Шиитские имаматы |
|
-- |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Шиитские имаматыРаскол мусульманской общины на суннитов и шиитов произошёл ещё во времена «праведных» халифов. Догматических разногласий между ними практически не было. Разошлись они в своём отношении к имамату, и к имаму в частности. Для суннитов духовным и светским главой был халиф, которым теоретически в то время мог стать любой курайшит, а в более поздние эпохи — любой мусульманин (с 1517 по 1922 год халифами правоверных были турецкие султаны). Шииты же признавали право на имамат только за представителями семьи пророка Мухаммада, фактически за потомками от брака его двоюродного брата (и названного сына) Али и дочери Фатимы. Впрочем, и среди шиитов также не было единства. Они рано разделились на несколько ветвей, адепты которых возводили имамат к разным потомкам сыновей Али.
Имамы имамитов1 Али ибн Абу Талиб ум. 661 2 ал-Хасан ибн Али 661—669 3 ал-Хусайн ибн Али 669—680 4 Али Зайан ал-Абидин 680—714 5 Мухаммад ал-Бакир 714—732 6 Джафар ас-Садик 732—765 7 Муса ал-Касим 765-799 8 Али ал-Рида 799-818 9 Мухаммад ал-Джавад 818—835 10 Али ал-Хади 835-868 11 Хасан ал-Аскари 868—874 12 Мухаммад ал-Мавди — «скрытый имам» Двенадцатый малолетний имам Мухаммад ал-Махди «пропал». Возможно, он был убит или умер от болезни. Так или иначе — факт его смерти тщательно скрывался. Позднее шиитов, признававших этих двенадцать имамов, стали называть «двунадесятниками» или «дюжинниками». Они верили, что двенадцатый, «скрытый», имам в своё время объявится, свергнет династию Аббасидов и установит на земле Божье царство. Часть шиитов седьмым имамом признала Мухаммада ал-Махди, сына Исмаила ал-Мубарака, сына шестого имама Джафара ас-Садика. Дело в том, что Исмаил умер ещё при жизни отца. Поэтому наследником провозгласили второго сына Джафара ас-Садика — Мусу ал-Касима. Но часть общины расценила передачу имамата младшему брату как нарушение права первородства. Впрочем, даже в преждевременную смерть Исмаила ал-Мубарака (ок. 754) поверили не все шииты. Часть из них признала его своим седьмым и последним имамом.
Имамы исмаилитов7 Мухаммад ал-Маймун 765 — после 795 8 Абдаллах ал-Акбар 9 Ахмад 10 ал-Хусайн ? — ок. 881 11 Абу-л-Мухаммад Абу-ш-Шалаглаг 881-899 12 Али (Сайд) Абдаллах ал-Махди 899-934 В истории Али (Сайд) Абдаллах ал-Махди известен под именем Убайдаллах ал-Махди. В начале X века он сумел создать в Северной Африке обширное шиитское государство, а в 910 году принял титул халифа-имама. В 969 году, при четвёртом халифе-имаме ал-Муиззе, Фатимидами был завоёван Египет, ставший центром их государства.
Государство Карматов в БахрейнеШиитское движение карматов получило название по имени одного из его основателей — Хамдана Кармата, который был назначен имамом исмаилитов Абу-л-Мухаммадом Абу-ш-Шалаглагом своим уполномоченным на юге Ирака. С ближайшим сподвижником Абданом Хамдан Кармат основал около Куфы исмаилитский центр. Но в 899 году он отказался подчиняться новому имаму Абдаллаху ал-Махди, вынужден был скрываться и вскоре «исчез». Вероятно, его настигли и убили агенты имама. Посланный Хамданом Карматом ещё в 894 году для проповеди исмаилизма в Восточную Аравию эмиссар Абу Сайд в 899 году создал в Бахрейне карматское государство, которое в период своего расцвета занимало всю Восточную и Центральную Аравию. Династия Абу Сайда, 894/9-977 гг. Основатель династии Абу Сайд ал-Хасан ибн Бахрам ал-Джан- наби происходил из Джаннабы, порта на северном берегу Персидского залива. Абу Сайд ал-Хасан ал-Джаннаби 894/9-913 Абу-л-Касим Сайд 913-923 Абу Тахир Сулайман 923—944 Абу Мансур Ахмад 944—972 Абу Йакуб Йусуф 972-977 Последующая история карматского государства известна плохо. Оно превратилось в некое подобие республики, власть в которой находилась в руках совета старейшин из рода Абу Сайда. В 1070 году вождь племени абд ал-кайс из Бахрейна Абдуллах ибн Али ал-Аййуни обратился за помощью против карматов к аб- басидскому халифу ал-Каиму и сельджукскому султану Малик- шаху. Те прислали войска, которые в 1075 году разгромили карматские войска, а в 1068 году объединённые антикарматские силы одержали решающую победу, результатом которой стало уничтожение карматского государства.
Государство исмаилитов в Северном ИранеПосле смерти фатимидского халифа ал-Мустансира в 1094 году между двумя его сыновьями началась борьба за власть. В 1095 году старший из них, Абу Мансур Низар, погиб, а младший, Абу-л-Касим Ахмад, с халифским титулом ал-Мустали занял престол. В результате община исмаилитов раскололась на две части — низаритов и мусталитов. В Египте, Йемене и Западной Индии возобладали мусталиты, в Иране и Ираке — низариты. Там их возглавил Хасан ас-Саббах. В 1090 году он сумел захватить в горах Эльбурса в Северном Иране мощный замок Ала- мут и сделал его своей столицей. Позднее исмаилиты-низариты захватили ещё несколько крепостей в горах Ирана и Сирии. В результате образовалось своеобразное государство с чересполосными владениями. Хасан ас-Сабах сделал своим наследником одного из сподвижников — Кийа Бузургумида, от которого и пошла правящая династия. Первые три правителя государства принимали для себя титул главных уполномоченными низаритских имамов, которые будто бы находились в сокрытии. Имён последних в истории не сохранилось. Известно, что сыновья, а затем и внуки Абу Мансура Ни- зара неоднократно поднимали восстания против фатимидских халифов. Последнее было подавлено в 1161 году. Вероятно, тогда и погибли последние потомки Абу Мансура Низара. Вступивший на престол в Аламуте в 1162 году Хасан II, сын Мухаммада I, в 1164 году совершил обряд, в силу которого он стал восприниматься как имам. Позднее его сын Мухаммад II заявил о происхождении своих предков от Абу Мансура Низара, узаконив имамат за своим родом. Главные уполномоченные низаритских имамов Основатель государства Хасан ас-Сабах родился в 50-х годах XI века в городе Кум. Его отец Али ибн Мухаммад ас-Сабах ал-Химъйари был выходцем из Куфы и утверждал о своём происхождении из Химъйара (Йемена). Это говорит о вроде бы арабских корнях Хасана ас-Сабаха. Но, став во главе государства исмаилитов в Северном Иране, он проявил себя как поборник иранских традиций. Даже религиозные обряды совершались не на арабском, а на персидском языке. На нём же писались книги, велась деловая документация. Всё это послужило поводом многим ис-следователям говорить об иранском происхождении Хасана ас-Сабаха. Кийа Бузург-Уммид происходил из Дайдема, вероятно, из крестьянской семьи. Он рано примкнул к Хасану ас-Сабаху. В 1096 году он штурмом захватил крепость Ламасар (Ланбасар) и оставался её правителем до 1123/4 года, когда его призвал в Аламут и назначил своим преемником Хасан ас-Сабах. Хасан ас-Сабах 1090-1124 Кийа Бузург-Уммид 1124-1138 Мухаммад I 1138-1162
Исмаилитские низаритские имамы Хасан II Алазикрихи-с-салам 1162-1166 Hyp ад-дин Мухаммад II 1166-1210 Джалал ад-дин Хасан III 1210-1221 Ала ад-дин Мухаммад III 1221-1255 Рукн ад-дин Хуршах 1255-1256 В 1256 году Аламут был захвачен войсками монгольского хана Хулагу. Рукн ад-дина Хуршаха он отправил в Каракорум к Великому хану, но по приказу последнего имама в 1257 году убили. Хотя государство исмаилитов и было уничтожено, преемственность исмаилитских низаритских имамов продолжилась. В 1257 году новым имамом провозгласили сына Рукн ад-дина Хуршаха — Шамс ад-дина Мухаммада. А после его смерти в 1310 году община исмаилитов-низаритов разделилась на две части — ка- симшахидов и мухаммадшахидов, каждая со своей наследственной линией имамов. К настоящему времени сохранилась лишь линия касимшахидов. Последние четыре имама носят имя/титул Ага-Хан. ... Шах-Халилаллах III 1792-1817 Ага-Хан I Хасан-Али-Шах 1817-1881 Ага-Хан II Ака-Али-Шах 1881-1885 Ага-Хан III Султан Мухаммад-шах 1885-1957 Ага-Хан IV Карим ибн Али-Хан (является имамом в настоящее время; проживает в Европе) 1957— Кроме упомянутых здесь, шиитскими имамами Алидами было создано ещё несколько государств. В Египте и Северной Африке существовал халифат Фатимидов — о нём в параграфе «Мусульманские государства Ближнего Востока и Египта». В параграфе «Иран» — о государстве Зайдитов (864—928), созданном Хасаном ибн Зайдом, потомком Зайда ибн Хасана ибн Али в Дейлеме. В Йемене с середины IX века до 1962 года, с перерывами, правили зайдитские имамы династии Рассидов, основатель которой Тарджуман ад-дин ал-Касим ал-Расси был потомком Хасана ибн Али. Использованы материалы кн.: Сычев Н.В. Книга династий. М., 2008. с. 695-770. Далее читайте:Арабы - группа народов, населяющих страны Западной Азии и Северной Африки. Арабские государства (справочная статья и описание домусульманских государств).
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |