Индия
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ И >

ссылка на XPOHOC

Индия

XVI—XVIII века

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Индия в XVI — XVIII вв.

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Южная Индия в XVI—XVIII вв.

После битвы при Кришне начался распад Виджаянагара; он превратился по существу в небольшое княжество с центром в Пенуконде. Многие бывшие вассалы империи стали независимыми государствами: Мадура, Танджур, Джинджи, Иккери (или Беднур). Появилось новое княжество — Майсур.

Тирумала, брат Рамараджи, провозгласил себя правителем Виджаянагара, основав последнюю виджаянагарскую династию — Аравиду. Самым видным правителем из этой династии был Венката II (1586— 1614), которому удалось восстановить империю почти в прежних границах. Однако после его смерти началась длительная борьба между различными претендентами на престол (в которую вмешивались соседние государства), и недавно отвоеванные территории вновь откололись. После долгих усобиц на престоле утвердился Рама II (1614—1630), который всю жизнь враждовал с Мадурой и подавлял восстания своих вассалов. При Шриранге III (1642—1670) территория Виджаянагара была поделена между Биджапуром и Голкондой и бывший правитель империи скитался в качестве нахлебника своих бывших вассалов. Княжество Джинджи попало в 1648 г. под власть Биджапура, а Танджур был захвачен в 1674 г. маратхами. Мадура сохранила свою независимость до 1739 г., когда ее земли были захвачены навабом Арката, а Беднур — до 1763 г., до вторжения войск Хайдара Али, правителя Майсура. Войны этих княжеств, во главе которых стояли индусские династии, с Биджапуром и Голкондой велись за политическое господство в Декане, за овладение плодородной местностью Райчур, но не имели характера религиозных войн, как утверждают некоторые зарубежные историки.

В XVI—XVII вв. в Южной Индии появился новый тип земельных собственников — палаякары. Раньше палаямом называлось небольшое владение, выделенное военачальнику для содержания его отрядов. Владелец — палаякар ничего не платил князю, обладал полнотой власти внутри палаяма и передавал его по наследству. Палаякары владели тем самым более развитой частной собственностью, чем амаранаяки периода Виджаянагара. Впоследствии палаякары на тех же правах стали обладателями уже крупных земельных владений. В палаякаров превращались амаранаяки, стражники и представители общинной верхушки. Почти все палаякары были индусами. Постепенно палаякары становились князьками. Несмотря на распространение в Южной Индии вместе с мусульманским завоеванием государственной собственности на землю, поземельного налога и откупной системы, владения палаякаров, как пра-

[539]

вило, оставались незыблемыми вплоть до майсурских завоеваний в конце XVIII в.

В XVII—XVIII вв. в Южной Индии происходило резкое сокращение числа крестьян — владельцев земли, которые стали называться мирасдарами. Вместе с тем общинные арендаторы стали также получать права владельцев-налогоплательщиков. Происходила нивелировка прав на землю различных категорий крестьян на уровне закабаленного наследственного держателя. Крестьяне владели землей, но лишь при условии уплаты ими высоких податей. Общинная организация, покоившаяся на сочетании ремесла с земледелием, не исчезла, а круговая порука при внесении податей появилась даже там, где ее раньше не было. Сочетание общинной организации с фактически полной властью феодала в деревне привело к возникновению в XVII—XVIII вв. переделов земли по принципу способности того или иного крестьянина уплачивать подати: кто мог больше платить, получал больший участок. Земля при непрерывном возрастании налогов была зачастую бременем для крестьянина; он стремился избавиться от «лишнего» участка и тем самым от дополнительных налогов. Усилился также процесс феодализации должностей старосты и писца, а также откупщика, пришедшего в общину со стороны и получавшего права старосты. Развитие товарного хозяйства приводило в деревне не к разложению феодального строя, а к дальнейшему подчинению села феодалу, усилению феодального гнета, к консервации общинных форм землепользования.

[540]

Вернуться к оглавлению кн.: Индия в XVI — XVIII вв.

Вернуться на страницу Все об Индии.

 

 

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС