и список правителей).
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |