Китай
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Китай

VIII—XV века

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Китай во VIII—XV веках

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Культура периода развитого феодализма

Китайская культура времени расцвета феодальных отношений поднялась в целом на новую ступень. Монгольское завоевание вызвало временный общий упадок ее, затормозило, но не прервало ее развитие. В конце XIV и в XV в. в культурной жизни страны вновь наблюдался некоторый подъем.

Ведущую роль в прогрессе культуры играли города. В китайских столицах: Чанъани и Лояне (VIII—IX вв.), Кайфыне (X—XI вв.), Ханчжоу (XII—XIII вв.), Наньцзине и Пекине (XIV—XV вв.), а также

[265]

во многих других городах в большом числе жили (нередко целыми кварталами) писатели и художники, скоморохи и актеры, ученые и публицисты, находились государственные училища (типа университета и лицея) и частные школы, библиотеки, музеи. При императорском дворе существовала Генеральная академия (или Палата ученых).

В ту пору заметно повысился интерес к технике и научным знаниям: появлялись один за другим трактаты о металлургии и производстве фарфора, о земледелии и животноводстве, математике и агрономии, ирригационной технике и т. д. Развивалась астрономия; в 1385 г. в Наньцзине была основана астрономическая обсерватория.

Появились ученые-энциклопедисты. Оживление научной мысли проявилось и в стремлении обобщить знания, накопленные китайским народом за предшествующие века. Так создаются огромные своды литературы («энциклопедии»): «Тун дянь» («Политический свод») Ду Ю (735—812), «Тун чжи» («Исторический свод») Чжэн Цяо (1104—1162), «Цэфу юань-гуй» («Сокровищница библиотек») (XI в.), «Вэньсянь тун-као» («Систематический свод письменных памятников и суждений») Ма Дуань-линя (1250—1325). В самом начале XV в. была составлена «Большая энциклопедия Юнлэ» («Юнлэ дадянь») почти из 23 тыс. томов — собрание всей сохранившейся к тому времени литературы по различным отраслям знания.

Усилиями историографов были подготовлены истории средневековых династий. О масштабах развития исторической науки в Китае того времени говорит факт создания в период Тан около 900 и в период Сун почти 2200 сочинений исторического содержания. В 1066—1084 гг. большой группой ученых во главе с Сыма Гуаном была составлена сводная история Китая с IV в. до н. э. до X в. н. э., вызвавшая в дальнейшем немало подражаний. Благодаря трудам Оуян Сю, Су Ши и других утвердилось критическое направление в историографии, начало которому положил еще Лю Чжи-цзи.

Со вступлением китайского общества в фазу расцвета феодализма происходили существенные перемены в сфере философской и социологической мысли. Буддизм уже не занимал господствующего положения, он не мог более служить надежной идеологической опорой правящего класса. Его позиции оказались подорванными в результате преследований государственной властью, вызванных главным образом экономическими соображениями. Могущество буддийской, а также даоской религий подтачивалось, сверх того, борьбой различных сект и слабело под ударами идейных противников — как буддистов и даосов-еретиков, так и конфуцианцев.

Еще в танское время против буддийской и даоской мистики восстал вместе со своими друзьями и единомышленниками Хань Юй (768— 824), автор ярких, воинственных философских трактатов-памфлетов. Он был приверженцем конфуцианства, но конфуцианства, исподволь сильно трансформировавшегося по сравнению с древним учением за счет постепенного включения ряда элементов даосизма и буддизма.

Обозначившаяся значительно раньше тенденция к философскому синкретизму подготовила почву для складывания так называемой сунской школы, или неоконфуцианства. То была уже вполне законченная и самостоятельная идеологическая система, которая в преображенном и развитом виде вобрала наряду с конфуцианскими философские, социально-политические и этические положения буддизма и даосизма.

Формирование неоконфуцианства отразило длительный и сложный процесс поисков идеологами господствующего класса более могущественного средства упрочения феодальной системы угнетения и обуздания

[266]

народа. В X—XII вв. эти поиски усиленно велись и мыслителями, во взглядах которых присутствовали материалистические элементы (Чэнь Туань, ум. в 989 г.; Чжоу Дунь-и, 1017—1073; Чжан Цзай, 1020—1077; Ван Ань-ши и др.), и философами, которые всецело стояли на идеалистических позициях (Чэн Хао, 1032—1085; Чэн И, 1033—1107; Ян Ши, 1053—1135 и др.). Но и те, и другие были сторонниками конфуцианских принципов, которые они противопоставляли буддизму и даосизму.

Наиболее обобщенный и разработанный вид раннее неоконфуцианство приобрело в религиозно-идеалистическом учении Чжу Си (1130— 1200) и поэтому называется также чжусианством. Чжу Си теоретически обосновывал незыблемость установившейся социальной градации людей как якобы «вечной, естественной», стремился мотивировать обязательность суровых требований неукоснительного соблюдения феодальной иерархии, беспрекословного самоподчинения и покорности подданных («низких», «подлых») повелителям («благородным»), их воле. Трудами Чжу Си и его школы под конфуцианскую догматику, под этико-политическое учение Конфуция подводилась философская основа, и конфуцианство с той поры представляет собой действительно философскую систему. Чжу Си подчеркивал правомерность отсутствия у конфуцианства в отличие от буддизма и даосизма особой церковной организации; по его словам, ее призван заменить государственный аппарат. Так полностью завершался процесс огосударствления конфуцианства. Объединение в неоконфуцианстве религиозно-философских и государственно-политических функций отвечало задаче усиления идеологического нажима на трудящиеся массы, сопровождавшего экономический и политический натиск феодального класса.

Таким образом, неоконфуцианство обрело облик и этико-политической доктрины, и религиозного учения, и философской теории, и государственно-правовой системы. Оно превратилось в крупнейшую и всеохватывающую идеологическую, культурную и политическую силу, которая была официально принята как ортодоксальная господствующая идеология, стала неотъемлемым атрибутом власти господствующего класса Китая.

Развитие неоконфуцианства повлекло за собой дальнейшую консервацию удушающего догматизма, косности и формализма в официальной духовной жизни. Наиболее ярко это проявлялось в сфере образования— традиционной системе подготовки правительственной бюрократии посредством государственных экзаменов. Здесь безраздельно царил мертвящий дух рутины, шаблонов, схоластики. Неоконфуцианство все более сковывало и тормозило прогресс общественно-политической и философской мысли, препятствовало развитию науки.

Против учения Чжу Си выступили его современники Е Ши (1150— 1223) и Чэнь Лян (1143—1194). В их учении преобладали материалистические тенденции. Они звали к борьбе с бесплодной схоластикой и начетничеством неоконфуцианства, с присущим ему ригоризмом.

Противостояли чжусианству и утопические воззрения Дэн Му (XIII в.), смело возвысившего голос против монарха — главного грабителя и притеснителя народа, против чиновников — тунеядцев и хищников. «Народ сам выдвигает и свергает монархов»,— заявлял Дэн Му. В своих наивно коммунистических утопиях он рисовал картину общества, в котором нет классов и привилегированных сословий, нет эксплуатации, люди не делятся на «благородных» и «подлых», все равны.

Реакцией на усилившийся идеологический натиск правящего класса явилась активизация различных религиозно-политических тайных обществ. В их идеологии ведущее место занимали лозунг неправедности

[267]

богатства, идея защиты справедливости, требования имущественного и социального уравнения, а также принципы сплочения и взаимопомощи.

В литературе и искусстве Китая VIII—XV вв. ощущались новые веяния.

VIII—XIII столетия относятся к «золотому веку» китайской поэзии. Время расцвета феодализма дало многочисленную плеяду замечательных мастеров стихосложения: Ду Фу (712—770), Бо Цзюй-и (771—846), Лю Цзун-юань (773—819), Юань Чжэнь (779—831), Оуян Сю (1007—1072), Су Ши (1036—1101), Хуан Тин-цзянь (1045—1101), поэтесса Ли Цин-чжао (1081 —1140) и др. Антология поэзии за три столетия танского периода насчитывает свыше 50 тыс. произведений. В творчестве крупнейших поэтов все чаще и острее звучал протест против общественной несправедливости, призывы к защите простого народа от притеснений и жестокостей, творившихся чиновничеством; первыми среди таких поэтов стояли Ду Фу и Бо Цзюй-и. Полны чувств национальной гордости, глубокой любви к отечеству и решимости бороться за родину с иноземцами стихи Ван Ань-ши, Синь Ци-цзи (1140—1207), Лу Ю (1125—1210) и др. Многие поэты юаньского периода звали своими стихами на борьбу с угнетателями, воспевали героику освободительной борьбы предшествующих эпох.

Замечательный мыслитель и писатель Хань Юй явился зачинателем ряда новых явлений в культурной жизни. Он ратовал за литературу большого общественного звучания, за насыщение ее гуманистическим содержанием, за простой и ясный литературный язык.

Получило развитие более демократическое направление в литературе. В его русле эволюционировали художественно-литературная новелла, народный песенно-повествовательный жанр шошу (букв, «рассказывание книг»), драма и исторический роман. В лучших из новелл сильнее, чем раньше, проявлялась реалистическая тенденция, а в качестве главных персонажей чаще выступали представители социальных низов. В период Сун появились народные сказители — профессиональные рассказчики — шошуды, пользующиеся с той поры необычайной популярностью в Китае. Тогда же в городах стали возникать музыкально-театральные представления, а во времена монгольского завоевания наблюдался уже расцвет народного театра и драмы, основанной на прозаических диалогах и стихотворных ариях. В условиях, когда монголы поставили китайскую интеллигенцию в унизительное положение и традиционные формы литературы пришли в упадок, занятия драматургией стали для писателей одной из немногих возможностей проявить способности и знания, выразить свое отношение к действительности, дать выход настроениям неудовлетворенности и протеста. За период Юань было написано около 600 пьес, во многих из них широкая аудитория горожан и крестьян видела приметы своей трагической эпохи. Драма заняла ведущее место в литературе юаньского времени.

В XIV в. родился новый жанр крупного прозаического повествования — исторический роман. Первым произведением этого жанра явились «Шуйхучжуань» («Речные заводи») Ши Най-аня (1296—1370) — итог литературно-художественной обработки устных народных сказаний о событиях антифеодальной крестьянской борьбы в период Сун. В романе младшего современника Ши Най-аня, Ло Гуань-чжуна (1330?— 1400?), «Саньго яньи» («Троецарствие») повествуется об одном из наиболее драматических периодов раннего средневековья. Авторы обоих романов (они переведены на русский язык), прославляя героев прошлого, стремились пробудить в читателях патриотические чувства, всей логикой своих произведений звали к борьбе.

[268]

В области народного музыкально-театрального искусства возник и начал распространяться такой песенно-повествовательный жанр, как рифмованный сказ, в котором декламация перемежалась пением под струнный инструмент, причем исполнителем выступало одно лицо.

Период Тан и особенно Сун отмечен высоким подъемом изобразительного искусства. В живописи боролись разные школы и направления. Ведущим художественным жанром был пейзаж. На его развитие большое влияние оказали картины и теоретические взгляды Го Си (1020—1090). Наряду с пейзажем получили распространение «живопись цветов и птиц», «живопись ученых», религиозная и бытовая и в меньшей степени портретная живопись. В X в. возникли департаменты, а затем Академия живописи — официальное художественное учреждение, объединявшее крупнейших мастеров искусства и призванное регулировать художественную жизнь страны; одновременно Академия являлась высшим художественным училищем. За три столетия существования сунской Академии живописи в ней состояли в общей сложности более 150 человек.

XIV век открыл период бурного прогресса архитектуры и строительства. Тогда окончательно сложились своеобразные методы и стили китайского средневекового зодчества, типы планировки городов, жилых ансамблей и дворцово-парковых комплексов.

Пекин, сильно разрушенный при изгнании монголов, был фактически отстроен заново. В XIV—XV вв. здесь был сооружен огромный комплекс императорских дворцов, окруженный рвом и обнесенный стеной, — так называемый Пурпурный запретный город (ныне музейный комплекс Гугун). Выдающимся архитектурным памятником того времени является также знаменитый ансамбль Храма Неба в южной части Пекина (1420 г.). Большие градостроительные работы велись и в Наньцзине.

В связи с прогрессом техники книгопечатания возник новый вид изобразительного искусства — иллюстративная гравюра, появились первые цветные гравюры на дереве. Совершенствовались различные виды прикладного искусства: производство изделий из фарфора и лака, художественное ткачество, вышивка, резьба по дереву, камню, кости.

[269]

Вернуться к оглавлению главы Китай VIII – XV веков

Вернуться к меню: Всё о Китае и китайцах.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС