Иран
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ И >

ссылка на XPOHOC

Иран

X—XV века

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Иран в X—XV веках

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Иран в XIII —XV вв.

Налоговая система ильханов

Важной причиной экономического упадка Ирана после монгольского завоевания была налоговая политика завоевателей. Наряду со старыми налогами монголы ввели новые. В одних областях по-прежнему взимали поземельную подать — харадж, в других — введенную монголами подать купчур (монг.), в некоторых же — и ту и другую. Купчур, взимаемый с кочевников, был податью с поголовья скота (по 1 голове со 100 голов каждого рода скота); он не был тяжел. Но купчур с оседлых райиатов — крестьян и горожан — был подушной податью (взимавшейся с мужчин); до завоевания подушную подать (джизйа) платили только зиммии, т. е. христиане, иудеи, зороастрийцы, мусульмане же были от нее избавлены. Теперь взимали купчур со всех раийатов без различия веры. Он взимался в деньгах, ставки часто изменялись и нередко определялись по произволу чиновников финансового дивана.

Кроме купчура и хараджа (взимаемого обычно натурой из доли урожая) собиралось еще десятка два податей: «чрезвычайные» налоги, сборы для снабжения войск, сборы для покрытия издержек по со-держанию разных чинов и оплаты их разъездов, подать с садов и т. д. Тяжелы были повинности — принудительные работы крестьян в пользу государства — на строительстве оросительных сооружений, дворцов, крепостей, казенных зданий и т. д.

Не менее тяжелой была и постойная повинность — обязанность крестьян и горожан принимать к себе в дом на постой на неопределенное время эмиров, гонцов и военных и гражданских чинов с их челядью.

Тяжела была для раийатов и ямская повинность — предоставление для почтовых станций людей, а также верховых и вьючных животных.

Налог с ремесла и торговли — тамга (монг.) —составлял 10% стоимости каждой оптовой или розничной торговой сделки. Дополнительным бременем на плечи раийатов ложилась система расплаты по государственным денежным обязательствам (по отношению к служилым людям и кредиторам) ассигновками, выписанными на местные казначейства, которые в свою очередь перекладывали уплату на раийатов. Нередко случалось, что одни и те же подати взимались с раийатов по два-три раза и больше.

Вся эта система податей и повинностей была особенно тяжела для крестьян ввиду разорения сельского хозяйства и произвола финансовых чиновников и откупщиков налогов, которыми были феодалы (монголы и уйгуры), купцы или ростовщики. Во многих областях крестьянам приходилось отдавать землевладельцам и государству свыше 80% своего урожая, и они все еще оставались в недоимщиках. Это вызывало массовое бегство крестьян в леса и горы. Многие нарочно держали свои дома полуразрушенными, чтобы избавиться от сборщиков податей и от постоя. По словам Рашид ад-дина, разруха дошла до того, что в ряде округов (Мерв, Балх, Герат, Рей, Хамадан, Кум и др.) только 1/10 имений была обработана, остальные были в запустении; во многих городах в среднем из каждых десяти домов было заселено только пять, а прочие пустовали.

При монголах впервые появляются известия о прикреплении крестьян к земле — не к личности землевладельца, а к селению и участку, где

[354]

крестьянин был приписан. Жестокость эксплуатации вызывала восстания— в Фарсе (1265 г.) и в Луристане (1291 г.). В 80—90-х годах раз-вернулось массовое повстанческое движение. Отряды, состоявшие из беглых крестьян, рабов и обедневших кочевников (курдов, луров и даже монголов), укрывались в горных ущельях, лесах и степях, а затем нападали на ставки эмиров и караваны. В каждом селении и в каждом кочевье у них были друзья, укрыватели и лазутчики. Народ сочувствовал повстанцам, а если кого-нибудь ловили и вели казнить, народ роптал: «Как можно казнить такого героя!»

[355]

Вернуться к оглавлению главы Иран в X—XV веках

Вернуться на страницу Все об Иране и персах.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС