Индия |
|
V—XIII века |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Индия в V—XIII вв.Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970. РелигииУнаследованный от древности буддизм постепенно приходил в упадок. Причины этого явления не совсем ясны. Буддизм возник в VI в. до н. э. в период брожения умов, связанного, видимо, с социальными переменами и возникновением первой в истории Индии империи — Магадхи. Основателем этого учения был Гаутама из рода Шакьев, которого его последователи звали Будда, т. е. «Просветленный». В своем учении он исходил из брахманистских идей. Новым в учении Будды было утверждение, что жизнь есть страдание; причиной страданий являются желания, и единственное средство освобождения от страданий заключается в достижении нирваны, т. е. в прекращении всяких желаний. Добиться этого можно, лишь следуя «срединному пути», имея праведные веру, мысль, речь, действия, средства к существованию, побуждения, воспоминания и созерцание. Согласно учению буддизма спастись от вечных страданий можно было не путем [105] обращения к жрецам или обильными жертвоприношениями, а своими собственными усилиями, посредством праведной жизни. Человек низшей касты не должен был вовек остаться униженным: своими действиями он мог заслужить в следующем рождении самое высокое положение. Буддизм как бы ликвидировал кастовые перегородки и вместе с тем оставлял их нетронутыми, так как праведными были те действия, которые предписывались кастовым положением человека: подчинение у шудр, воинская доблесть у кшатриев и т. д. Большое значение в буддизме придавалось моральным заповедям, мягкому нраву и милосердному поведению, отказу от роскоши и т. п. Имело значение и то, что Будда и его последователи произносили свои проповеди не на санскрите, а на местных языках, а также возникновение буддийских монастырей, где продолжалась разработка буддийского учения. Еще в древности буддисты разделились на два основных направления: «махаяны», или «большой колесницы», и «хинаяны», или «малой колесницы». Последователи хинаяны считали достижение высшей истины уделом только узкого круга монахов, отрекшихся от мирской жизни, махаянисты же полагали, что потенциально любое существо может достичь нирваны. При этом направление махаяны активно впитывало в себя элементы других местных верований. Постепенно в средние века Будда стал рассматриваться как божество, при нем появились бодхисаттвы — существа, близкие к тому, чтобы стать Буддами, но отказавшиеся от этого последнего шага, для того чтобы помочь другим стать на путь совершенства. Постепенно бодхисаттвы из примера для подражания стали превращаться в объекты богопочитания, самостоятельные божества. Они стали даже выше закона кармы, имея возможность избавить от него своих последователей и передать им свои достоинства. Так возник буддийский пантеон, и почитание его считалось первой ступенью в постижении высшей истины, в то время как посвященные достигали усовершенствования путем углубленного внутреннего созерцания, чему должны были помочь разные аскетические упражнения йогов. В VII в. при Харше буддизм пережил период подъема именно в форме махаяны. Знаменитый монастырь в Наланде привлекал множество обучавшихся как из Индии, так и из других буддийских стран. Буддизм поддерживала и династия Палов в Бенгалии. Однако постепенно эта религия стала сливаться с местными верованиями, причем Будду стали воспринимать как одну из аватар (воплощений) бога Вишну. В результате на Юге Индии в VIII в., а на Севере к XII в. буддизм сменился индуизмом. В ряде, стран Азии буддизм, напротив, поглотил местные верования и стал преобладающей религией. Индуизм не представлял собой единой религии. Он состоял из сект и направлений, отличавшихся друг от друга богом, которому поклонялись, особенностями его почитания и т. п., но в основном мирно уживавшихся друг с другом, так как их объединял ряд общих для всех представлений. Наиболее важным среди них было учение о дхарме, карме и ахимсе. Каждый человек, по учению индуизма, должен был исполнять свои обязанности, свой долг (дхарму), различный для разных каст. В зависимости от того, насколько добродетельно человек исполняет свои обязанности, в зависимости от его поступков (карма) его душа после смерти возрождается в более высокой или в более низкой касте; для особенно безнравственных предусматривалось рождение в виде самых отвратительных животных. Таким образом, рождение брахманом являлось наградой за прошлую добродетельную жизнь, а рождение неприкасаемым — наказанием за совершенные в прежних рождениях дурные по- [106] ступки. Принцип ахимсы означал, что нельзя приносить вред живым существам, поскольку в них могут быть души умерших людей. Он исключал стремление к насильственному изменению своего положения. Общим для всех направлений индуизма было, таким образом, освящение кастовой системы и существующего социального строя в целом. Определенным признаком общности всех индуистских культов было поклонение ряду животных, прежде всего корове. Наиболее широко почитаемыми богами в индуизме были Шива и Вишну. Соответственно индуизм как бы подразделялся на два основных направления: шиваизм и вишнуизм. Культ третьего основного бога индуистского пантеона — Брахмы, считавшегося создателем мира,— был распространен значительно меньше. Шиваизм и вишнуизм делились на ряд мелких направлений. Считалось, например, что Вишну много раз воплощался в иных богов, людей или животных, и эти воплощения (аватары) служили объектами поклонения для разных сект вишнуитов. В качестве аватар Вишну переосмысливались местные божества различных племен и народностей; их культы включались, таким образом, в индуизм. Даже Будда был объявлен одной из аватар Вишну; если не буддизм как учение, то почитание Будды было как бы включено в вишнуизм. Одной из наиболее почитаемых аватар Вишну был Кришна, изображавшийся в виде пастушка или же воителя. Кришнаитский культ, связанный с песнопениями, пронизанными лирикой и воспевающими любовь юноши и девушки, получил значительную самостоятельность, выработал свои обряды. Он возник в районе Матхуры и распространился в основном в Северной Индии. Шиваизм тоже был собранием ряда различных верований. Наряду с культом самого Шивы в него входили почитание его жены (известной в разных областях под именами Парвати, Кали, Умы, Шакти и изображавшейся то в виде нежной матери, то в виде жестокой богини с ожерельем из человеческих черепов), а также поклонение различным связанным с Шивой символам, например линге и т. п. Секта лингайятов, основанная, по преданию, в XII в. брахманом Басавой, приобрела в Южной Индии серьезное влияние. Члены секты считали, что исполнение обрядов, следование всякого рода запретам в пище и поведении имеют второстепенное значение по сравнению с любовью к Шиве, которому следует поклоняться в облике линги. Форма богопочитания также была разнообразной. В большинстве направлений индуизма религиозная практика заключалась в исполнении многочисленных обрядов, буквально опутывавших всю жизнь индуса от рождения до смерти, в принесении жертв изображениям богов в храмах и пожертвованиях в пользу брахманов и святилищ. Уже с VI в. среди шиваитов Южной Индии, а с VII в.— среди вишнуитов распространяются идеи бхакти, т. е. проповедь всеобъемлющей любви к Шиве (или Вишну), перед которой теряют значение аскетизм, обряды, брахманские традиции. В условиях когда брахманы осуществляли не только монополию на руководство духовной жизнью общества, но и составляли значительную часть экономически господствующего класса, проповедь бхакти приобретала в ряде случаев характер социального протеста. Позже, в XV—-XVI вв., социальные мотивы учения бхакти были углублены. [107] Вернуться к оглавлению кн.: Индия в V—XIII вв. Вернуться на страницу Все об Индии.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |