Китай
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Китай

VIII—XV века

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Китай во VIII—XV веках

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Народные восстания

Приниженное и тяжелое положение трудового люда толкало его на открытые антифеодальные выступления, часто массовые, длительные и упорные. Только за последние полтора столетия правления Сунского дома династийной хроникой зарегистрировано почти 200 крупных и мелких восстаний.

[237]

В ходе народных восстаний X—XIII вв. неоднократно выдвигались лозунги неправедности богатства и защиты справедливости, требования имущественного и общественного поравнения. Одним из факторов формирования антифеодальной идеологии и развертывания повстанческой активности трудящихся являлись различные религиозно-политические тайные общества; их деятельность заметно оживилась, влияние в массах усилилось.

В X—XIII вв. впервые в средневековом Китае социальные коллизии при всей их исторически обусловленной спорадичности и неразвитости стали обнаруживаться и в городах. Этот существенно новый элемент в развитии борьбы народных масс усложнял основные линии классового антагонизма средневековой эпохи — между феодалами и крестьянством, придавал ему еще большую остроту.

Расширение и углубление повстанческой борьбы крестьянства и городских низов Сунской империи свидетельствовало, что в период развитого феодализма народное антифеодальное сопротивление поднялось на новую, более значительную по сравнению с раннесредневековым периодом ступень.

С 60-х годов X в. до второй четверти XI в. центр повстанческой антифеодальной активности крестьян находился на юго-западе империи (современная провинция Сычуань). Наиболее значительным событием классовой борьбы здесь явилось восстание 993—997 гг. под руководством Ван Сяо-бо, Ли Шуня и Чжан Юя. Его основную движущую силу составляли крестьяне-арендаторы; их, как писал современник, активно поддержал и «бедный люд в городе». В восстании участвовали чаеторговцы. Число участников движения достигало нескольких сотен тысяч.

Поднимая крестьян на открытое выступление, Ван Сяо-бо говорил: «Мы страдаем оттого, что бедняки и богатые неравны. Отныне вы уравняете их». Крестьяне разоряли помещичьи усадьбы, громили дома ненавистных чиновников, отбирали у богатеев имущество (зерно, деньги, продовольствие, одежду и пр.), оставляя им только самое необходимое для пропитания, и поровну раздавали добычу бедноте.

К лету 994 г. в сферу активных действий повстанцев входила большая часть обширной территории Сычуани. В провинциальном центре Чэнду восставшие провозгласили создание царства Великое Шу. Формировались административные органы, к этому привлекались мелкие чиновники. В царстве существовало свое летосчисление, имелась собственная монета, издавались постановления и приказы.

Вскоре, однако, военная инициатива перешла в руки посланного из столицы большого карательного войска императорской гвардии, а к концу весны 995 г. последние организованные звенья восстания были ликвидированы, главные повстанческие руководители погибли. Рассеянные группы уцелевших последователей Ван Сяо-бо, Ли Шуня и Чжан Юя, укрывшиеся в глухих горно-лесистых местностях Сычуани и за ее пределами, самоотверженно сражались еще почти два года.

Со второй четверти XI в. основной очаг антифеодальных движений переместился на север (современные провинции Шэньси, Шань- си, Хэбэй, Шаньдун и Хэнань) — ближе к политическим центрам империи.

Летом 1043 г. в Шаньдуне солдаты, возглавляемые Ван Лунем, подняли мятеж и составили ядро восстания, к которому присоединились крестьяне и горожане. Повстанцы заняли несколько уездов на территории провинции. В одном из императорских рескриптов восстание было названо «великим внутренним бедствием».

[238]

К северу и югу от Хуанхэ издавна распространило свое влияние тайное религиозно-политическое общество буддийских еретиков Милэ- цзяо. В XI в. секта вела оживленную деятельность в деревнях, в армии и в городах, где получала поддержку простого люда, мелкого чиновничества и солдат.

Руководители секты длительное время готовили восстание в десяти северокитайских областях. Центром выступления предполагалось сделать г. Бэйчжоу (современный Цинхэ в пров. Хэбэй). Восстание началось в декабре 1047 г. Зачинателями его выступили солдаты бэйчжоуского гарнизона — первоначальный костяк повстанческой массы. Вместе с ними в восстании участвовало значительное число горожан. Главным их предводителем стал Ван Цзэ, выходец из бедной крестьянской семьи, рано познавший голод и тяжкий труд. После долгих скитаний в поисках работы и пропитания юный Ван Цзэ нанялся в пастухи. В 1041 г. он стал солдатом и вскоре дослужился до младшего военного чина.

Ван Цзэ провозгласил создание царства Умиротворенное Ян (Ань-ян), а сам стал носить титул Великого вана — главы царства. Весь «простой народ», как сообщают источники, был призван в повстанческое войско, девизом которого было: «Армия справедливости низвергнет Чжао (т. е. императорский дом Сун) и одержит победу». Этот лозунг и объединил разнородные категории восставшего населения.

Однако горожане — участники восстания — представляли собой аморфную в социальном отношении массу. Это свидетельствовало о неразвитости классовой дифференциации и антагонизма внутри китайского города той эпохи, чем и объясняется отсутствие у восставших каких-либо конкретных требований и лозунгов экономического содержания.

Действия приверженцев Милэцзяо вне Бэйчжоу — в нескольких областных и уездных городах провинций Хэбэй, Хэнань и Шаньдун, которые входили в зону активной деятельности общества, не достигли широкого размаха, а предводители восстания не смогли связать отдельные нити движения в единый клубок. Правительству удалось локализовать главный повстанческий очаг, восстание превратилось в замкнутое городское выступление.

Уже через 3 дня после начала восстания против него было брошено большое осадное войско. 64 дня подряд враг штурмовал городские стены Бэйчжоу и лишь ценой огромных усилий сломил мужественное сопротивление повстанцев.

В 20—30-х годах XII в. классовая борьба в Сунской империи достигла апогея. К тому времени важнейшие антифеодальные выступления сконцентрировались в южных и центральных провинциях. Восстания участились, расширились их масштабы, нередко в них участвовали некитайские народности, населявшие империю.

Одним из самых больших по размаху крестьянских движений в Сунской империи было восстание 1120—1122 гг. под руководством Фан Ла. Его готовила нелегальная секта Минцзяо, чье учение включало элементы манихейства, а также буддийских и даоских ересей. Основополагающим узаконением секты был девиз: «Равноправие, отсутствие верхов и низов — таков справедливый принцип».

В XII—XIII вв. тайное общество Минцзяо подготовило и возглавило ряд крестьянских восстаний на юго-востоке Китая — главном центре народной антифеодальной борьбы тех столетий. Восстание 1120—1122 гг. было самым значительным среди них.

Перед началом открытого выступления Фан Ла, выходец из имущего слоя («средних дворов»), обратился к крестьянам с воззванием, в котором ярко обрисовал положение населения юго-востока, изобли-

[239]

чил расточительство и продажность сунских властителей, заклеймил правительство за позорные уступки «двум варварам» — киданьским и тангутским захватчикам, за тяжелую дань иноземцам.

Восстание началось в ноябре 1120 г. Повстанческая армия в пору наивысшего подъема движения насчитывала почти миллион. В руках повстанцев оказались многие города и деревни 14 областей в провинциях Чжэцзян, Аньхуэй, Цзянсу и Цзянси. В начале 1121 г. отряды Фан Ла овладели Ханчжоу — одним из крупнейших городов на юго-востоке.

Для подавления движения правительству пришлось отложить намеченный поход на киданей и срочно перебросить предназначавшееся для похода войско в район восстания. 15 месяцев потребовалось для того, чтобы ликвидировать очаги восстания.

Одновременно с восстанием Фан Ла на территории провинций Хэнань, Шаньдун и Цзянсу происходило восстание, во главе которого стояли мелкий служащий уездного ямыня Сун Цзян и 36 его сподвижников. В их отряды входили преимущественно крестьяне собственники и арендаторы, рыбаки, бродяги, матросы, а также мелкие служащие, монахи, мелкие торговцы, выходцы из младшего офицерства, разорившиеся мелкие и средние помещики.

Это восстание вызвало большое беспокойство правящей верхушки Сунской империи, так как началось в столичной провинции Хэнань. В общей сложности действия отрядов Сун Цзяна затронули более 80 уездов. Повстанцы беспощадно уничтожали ненавистных притеснителей народа, призывали к борьбе против сунских властей. Восстание продолжалось до осени 1122 г. Его история стала темой многочисленных народных рассказов, стихов, песен, пьес, создававшихся в XII—XIII вв. Справедливая борьба героев Сун Цзяна нашла отражение и в знаменитом китайском романе «Речные заводи» (XIV в.).

В марте 1130 г. на территории провинций Хунань и Хубэй вспыхнуло крестьянское восстание, длившееся до конца июля 1135 г. Это народное выступление, возглавленное Чжун Сяном, а после его гибели Ян Яо, охватило 21 уезд; в пору его подъема в повстанческой армии насчитывалось свыше 400 тыс.

Восстание готовилось более двадцати лет тайной даоской сектой во главе с Чжун Сяном. Чжун Сян призывал ниспровергнуть официальное, или «дьявольское», как его нарекли повстанцы, законодательство и заменить новым, воплощавшим мечты трудящегося крестьянства.. Само учение Чжун Сяна получило характерное наименование «нового закона». Обращаясь к своим сторонникам, он говорил: «Закон, по которому люди разделяются на знатных и простых, на бедных и богатых, не является благодатным законом. По закону, который я провожу, равноправны знатные и простые, уравниваются бедные и богатые».

В 1127 г., еще до начала восстания, Чжун Сян направил на помощь сунской столице Кайфыну, которую в то время осаждали полчища чжурчжэньских захватчиков, отряд под командованием своего старшего сына. В 1133—1134 гг. крестьянские предводители наотрез отказались выступить вместе с чжурчжэньскими ставленниками против сунской армии. Крестьяне продемонстрировали верность делу защиты родины от иноземцев.

Чжун Сян, а затем Ян Яо считались правителями царства Чу, которое провозгласили повстанцы, предпринявшие попытку (правда, неудавшуюся) осуществить крестьянские идеалы социальных порядков, основанных на равенстве, взаимопомощи и коллективизме. Поселения восставших были освобождены от обычных повинностей в пользу фео-

[240]

далов, прекратили уплату податей. Имущество богачей крестьяне передавали в общую собственность.

Свыше пяти лет существовало повстанческое царство, пока в июле 1135 г. огромная правительственная армия не уничтожила его.

В 1130—1133 гг. произошло большое восстание в пров. Фуцзянь, в непосредственной близости от сунской столицы Ханчжоу. Число его участников достигало 100 тыс., в основном это были крестьяне-хлебопашцы. Мелкие торговцы солью, входившие в повстанческое войско и возглавлявшие его (Фань Жу-вэй и др.), сами были выходцами из крестьян. Для многих из них добыча и сбыт соли являлись побочным промыслом.

Крестьяне выступили в ответ на усиление налогового и ростовщического гнета и притеснения чиновничества. Среди них была распространена песня: «Нет зерна — голодаем вместе, если мяса достали — делим поровну».

В начале 1132 г. под ударами императорской армии основные силы восставших потерпели поражение. Но уцелевшие повстанческие группы во главе с Фань Чжуном, соратником погибшего Фань Жу-вэя, не сложили оружия и продолжали сражаться до начала следующего года.

Со времени чжурчжэньского нашествия — со второй четверти XII в.— все большее значение приобретает борьба с чужеземными захватчиками. На севере и в центральных районах, ставших ареной войн с полчищами чжурчжэней, посягавших на китайские земли, миллионы крестьян и горожан были непосредственно втянуты в патриотическую борьбу, в процессе которой антифеодальные задачи отодвигались на второй план. Центр антифеодальных движений находился на юге. Возникло своеобразное территориальное разделение двух потоков, двух направлений в борьбе народных масс сунского Китая. С началом монгольского нашествия борьба с иноземным завоеванием постепенно заняла ведущее место в жизни Китая, хотя одновременно продолжались и открытые выступления крестьянства (особенно на юго-востоке).

[241]

Вернуться к оглавлению главы Китай VIII – XV веков

Вернуться к меню: Всё о Китае и китайцах.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС