Индия |
|
XVI—XVIII века |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Индия в XVI — XVIII вв.Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970. КультураЛитература Индии создавалась на многих языках в различных жанрах. Наибольшее влияние имела, пожалуй, поэзия бхакти. На местных языках, на мотивы народных мелодий бхакты пели своего рода притчи или размышления, многие из которых остались в народе в виде песен. Бхакты призывали к борьбе против кастовых перегородок, провозглашали равенство людей перед богом, осмеивали власть имущих, священнослужителей и богачей. Однако эти гуманистические по существу идеи выражались обычно в религиозной форме. Крупнейшими поэтами-бхактами были Тулси Дас (1532— 1623), чья «Рамаяна», написанная на разных наречиях хинди, распевалась на индусских праздниках и была широко известна в народе; поэты второй половины XVI в.— Сур Дас, живший в Раджпутане; раджпутская поэтесса Мирабаи, Эканатх в Махараштре, Шанкарадева в Ассаме, сикхские гуру. Поэма бенгальца Мукундарама Чокроборти «Преуспевание [даруемое богиней] Чанди» («Чандимангал») — переплетенный с фантастикой реалистический рассказ, описывающий жизнь Бенгалии того времени. В XVII в. идеи бхакти развивались в поэзии маратхов и сикхов, но уже пронизанные призывами к активной борьбе. Одновременно в Индии создавалась и придворная поэзия: на языке фарси на севере, на урду — в Декане. Хотя и в эту поэзию проникали описания индийской природы, быта и т. д., но в основе своей она пользовалась традиционными таджикско-персидскими формами и образами. Самые известные произведения такого рода создали Файзи (XVI в.), чья лирика проникнута порой глубоким чувством, и Бедиль (1664—1721), на глазах которого происходил распад Могольской империи; он бичевал жестокость деспотов и угнетение народа. Бедиль забыт в его родной стране с исчезновением фарси как государственного языка, но его стихи нашли вторую родину в Средней Азии. Так и деканского поэта Гаваса (XVI в.), писавшего на урду, знают в Индостане, но не могут читать в Декане. Архитектура больше других искусств зависела от богатых патронов. С распространением могущества Могольской империи появлялось все больше выдающихся архитектурных сооружений, в которых сочетались мусульманские мотивы с местными индийскими традициями. При Акбаре был построен заброшенный потом город Фатхпур-Сикри. Он хорошо сочетался с окружающим пейзажем, его здания дышат простотой и величием. В Декане же, куда мусульманский архитектурный стиль проникал из Ирана и Средней Азии с одной стороны и из Агры—Дели с другой, господствовали изящество и замысловатость отделки и гармо- [561] ничность пропорций. В Бенгалии преобладала маловыразительная архитектура — как храмы, так и жилища строились из оштукатуренного кирпича, с глухими стенами и узкими окнами. Народное жилище обычно строилось из тростника и бамбука, с покатой крышей, опиравшейся на врытый в центре жилища столб. В XVIII в. в архитектуре могольских областей обнаружился упадок (чего, впрочем, нельзя сказать о раджпутских городах-крепостях — Гвалиуре, Алваре, Джайпуре и др., чрезвычайно своеобразных, расположенных среди гор и озер — иногда искусственных). В живописи господствовал жанр миниатюры. Раджпутская миниатюра создавалась в XVI в. под влиянием стенных росписей Раджастхана, а также продолжала традиции джайнской миниатюры. При дворе, продолжая вывезенные из Ирана традиции, возникла могольская миниатюра, более реалистичная, чем иранская, и не такая манерная. Между раджпутской и могольской миниатюрами можно отметить взаимное влияние. Среди известных художников встречаются как прибывшие из Герата и Ирана, так и индусы. В Декане тоже развивалась миниатюра в основном того же стиля, что и в Агре, но слишком детализированная, не обладавшая цельностью и блеском могольской. В XVIII в. прежние стили живописи пришли в упадок, но развились новые школы в мелких раджпутских княжествах, получившие название «пахари» (горные). Хронисты в Индии писали на основе большого материала, часто включая в свое повествование подлинные документы или пересказывая их содержание. Ценными историческими источниками для XVI в. явля-ются записки Бабура «Бабур-наме», а также «Акбар-наме» Абу-л-Фазла [наиболее документированная часть «Акбар-наме», называемая «Установления Акбара» («Аин-и-Акбари»), теперь всегда печатается отдельно и «Мунтахаб-ут-таварих» Бадауни; для XVII в.— воспоминания могольского военачальника в Бенгалии Мирзы Натхана «Отсутствующая страна весны» («Бахаристан-и-Гаиби»), хроники Абд-ул-Хамида Лахури «Падшах-наме» и Мухаммада Салиха Камбу «Труды Салиха» («Амал-и-Салих»); от времени Аурангзеба до нас дошли «Избранные отрывки» («Мунтахаб-ул-лубаб») Хафи-хана и историческое описание Гуджарата — «Зерцало Ахмади» («Мират-и-Ахмади») Али Мухаммад-хана. Наиболее ценным для XVIII в. является сборник биографий могольских эмиров «Маасир-ул-умара», составленный Шах Наваз-ханом. В течение всего средневековья происходили народные представления с танцами и музыкой, в которых исполнялись сюжеты на мифологические темы индуизма, главным образом связанные с вишнуизмом. В Тамилнаде такие народные представления назывались теракутту, в Карнатике — якшагана, в Андхре—видхинатакам, в Индостане — рамлина. Часто в такие представления на темы эпоса были вкраплены фарсовые злободневные сценки, где высмеивали угнетателей-моголов, позднее — англичан и т. д. Порой такие представления ставились и во дворцах феодалов, но там народное искусство теряло свою непосредственность, приобретало черты манерности. [562] Вернуться к оглавлению кн.: Индия в XVI — XVIII вв. Вернуться на страницу Все об Индии.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |