Бирма |
|
XVI—XVIII века |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Бирма с середины XVI до середины XVIII в.Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970. Социально-экономические отношения и государственное устройство Бирмы (XVI — первая половина XVIII в.)Феодальная Бирма XVI—XVIII вв. была аграрной страной. Деревня экономически господствовала над городом. Подавляющее большинство населения занималось сельским хозяйством, которое носило натуральный характер. Основой сельского хозяйства было оседлое земледелие, прежде всего рисоводство. Народы Бирмы выращивали также хлопок, табак, чай, кунжут, пшеницу, бобовые, различные овощи и фрукты, занимались рыболовством, выпариванием соли, скотоводством (последним в основном только кареяы и шаны). Главными районами орошаемого рисоводства являлись район Чаусхе, долина Иравади и ее дельта (Ава, Мьинджан, Пакоку, Магуэ и другие места), район Швебо, а также побережье Аракана и Тенассерима. Район Чаусхе стал настоящей житницей страны; здесь создали крупную ирригационную систему. Широко было распространено (особенно среди качинов, чинов, каренов, шанов) также подсечное земледелие, обусловливавшее полукочевой образ жизни. Общинники расчищали участок джунглей (вырубая и выжигая деревья) и использовали его несколько лет, затем переходили на новое место. Техника сельскохозяйственного производства была отсталой, развивалась крайне медленно. Для обработки почвы применялись деревянный плуг, борона, мотыга. В качестве тяглового скота использовались быки и буйволы. В бирманском обществе ремесло не было еще отделено от земледелия. Средневековый бирманский город являлся прежде всего административным и религиозно-культурным центром. Здесь размещались феодалы-чиновники, их войска, свита и слуги, обслуживавшие их торговцы и ремесленники, монахи. Относительно крупными городами в XVI—XVIII вв. были Ава, Бамо, Сагайн, Швебо, Проме, Таунгу, Бас-сейн, Сириам, Пегу, Мартабан, Тавой, Мрохаун, Паган (религиозный центр). Город располагался обычно на берегу реки или на побережье. В центре города, окруженном каменной стеной со рвом, жили феодалы- чиновники, монахи, богатые купцы; в пригородах — ремесленники, торговцы, простолюдины, обслуживавшие феодалов. Дома строились из дерева или бамбука. Некоторые города были центрами ремесла и торговли, в том числе внешней: Пегу, Бассейн, Мартабан, Сириам, Бамо и др. Но это не меняло положения — и экономически и политически в средневековом бирманском городе господствовали феодалы. В Бирме XVI—XVIII вв. существовала государственная собственность на землю. Правителю (минджи) юридически принадлежала вся земля. Власть минджи была абсолютной и всеобъемлющей: он был главой военной, административной, судебной и религиозной власти, мог издавать любые законы, объявлял войну и заключал мир, назначал и смещал всех чиновников. Все дела минджи решал вместе с чиновника-ми на аудиенциях, которые происходили два раза в день. Центральный аппарат управления составляли Высший совет государства и Тайный совет. Первый состоял из нескольких десятков чиновников различных рангов. Высшие его чиновники в соответствии с повелением минджи направляли указы местным властям, принимали ходатайства к правителю, ведали делами сельского хозяйства и ремесла, армии, внешних сношений, следили за выполнением трудовой повинности и т. д. [535] Члены Тайного совета занимались делами двора, проверяли действия чиновников в центре и на местах. В столице существовали также казначейство, хранившее ценности и государственные архивы (налоговые переписи, списки несвободных, принадлежащих государству, ремесленников, генеалогии чиновников- феодалов и т. п.), главный гражданский суд и главный уголовный суд. Основную часть феодального класса в средневековой Бирме составляли феодалы-чиновники, которые несли государственную службу и за нее получали от государства право на присвоение части доходов с под-ведомственных им районов. Чиновничий аппарат, таким образом, непосредственно совпадал с классом феодалов. Земли в Бирме делились на собственно государственные, земли наследственных правителей, земли чиновников-феодалов и церковные. Все доходы с собственно государственных земель (включая личные земли правителя) поступали полностью в казну. На землях чиновников-феодалов государство собирало лишь некоторые налоги и получало часть феодальной ренты в виде дани, подношений правителю и т. п. Другая (часто большая) часть феодальной ренты присваивалась феодалами-чиновниками. Крупными наследственными землевладельцами были правители различных областей страны, игравшие значительную политическую роль в периоды феодальной раздробленности и ослабления центральной власти. На протяжении всего средневековья правители Бирмы стремились ограничить власть местных правителей, заменить их ненаследственными сменяемыми губернаторами провинций. Это удалось сделать лишь во второй половине XVIII в. Формой феодального землевладения в Бирме было также мьо (букв, «крепость, укрепление»), Мьо появились еще в эпоху Пагана; большое число их возникло в последовавший затем период феодальных усобиц. Это были укрепленные пункты, принадлежавшие феодалам, которые устанавливали свое господство над окрестными территориями. Правитель Пегу Разадари (1385—1423) разделил свое государство на 96 мьо. Мьо, таким образом, были включены в систему государственного управления, а их правители — феодалы — стали государственными чиновниками. В дальнейшем, в эпоху Авского государства, мьо стали административной, налоговой и судебной единицей на всей территории, населенной бирманцами и монами (шанские князья, вожди качинов, чинов и каренов были связаны с верховным правителем Бирмы лишь вассальной зависимостью; центральная власть совершенно не вмешивалась во внутреннее управление этих территорий). Правитель мьо (мьотуджи) стал, таким образом, административным чиновником, судьей, сборщиком налогов и главой ополчения в своем мьо. Он следил за выполнением трудовой и воинской повинности населением мьо, назначал старост деревень; только он мог разрешить поселиться на территории мьо. Часть земли в каждом мьо принадлежала лично мьотуджи, и все доходы с этой земли целиком получал он. С остальных земель (с крестьян, сидевших на этих землях) он собирал налоги и часть собранной суммы (формально 10%, фактически гораздо больше) оставлял себе, а остальное передавал в государственную казну или вышестоящему чиновнику-феодалу (правителю провинции и т. п.). Мьотуджи получал часть поземельного налога, налога на рыболовство, на выпаривание со-ли, на перевозки, а также половину всех судебных пошлин и штрафов за потравы посевов. Мьотуджи часто сами вводили различные дополнительные налоги. [536] Внеэкономическое принуждение крестьянства непосредственно осуществлялось именно через аппарат власти мьотуджи (старосты и стражники, личная охрана и т. д.). Для подавления сопротивления эксплуатируемых и расширения сферы господства (путем завоеваний) феодалы использовали армию. Вооруженные силы состояли из пехоты, кавалерии, корпуса боевых слонов, артиллерии и военного флота. Ядром вооруженных сил была постоянная гвардия правителя Бирмы, временами достигавшая значительных размеров. Так, в гвардии Байиннаунга насчитывалось 40 тыс. человек. Гвардию составляли наследственные воины, получавшие от правителя наделы земли и служившие поочередно. Гвардия несла охрану дворца, личную охрану правителя; отряды гвардии стояли гарнизонами в пограничных городах. Во время войн вокруг гвардии собиралось ополчение, в которое призывались все мужчины от !8 до 60 лет. В XVI—XVII вв., во время завоевательных походов, правители Бирмы мобилизовывали огромные армии. Так, согласно сиамским источникам, Табиншветхи повел в поход против Аютии армию, насчитывавшую 300 тыс. пехоты, 3 тыс. кавалерии и 700 боевых слонов, а Байиннаунг захватил столицу Сиама (1564 г.) с помощью 900-тысячного войска. На страже феодальных порядков стояла также буддийская церковь. Буддийская религия оказывала глубокое идеологическое влияние на широкие массы народа. Она учила повиновению властям, освящала феодальную монархию, требовала от верующего заботы лишь о своем духовном самоусовершенствовании, обещая ему за это награду в будущих перерождениях. В каждой деревне был свой монастырь, и все мальчики этой деревни изучали счет и письмо, постигали учение Будды в монастырской школе. По достижении совершеннолетия каждый юноша должен был несколько месяцев провести в монастыре. Буддийские монахи были освобождены от всех налогов и повинностей; монаха могла судить только буддийская монашеская община. Буддийская церковь находилась в руках феодалов. Во главе ее стоял назначаемый правителем «охранитель порядка», при нем существовал совет из нескольких высших монахов. На местах буддийскую общину возглавляли руководители округов и настоятели монастырей. Церковное землевладение в средневековой Бирме было весьма значительно. Правители жаловали монастырям и пагодам земли и деревни, дарили много золота, серебра, драгоценных металлов. До XVII в. буддийской церкви, как правило, передавалась большая часть военно-пленных, которые становились рабами при пагодах. С церковных земель государство не собирало никаких налогов. Бирманское феодальное государство и общество существовали за счет жестокой эксплуатации основного производительного класса — крестьянства. В процессе феодализации общественных отношений, в ходе наступления феодалов-чиновников на права крестьян наблюдалось все большее вмешательство феодалов в дела общины. Постепенно община становилась простым придатком административного и налогового аппарата чиновника-феодала. Наследственный феодал назначал старосту общины и местных стражников, он фактически распоряжался еще сохранившейся общинной землей, производил ее передел, сдавал в аренду и т. п. В средневековой Бирме крестьянин обычно пользовался землей на правах наследственного владения. Он мог также освоить своими силами участок заброшенной (на срок более десяти лет) или никогда не обрабатывавшейся земли. Бирманское крестьянство делилось на два разряда: крестьяне-во- [537] ины и обычные государственно-зависимые крестьяне. Поселения крестьин-воинов стали создаваться еще в XV в., первоначально из числа пленных сиамцев и шанов, которых сажали на землю. В дальнейшем крестьянами-воинами становились преимущественно бирманцы. Основные их поселения были созданы в XVII в. в районе Чаусхе. Крестьяне-воины наделялись землей непосредственно феодальным государством и полностью зависели от своего военного чиновника-феодала. Они поочередно служили в гвардии правителя. Большинство крестьян должно было выполнять трудовые повинности и платить налоги, а во время войны — вступать в ополчение. Особая группа крестьян работала лично на правителя. Бирманские крестьяне были прикреплены к определенному разряду и определенному феодалу; они не могли перейти из одного разряда в другой; даже уехав из своей деревни, они должны были сохранять зависимость от прежнего феодала. Постепенно усиливалась поземельная зависимость крестьянина от феодала, однако личная зависимость как средство внеэкономического принуждения в XVII — XVIII вв. еще играла большую роль. [538] Вернуться к оглавлению кн.: Бирма с середины XVI до середины XVIII в.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |