Образование и школа в классическом Китае |
||
-- |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
|
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Образование и школа в классическом Китае
Китайская гравюра. На постоялом дворе. Потребовалось немало веков, чтобы проложили себе дорогу идеи Конфуция (551—479 годы до н.э.) о необходимости распространения образования. Цель, преследовавшаяся мудрецом, заключалась в обеспечении государства компетентными служителями, основным достоинством которых не будет являться их родство с влиятельными лицами. В эпоху Хань (206 год до н.э. — 220 год н. э.) были введены экзамены с целью позволить обеспечить проверку уровня знаний и способностей тех, кто стремился добиться занятия высоких чиновничьих постов. Династия Тан (618—907 годы) расширила масштаб и сферу применения экзаменов; образование тогда предоставлялось или государством, или же частными школами. Все же только с наступлением XI века государственное образование перестало быть ориентированным только на детей аристократов и чиновников. Тогда стали на систематической основе открываться общественные школы в рамках уездов и округов, целью которых было подготовить учеников к обучению в высших школах столицы, обеспечивавшему доступ к экзаменам на получение «докторской» степени. В эпоху Тан существовали многочисленные частные школы, которые обычно содержали бывшие экзаменовавшиеся; школы финансировались одной или несколькими семьями, порой же они существовали за счет взносов родителей учеников. К этому, естественно, прибавлялись наставники, использовавшиеся в семьях для совершенствования образования детей.
Школьные дворы располагались во внутренней части учебного комплекса — там каждый ученик, сидя на земле перед низким столом, мог разложить перед собой бумагу, кисть, тушь и брусок сухой туши. Учитель являлся объектом исключительно почтительного отношения со стороны учеников, которые теоретически строго наказывались за каждый недочет в этом отношении. Они могли быть высечены розгой или даже, что являлось верхом унижения, могли быть отправлены назад к себе. Социальное происхождение большей части учеников, относившихся к явно более зажиточной среде, чем их учителя, все же умеряло строгость последних. Зато дисциплина в официальных школах, где велась подготовка к экзаменам, была исключительно суровой. Учителя, которые преподавали здесь, обладали большим престижем, порой это были люди, которые прежде занимали высокие посты на государственной службе. Каковы бы ни были выбранные место и метод обучения, основная цель его — внушить скромность и вежливость, необходимые для гармоничной жизни в обществе. Далее предполагалось сформировать из мальчиков достойные деятельные фигуры, способные стать учеными-чиновниками. Для этой цели после создания первичной базы, заложенной родителями в ребенке до семилетнего возраста, обращаются к учителям, которые обучают древним текстам, искусству комментирования, истории и принципам письма. Если только мальчики допускаются к сдаче экзаменов, то бывает и так, что и девочки получают совершенное ученое образование, и можно указать на присутствие в эпохи, следующие за периодом правления Хань, значительного числа женских имен в истории китайской литературы. Место классиков в системе обучения и образования очень значительно. Их фигуры представляют собой преимущественные референции, саму основу всякого знания, это одновременно кладези понятий, идей и выражений, носители особого человеческого опыта и род собеседников, чьи советы и указания должны позволить, по словам Конфуция, давать на древние вопросы обновленные ответы. Порядки в школе строги, но ритуальной системе обучают таким образом, что акцент в гораздо большей степени делается на внедрении ритуала, чем на внешнем принуждении, которое часто предстает перед нашими глазами. Так, объясненный, нашедший себе внутреннее подтверждение и введенный в практику, этот род социальной дисциплины, который обеспечивает превосходство старших, послушание остальных и осознание необходимости порядка, установленного по взаимному согласию, создает атмосферу всеобщей учтивости, которая производила сильное впечатление на первых западных путешественников в Китае. Прописанное в Кодексе Тан запрещение иметь и носить при себе оружие вносит свою лепту в эту заботу о социальном мире, который является основой китайского образования. Цитируется по изд: Каменарович И. Классический Китай. М., Вече, с. 339-342.
|
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |