Образование и школа в классическом Китае
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ К >

ссылка на XPOHOC

Образование и школа в классическом Китае

--

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Образование и школа в классическом Китае

Китайская гравюра. На постоялом дворе.

Потребовалось немало веков, чтобы проложили себе дорогу идеи Конфуция (551—479 годы до н.э.) о необходимости распространения образования. Цель, преследовавшаяся мудрецом, заключалась в обеспечении государства компетентными служителями, основным достоинством которых не будет являться их родство с влиятельными лицами. В эпоху Хань (206 год до н.э. — 220 год н. э.) были введены экзамены с целью позволить обеспечить проверку уровня знаний и способностей тех, кто стремился добиться занятия высоких чиновничьих постов. Династия Тан (618—907 годы) расширила масштаб и сферу применения экзаменов; образование тогда предоставлялось или государством, или же частными школами. Все же только с наступлением XI века государственное образование перестало быть ориентированным только на детей аристократов и чиновников. Тогда стали на систематической основе открываться общественные школы в рамках уездов и округов, целью которых было подготовить учеников к обучению в высших школах столицы, обеспечивавшему доступ к экзаменам на получение «докторской» степени.

В эпоху Тан существовали многочисленные частные школы, которые обычно содержали бывшие экзаменовавшиеся; школы финансировались одной или несколькими семьями, порой же они существовали за счет взносов родителей учеников. К этому, естественно, прибавлялись наставники, использовавшиеся в семьях для совершенствования образования детей.

 

Самое удивительное в системе образования Китая то, что идеи Конфуция местное население знает со времени земной жизни этого философа. А мы напомним, что Учитель родился в шестом веке до нашей эры! И до сих пор в стране существует преемственность идей, даже прямые предки Конфуция в наше время известны, хотя у нас на дворе уже двадцать первое столетие, заметьте. А ещё в системе образования Китая интересно то, что через сайт  http://pandaedu.kz поступить и окончить высшее учебное заведение в этой стране возможно и в наши дни. Просто зайдите на указанный сайт. Подробности читайте на нём.

 

Школьные дворы располагались во внутренней части учебного комплекса — там каждый ученик, сидя на земле перед низким столом, мог разложить перед собой бумагу, кисть, тушь и брусок сухой туши. Учитель являлся объектом исключительно почтительного отношения со стороны учеников, которые теоретически строго наказывались за каждый недочет в этом отношении. Они могли быть высечены розгой или даже, что являлось верхом унижения, могли быть отправлены назад к себе. Социальное происхождение большей части учеников, относившихся к явно более зажиточной среде, чем их учителя, все же умеряло строгость последних. Зато дисциплина в официальных школах, где велась подготовка к экзаменам, была исключительно суровой. Учителя, которые преподавали здесь, обладали большим престижем, порой это были люди, которые прежде занимали высокие посты на государственной службе.

Каковы бы ни были выбранные место и метод обучения, основная цель его — внушить скромность и вежливость, необходимые для гармоничной жизни в обществе. Далее предполагалось сформировать из мальчиков достойные деятельные фигуры, способные стать учеными-чиновниками. Для этой цели после создания первичной базы, заложенной родителями в ребенке до семилетнего возраста, обращаются к учителям, которые обучают древним текстам, искусству комментирования, истории и принципам письма. Если только мальчики допускаются к сдаче экзаменов, то бывает и так, что и девочки получают совершенное ученое образование, и можно указать на присутствие в эпохи, следующие за периодом правления Хань, значительного числа женских имен в истории китайской литературы.

Место классиков в системе обучения и образования очень значительно. Их фигуры представляют собой преимущественные референции, саму основу всякого знания, это одновременно кладези понятий, идей и выражений, носители особого человеческого опыта и род собеседников, чьи советы и указания должны позволить, по словам Конфуция, давать на древние вопросы обновленные ответы.

Порядки в школе строги, но ритуальной системе обучают таким образом, что акцент в гораздо большей степени делается на внедрении ритуала, чем на внешнем принуждении, которое часто предстает перед нашими глазами. Так, объясненный, нашедший себе внутреннее подтверждение и введенный в практику, этот род социальной дисциплины, который обеспечивает превосходство старших, послушание остальных и осознание необходимости порядка, установленного по взаимному согласию, создает атмосферу всеобщей учтивости, которая производила сильное впечатление на первых западных путешественников в Китае. Прописанное в Кодексе Тан запрещение иметь и носить при себе оружие вносит свою лепту в эту заботу о социальном мире, который является основой китайского образования.

Цитируется по изд: Каменарович И. Классический Китай. М., Вече, с. 339-342.

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС