Лаос |
|
XVII—XVIII века |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Лаос в XVII—XVIII вв.Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970. Культура Лаоса в XVII—XVIII вв.История культуры Лаоса в XVII—XVIII вв. недостаточно изучена. Как и в предшествующие столетия, на социальную и культурную жизнь страны большое влияние оказывала буддийская церковь, занимавшая самое привилегированное положение и владевшая огромными богатствами. Многочисленные пагоды были не только местами культа, но и центрами культурно-общественной жизни Лан Санга. Они имелись в каждой общине; в эти пагоды приходили деревенские жители для обсуждения хозяйственных, семейных и прочих текущих дел. При храмах («ватах») кроме молельных помещений («тхатов») находились специальные библиотеки, где хранились тексты религиозного содержания, записанные преимущественно на пальмовых листьях. Народное образование в Лан Санге, как и в других странах, где был распространен буддизм южной ветви — хинаяна, было тесно связано с прохождением послушничества в монастырях. Каждый подросток [506] мужского пола должен был хотя бы в течение нескольких недель до исполнения совершеннолетия пройти временный постриг, чтобы получить лризнание в качестве зрелого, взрослого человека. Наставники учили мальчиков начаткам письма и счета, некоторым ремеслам, заставляли заучивать догматические тексты и знакомили с жизнеописанием Будды. В XVII—XVIII вв. развивались торговые и иные контакты с соседними странами, что не могло не сказаться на культурной жизни Лаоса, прежде всего на архитектуре и скульптуре. За это время появилось множество куполообразных усыпальниц (ступ), в строительстве которых заметно бирманское влияние, а также многоярусных тхатов, возводившихся по тямскому образцу. Дух национального зодчества в наибольшей мере воплотился в ватах — буддийских храмах с высокими изогнутыми черепичными крышами, как бы наложенными одна на другую. Стены ватов и особенно двери покрывались искусно выполненной резьбой и раскрашенной скульптурой из мягких пород дерева. Большого разнообразия и красочности добились лаосские мастера прикладного и изобразительного искусства. Изделия из золота могла приобретать (и имела на это привилегию) правящая прослойка; в быту простолюдинов широко распространились утварь и украшения из бронзы;, меди и темно-красного лака. В лаосской живописи утвердились характерные мотивы украшения фона растительным орнаментом из цветов, деревьев и пальм, окружавших фигуру Будды или обрамлявших сцены из дворцовой жизни. Культура лаосского народа этого времени имела (и продолжает сохранять) много общего с культурой народов всего Индокитая. Это проявляется, например, в народном календаре, совпадающем с тайским, когда лунный Новый год приходится на апрель; в народной медицине, в музыке с пентатонической системой, в религиозных и гражданских празднествах, в схожих с кхмерскими и тайскими жилых постройках на сваях, некоторых типах сельскохозяйственных орудий (плуг без отвала, деревянная вертикальная борона). Светской литературы в Лан Санге почти не было — ее отсутствие компенсировали многочисленные фольклорные произведения. Исследователи выявили ряд легенд, мифов и сказок (например, сказка о девушке-павлиночке), представляющих собой наиболее ранние варианты народного эпоса, широко распространенного в странах Индокитая и ведущего свое начало с глубокой древности. [506] Вернуться к оглавлению кн.: Лаос в XVII—XVIII вв.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |