Иран |
|
III—VII века |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Иран в III—VII векахГлавы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970. Религии в ИранеПри Сасанидах господствующей религией, пришедшей на смену парфянскому религиозному синкретизму, стал зороастризм. Первые шаханшахи новой династии распорядились собрать и отредактировать текст Авесты — священной книги зороастрийцев; работа была завершена в правление Шапура II. Авеста была своего рода энциклопедией. В нее включались помимо религиозных астрономические, космогонические, юридические, моральные и другие тексты. Древний язык Авесты в сасанидское время стал непонятен большинству населения, поэтому позже был составлен комментарий, получивший название Зенд. Характерная черта зороастризма — дуализм, представление о существовании и извечной борьбе в мире двух начал: светлого во главе с богом Ахурамаздой и темного во главе со злым духом Анхраманью. Ахурамазде подчинено воинство добрых божеств (солнце, луна, богиня плодородия) и добрых ангелов, Анхраманью — царство злых духов. В конечной битве добра и зла светлое начало победит. Человек должен принять участие в этой борьбе на стороне Ахурамазды. Исполнение многочисленных обрядов и особого ритуала должно оградить его» от зла и тьмы, с которыми он сталкивается в жизни. Зороастрийцы поклонялись также второстепенным божествам, почитали священные стихии: огонь, землю и воду. Местом отправления культа были храмы огня: три главных, соответствовавших трем древним сословиям (храм; воинов, храм духовенства, храм земледельцев), и наряду с ними храмы в каждом округе, городе, селении. Жрецы не только выполняли культовые обязанности, но и сосредоточили в своих руках просвещение и судопроизводство. Им же принадлежала решающая роль в вопросах: наследования. Они вмешивались в жизнь каждого человека. Отчасти поэтому народные движения III—V вв. принимали оттенок сектантства или стремления к новой религии. [115] Новой религией, появившейся в середине III в., было манихейство Основатель учения Мани, воспитанный в одной из гностических 1 сект, был знаком с зороастризмом и христианством. Он объявил о создании новой религии, которая, по его замыслу, должна была заменить предшествующие. Однако в его религиозной концепции значительное место нашел зороастрийский дуализм. Силы света (добра) создали первочеловека. Добро и зло, два основных элемента мироздания, существуют извечно и находятся в постоянной борьбе. Силы зла захватили в плен первочеловека, силам добра удалось его освободить, но в нем осталось многое от царства тьмы. Чтобы освободиться от зла, необходимо порвать с благами чувственного материального мира и заниматься само-совершенствованием. Проповедь Мани призывала к аскетизму и безбрачию, к воздержанию от пролития крови. По существу она выражала пассивный протест эксплуатируемых против эксплуататоров. Свою проповедь в Иране Мани начал в 241—242 гг., в начале правления шаханшаха Шапура I. Впоследствии он вынужден был покинуть пределы родины. Вернувшись в Иран, Мани был -схвачен и казнен по настоянию зороастрийского духовенства (276 г.). Существование манихейских общин в Иране прослеживается до XI в. В III—IV вв. в Двуречье, Хузистане, отчасти и в других областях Ирана получило распространение христианство. С тех пор как в Римской империи оно стало государственной религией, в христианах Ирана шаханшах и зороастрийское духовенство стали видеть политических союзников Рима. Кровавые гонения на иноверцев продолжались с перерывами с 30-х до 80-х годов IV в., а спорадически и позже. Сирийская церковь в Иране в 484 г. приняла несторианское исповедание (признанное в Византии ересью) и порвала с византийской (православной) церковью. С тех пор политические мотивы для гонений на христиан отпали и два христианских исповедания — несторианское и монофизитское 2 — получили право легального существования. Основную массу христиан составляли сирийцы Месопотамии и кавказские народы. С проникновением христианства на восток, в район Мерва, в христианские общины вступали представители ираноязычного населения. В пределах сасанидской державы жила многочисленная колония иудеев. Они были расселены в Двуречье, значительное их поселение было в Исфахане (Джей). Исповедовавшие иудаизм не подвергались гонениям, так как их преследовали в Римской империи. На востоке государства, в Балхе, был распространен буддизм. Примечания 1. Гностицизм — религиозно-философское течение, сочетавшее в себе отдельные христианские воззрения с мифологией и философией эллинизма. 2. Православная, несторианская и монофизитская ветви восточного христианства расходились между собой в толковании догмата о богочеловечестве Иисуса Христа. [116] Вернуться к оглавлению главы Иран в III—VII веках Вернуться на страницу Все об Иране и персах. Далее читайте:Иран во III веке. (Хронологическая таблица). Иран во IV веке. (Хронологическая таблица). Иран во V веке. (Хронологическая таблица).
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |