Камбоджа |
|
XI - XV века |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Камбоджа в XI — середине XV вГлавы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970. КультураXI—XV века были периодом наивысшего расцвета камбоджийской культуры. Культурой этого времени кхмерский народ по праву гордится и поныне. Кхмерское искусство, обязанное Индии некоторыми принципами архитектуры, сюжетами мифов и легенд, декоративными мотивами, очень скоро стало оригинальным; его самобытные черты все более и более проявлялись в развитии. Камбоджийским ваятелям были присущи пластичность, чувство меры, красота форм и линий. Господствующими религиями этого времени были брахманизм в двух его проявлениях — шиваизме и вишнуизме — и буддизм махаяны. Установился культ дева-раджа — «бога-короля», что нашло отражение во всем искусстве, и в частности в архитектуре. Основным элементом кхмерской архитектуры в эту эпоху считается святилище, сооружавшееся в виде ступенчатой пирамиды, симметричной по отношению к осевой линии всего сооружения, и увенчанное центральной башней, символизировавшей гору Меру — обитель богов. Этот архитектурный тип получил развитие в течение всего Ангкорского периода. Наиболее известные памятники архитектуры: Пхном Бакхенг, Бантеай Срей (X в.), Пхимиенакас, Такео, Бапхуон (XI в.). Вершиной кхмерской [284] архитектурной мысли стал Ангкор Ват (XII в.), чьи внешние галереи покрыты на сотни метров барельефами, изображающими сцены из эпических сказаний «Рамаяны» и «Махабхараты». В этом шедевре камбоджийского искусства соединились воедино совершенство архитектурных форм и декоративной скульптуры. Лучшими скульптурными портретами этой эпохи являются изображения бога Шивы и его жены Умы, а также богини Лакшми, сражения двух обезьяньих царей — Сугривы и Валина. Большой интерес представляют эпиграфические памятники этого времени; их обнаружено пока свыше тысячи. Надписи составлялись на двух языках — санскрите и кхмерском. Языком двора, религии и науки стал санскрит. В кхмерской литературе возникло индивидуальное поэтическое творчество (например, произведения Индрадеви). Наиболее крупным литературным произведением того времени являлась эпическая поэма «Риемке» (не просто видоизменение «Рамаяны», а подлинный памятник национальной камбоджийской литературы). Сюжеты из «Риемке» вдохновляли создателей архитектуры, скульптуры и литературы: они воплотились в непревзойденных барельефах Ангкор Вата, классическом балете, теневом театре. При королевском дворе всегда находились ученые, астрономы, врачи, архитекторы, развитие наук поощрялось. Од-ним из видных ученых того времени считался Садашива, занимавшийся механикой, астрологией, искусствами. Многовековую традицию имеет и хореографическое искусство Камбоджи. Наибольшего расцвета кхмерский балет достиг в IX—X вв. В XII в. — в период расцвета Ангкорской империи — при храмах были тысячи танцовщиц. О распространении этого вида искусства можно судить по надписям на стелах, в которых содержатся сведения о танцевальных представлениях, различных музыкальных инструментах, а также по барельефам, где запечатлены сцены обучения танцу и многочисленные процессии музыкантов. Большой популярностью в народе пользовались состязания борцов и боксеров, выступления циркачей. Именно в эпоху средневековья сформировалась единая кхмерская культура, оказавшая уже в тот период (как и позднее) значительное влияние на лаосские и тайские народы. [285] Вернуться к оглавлению кн.: Камбоджа в XI — середине XV в.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |