Индия
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ И >

ссылка на XPOHOC

Индия

XVI—XVIII века

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Индия в XVI — XVIII вв.

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Реформы Акбара

Мероприятия Акбара имели общей целью упрочить господство его династии и мусульманских феодалов в Индии путем расширения базы их власти и смягчения религиозного гнета. Эта политика вызывала сопротивление тех мусульманских джагирдаров и шейхов, которые стремились властвовать, жестоко подавляя всех недовольных.

В 1574 г. Акбар с целью упорядочения взаимоотношений внутри феодального класса ввел иерархию должностей (мансабов), раздавая военачальникам джагиры сообразно их чину (зат). Однако джагирдары находили способы обойти правила и тратили на содержание отрядов меньше положенного. Пришлось это узаконить и ввести новую градацию (савар). Зат оставался чином, а савар показывал, сколько всадников должен был в действительности содержать военачальник (например, тысячник мог содержать и тысячу, и пятьсот, и даже четыреста всадников). Величина джагира стала зависеть от зата и от савара. В результате увеличивались пожалования и стал сокращаться фонд государственных земель халисе. Тогда Акбар задумал ликвидацию джагиров. В 1574 г. он приказал на три пробных года, как сообщают хроники, «перевести земли всего государства в халисе, а военачальникам назначил жалованье деньгами». Поземельный налог должны были собирать чиновники-курурии, предварительно вносившие крупный денежный залог. Эта мера вызвала сильное сопротивление джагирдаров, лишившихся своих земельных владений, и привела к разорению крестьян, с которых курурии брали все, что могли, чтобы покрыть залог и получить больше прибыли за те три года, на которые они были назначены. Реформу пришлось отменить.

Внутренние пошлины у застав и на речных переправах были снижены до 1,5%, и во всем обширном Могольском государстве были введены единые меры и денежные единицы.

Религиозная реформа Акбара преследовала те же цели, что и другие его преобразования,— расширение социальный базы его власти. Акбар стремился привлечь индусов не подавлением иноверцев, а путем уступок их религиозным обычаям. Поэтому в 1563 г. он отменил налог на индусов-паломников, а через год ликвидировал и джизью. Эти налоги были, по-видимому, восстановлены под влиянием мусульманских джагирдаров, но вновь отменены в начале 80-х годов XVI в.

Сопротивление правоверных мусульманских сановников новому религиозному курсу заставило Акбара усомниться в правильности догматов ортодоксального ислама; в 1575 г. в Фатхпур-Сикри был построен Молитвенный дом для обсуждения религиозных вопросов. Яростные споры при обсуждениях привели к тому, что Акбар стал все дальше отходить от мусульманской ортодоксии и заинтересовался верованиями

[547]

индусов, парсов, джайнов и христиан. По его просьбе к нему были посланы из Гоа три миссии иезуитов. При своем дворе Акбар стал вводить обычаи индусов и парсов. Все это вызвало в 1580 г. широкое и опасное для него восстание мусульманских военачальников и духовенства, которое с трудом удалось подавить. Вернувшись в Агру победителем, Акбар ввел новую религию, названную им «дин-и илахи» («божественная вера»), в которой должны были слиться «разумные», по его мнению, элементы основных религий Индии. Однако эта искусственно сконструированная религия нашла последователей главным образом среди народа, в то время как Акбар стремился привлечь именно придворные круги. После его смерти «дин-и илахи» сохранилась еще полвека в виде небольшой секты.

[548]

Вернуться к оглавлению кн.: Индия в XVI — XVIII вв.

Вернуться на страницу Все об Индии.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС