Корея
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Корея

Х-ХVI века

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Корея в Х-ХVI века

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Культура Кореи в X—XVI вв.

Философия, наука и искусство в период развитого феодализма тесно связаны со становлением и упрочением феодального строя. Потребность централизованного государства в создании административного аппарата породила систему государственных экзаменов (958 г.) и открытие конфуцианской высшей школы (992 г.). Видные конфуцианские ученые пользовались поддержкой некоторых королей. Государство за свой счет открыло в ряде крупных городов специальные конфуцианские учебные заведения. Одним из воспитанников такой школы явился известный корейский ученый Ким Бу Сик (1075—1151), создавший большой исторический труд «Самгук саги» («История трех государств»).

Наряду с конфуцианством, в эпоху Корё по-прежнему сохранявшим свое значение, большое распространение получил буддизм (особенно в период монгольского нашествия). Крупнейшим буддийским ученым считался Ый Чхон (1055—1142), отстаивавший субъективно-идеалистическую концепцию «весь мир в человеческих мыслях».

Господствующей идеологией с XIV в. стало чжусианство (неоконфуцианство в условиях Кореи), начало распространения которого относится к XIII в. Чжусианство по своей сущности было идеологическим средством поддержания феодальных устоев, оправдания сословной иерархии и незыблемости власти феодального монарха (ибо в основе учения Чжу Си лежало конфуцианское учение о пяти нормах человеческих отношений, предустановленных волею неба). Чжусианство как философская система представляло собой объективно-идеалистическое учение о первичности духа (ли) и вторичности материи (ки). «Великий предел» (т. е. движение) является выражением ли, а ли предшествует ки.

Философ Ким Си Сын (1435—1493) в противоположность ортодоксальным чжусианцам высказывал материалистические взгляды на мир. Материя и дух взаимосвязаны. Дух является закономерностью движения и изменения материи. В истолковании проблемы жизни и смерти Ким Си Сын был атеистом. Концентрация материи приводит к появлению человека, считал он, ее рассеивание — к смерти, с нею исчезает и его душа. Ученый утверждал, что последовательные этапы в истории общества связаны с понятием прогресса. Материалистические воззрения на мир высказывал и философ Со Кён Док (1489—1546), считавший источником мира материальное начало.

Высказывая материалистические воззрения на природу, корейские философы, однако, оставались на идеалистических позициях в этико- политических вопросах. Они рассматривали сущность человека в отрыве от исторических и социальных условий. Ортодоксальное чжусианство представлено сочинениями ученого XVI в. Ли Хвана (1501 —1570), главы школы корейских неоконфуцианцев. Идеальный дух, утверждал он,— это естественная закономерность природы, социальный и нравственный критерий общественных явлений и морали, существовавший до возникновения вещей, независимо от общественно-исторических условий.

Развитие науки и образования в период феодализма было связано с процессом становления и дальнейшего развития общественного производства, прогрессом общественной мысли.

В конце X в. в Корее возникло печатное дело и началось распространение книг. В 991 г. в Согёне правительство учредило Сусэвон —

[202]

государственное учреждение, где редактировались книги. С этого времени стали печататься краткие изложения по истории Кореи. С 1032 г. началось развитие ксилографии. О высоком уровне развития печатного дела свидетельствует печатание металлическим шрифтом, начало которому было положено в 1232 г. Стремление широких слоев корейского общества к овладению научными знаниями вызвало необходимость создания своей письменности. В 1443 г. при правительстве было образовано «Алфавитное бюро». Король Сечжон направил ученых в Маньчжурию, Китай, Японию и, по-видимому, в Индокитай для изучения алфавитов и письменности. В 1444 г. был создан корейский фонетический алфавит (онмун). Видные ученые того времени — Чон Рин Чжи, Син Сук Чу, Сон Сам Мун и др. создали алфавит, точно передающий звуки корейского языка и легко усваиваемый народом. Многие книги, написанные на китайском языке, были переведены на корейский. Расширился круг грамотных людей. С созданием корейской письменности техника печатного дела получила дальнейшее развитие. В середине XV в. при дворце была открыта словолитня, огромных успехов достигло наборное дело. В 1452 г. наряду с усовершенствованием старых шрифтов буквы стали отливать из олова и других металлов, а с 1519 г.— из бронзы. Развитие печатного дела привело к увеличению тиража печатных книг. С середины XVI в. стали издаваться и газеты. С 1577 г. выходила газета «Чобо» («Королевские ведомости»), в которой печатались королевские указы, официальные извещения. Вскоре, однако, она была запрещена, якобы потому, что разглашала государственные тайны.

Широкое развитие получил корейский литературный язык и литера-тура как художественная, так и историческая. Первым литературным памятником на онмуне явилась «Ода летящему дракону» («Ен би о-чхон га», 1445), прославлявшая династию Ли. Поэзия воспевала утверждение мира в стране, прославляла преобразования новой династии. Известные поэты и ученые XV в. Нам И, Ким Чон Со, Сон Сам Мун развивали в своих произведениях чжусианские идеи о правомерности и незыблемости династии Ли. В XV в. развивался жанр прозаических новелл на китайском языке, в которых отражались непосредственные события того времени. Были созданы историографические труды: «История Корё («Корёса») и «История династии Ли» («Личжо силлок»). Агрономические методы были обобщены в сочинении Чон Чхо и Пён Хю Муна «Непосредственные рассуждения о сельском хозяйстве («Нонса чик- соль»), вышедшем в 1429 г.

В XIV—XVI вв. широкое распространение получили естественнонаучные знания. Наиболее развитыми науками были астрономия, география и медицина. При Сечжоне было создано или реконструировано 15 астрономических приборов, наиболее известными являлись водяные часы. С развитием астрономии был установлен более точный календарь, определялся годовой путь солнца и точное время. В географии с созданием географических трудов наиболее развитой отраслью науки стала картография. К середине XV в. относится деятельность выдающегося ученого Лян Сон Чжи, который основательно изучил географию Кореи и много ценного внес в развитие картографии. В эту эпоху составлена общая карта восьми провинций Кореи («Пхальдо Чондо») и карты отдельных провинций, вошедшие в сборник карт Кореи, появившийся в конце XV в. Таким образом, географические карты Кореи имеют более чем пятисотлетнюю давность. В годы правления Сечжона поощрялось развитие медицины и оказание помощи населению лекарственными травами, составление трудов по фармакологии.

[203]

Народное творчество ярко проявилось в прикладном искусстве. Несмотря на регламентацию и отсутствие личной свободы, народные мастера оставили выдающиеся образцы прикладного искусства. Особенно славились изделия краснодеревщиков. Для выделки мебели обычно выбиралась прочная красивая древесина. Из кусков различной формы накладывалась красочная мозаика и наносились надписи с пожелания-ми счастья и долголетия. Высокого мастерства достигло производство мебели с перламутровой инкрустацией. На блестящем фоне черного и красного лака переливались инкрустированные перламутром пейзажи и причудливые орнаменты. Славились в Корее изделия из ткани, соломы, кожи, художественная вышивка, чеканка по металлу, особенно — корейская бумага.

К шедеврам кустарей-художников можно причислить головной убор «кат» (шляпа), сделанный из тонких волокон бамбука и покрытый лаком. Корейские складные веера из бамбука, разных сортов бумаги и шелка славились на всем Востоке. Художественной отделкой и тонким мастерством отличались корейское оружие, золотые изделия, бронзовая и фарфоровая посуда. Для периода Корё характерен лазурный фарфор, отличавшийся необыкновенной прозрачностью и голубизной цвета. Мастера фарфора изображали на своих изделиях цветы, деревья, птиц. Различными способами чрезвычайно рельефно они исполняли узоры: лепили, вырезали, инкрустировали черной или белой глиной. Обычно фарфор периода Корё называют «облако и цапля», так как множество фарфоровых изделий было украшено рисунком цапли на фоне облаков. В период Ли создан новый вид фарфора — белый.

Далеко за пределами страны прославились корейские художники XV—XVI вв. Картины художника Ан Гёна (первая половина XV в.) «Белое облако над зеленой луной», «Любование луной на реке» и особенно «Бамбук в сосуде» получили всеобщее признание. Выдающейся художницей XVI в. считалась Син Са Им. Широко известны ее картины: «Белый журавль», «Красный карп», «Гуси в камышах».

Памятники корейской средневековой архитектуры — храмы, монасстыри, дворцы и сады — представляют собой архитектурные ансамбли, вписанные в пейзаж. По всей стране расположены каменные пагоды, в большинстве своем пятиярусные. Из деревянных пагод сохранилась лишь одна, выстроенная в XV в. и послужившая образцом для многих пагод Японии. Архитектура того периода характерна монументальными крепостными укреплениями со стенами из громадных высеченных камней. Мощные полуциркульные арки ворот завершают деревянные павильоны с загнутыми к краям черепичными крышами.

Период Корё оставил богатое музыкальное наследие. Известно, что уже в эту эпоху устраивались концерты с участием 250 музыкантов; в оркестре насчитывалось более ста музыкальных инструментов. Оркестр сопровождал хоровое пение и танцы.

Танцы в масках, зародившиеся еще в эпоху троецарствия, получили свое дальнейшее развитие и приняли форму театральных представлений. Корейская музыка уже в эпоху Корё заняла видное место в музыке народов Восточной Азии. К годам правления Сечжона относятся преобразования в музыке. Широкую известность получил музыкант Пак Ен (Пак Ран; 1378—1458). Он известен также как композитор, музыкальный критик, дирижер, теоретик музыки, изготовитель инструментов и исполнитель, написавший монографическое исследование о классической музыке. Особая заслуга Пак Ёна состоит в том, что он развивал народную музыку и танцы: им создано десять народных танцев, он же является автором корейских опер — чангык.

[204]

Вернуться к оглавлению главы Корея в Х-ХVI века

Вернуться к меню: Всё о Корее и корейцах.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС