Индия
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ И >

ссылка на XPOHOC

Индия

V—XIII века

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Индия в V—XIII вв.

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Искусство

Среди изобразительных искусств наибольшее развитие получили скульптура и архитектура. Первой задачей скульптуры было создание зримых образов почитаемых лиц и богов. Скульпторы-буддисты создавали изваяния Будды, индуисты — Шивы. Сюань Цзан в VII в. упоминает, что он видел скульптуру Будды из меди высотой 27 м. Изображения богов часто бывали традиционными — в одной определенной позе, обязательно с соответствующими атрибутами — и потому давали мало простора для выявления творческой личности художника. Более индивидуализированы изображения других мифологических образов — духов неба и земли в виде танцовщиц и музыкантов (якшиней, нагиней, апсар, гандхарвов). Эти скульптуры отличаются обычно замечательной пластикой и экспрессией.

Выдающимся образцом ранней скульптуры является горельеф «Сошествие богини Ганги» в Махабалипураме. Вырубленный в естественной скале, отличающийся сложностью и свободой композиции, включающей множество фигур людей и животных, он свидетельствует о высоком мастерстве южноиндийских скульпторов.

Монументальна и выразительна многофигурная композиция в Эллоре «Раван, сотрясающий гору Кайласу». Грубая сила и энергия Равана, пытающегося разрушить гору, где восседают Шива и его жена Парвати, растерянность богини и величественное спокойствие Шивы переданы уверенной рукой мастера.

К этому же периоду относятся барельефы и скульптуры пещерного храма Шивы в Элефанте.

В дальнейшем монументальность скульптуры исчезает. Скульптура сливается с архитектурой, становясь ее украшением. С X в. заметен застой и в средствах скульптурного изображения.

Архитектура же продолжала развиваться. На нее значительное влияние оказало совершенствование методов обработки камня.

В V—VIII вв. происходит переход от сооружения пещерных храмов (Эллора, Элефанта) и храмов, высеченных из монолита (Махабалипурам), к строительству сооружений на открытом месте из каменных блоков. Мы можем судить о средневековой архитектуре главным образом по сохранившимся культовым зданиям, хотя в литературе и надписях встречаются упоминания о жилых домах в несколько этажей, о сооружении крепостей, стен и т. п.

В X—XII вв. вырабатывается несколько стилей храмового зодчества. Один из них представлен храмами в Кхаджурахо (примерно 954—1050 гг.) и Конараке (1234—1264 гг.). Он характеризуется отсутствием собственно архитектурных деталей: колонн, столбов, портиков. Массивные глухие стены высоких, закругленных вверху башен по-

[110]

крыты сплошной резьбой, барельефами, имеющими орнаментальное, но иногда и смысловое значение. Например, барельефы эротического содержания в Кхаджурахо представляют собой иллюстрации к трактату о любви «Камасутра».

Чольский стиль, распространившийся в Тамилнаде, также характеризуется высокими конструкциями шикхар (храмовых башен), сплошь покрытых горельефами; шикхары в разрезе трапециевидны. Храм Раджараджешвары в Танджуре высотой 60 м является самым крупным сооружением той эпохи.

На территории позднейшего Майсура в XI—XII вв. возник хойсальский стиль храма — довольно низкого сооружения, многоугольного в плане, распластанность которого подчеркивалась четким горизонтальным членением фасадов.

В V—VIII вв. развивалась и древняя фресковая живопись, однако в дальнейшем ее традиции утрачиваются.

Среди других искусств следует упомянуть театральное, хотя оно также находилось в упадке. Классический театр Калидасы, Шудраки к IX в. почти исчез. При дворах имелись театральные труппы, ставившие изысканные пьесы, рассчитанные на небольшую аудиторию. Продолжалось развитие народного театра — фарса, пантомимы на эпические сюжеты, но о нем мы имеем слишком незначительные сведения. На прежней высоте удерживалось искусство классического танца и пения, центрами которых сделались храмы.

[111]

Вернуться к оглавлению кн.: Индия в V—XIII вв.

Вернуться на страницу Все об Индии.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС