Азербайджанская советская социалистическая республика |
|
-- |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Азербайджанская советская социалистическая республикаXVII. Танец. БалетПроцесс возникновени и формирования нар. танц. иск-ва в А. уходит корнями в глубь веков. Первыми танцами были ритуальные и охотничьи танцы. Сохранились наскальные изображения: "Охотничья сценка", "Силуэты группы танцующих людей", напоминающие древний хоровод "яллы" (5-3-е тыс. до н. э., Ко-бустан). Из глубины веков пришли также массовые обрядовые танцы, бытовавшие Е народе ещё до недавнего прошлого,- "году-году", "коса-коса", "хыдыр ильяс" и др. В эпоху раннего средневековь из этих обрядовых танцев выкристаллизовываются различные виды нар. танцев. При дворах князей и азерб. правителей существовали танц. ансамбли, славившиес высоким мастерством танцовщиков. Азерб. нар. танцы разнообразны по тематич. содержанию; они делятся на трудовые ("чобаны" - "пастушеские"), обрядовые (ритуальные, календарные, свадебные), бытовые ("мирзаи", "тураджи"), героические - военные ("джен-ги" - "боевой"), спортивные ("зорхана"), хороводно-игровые ("яллы", "халай") и другие. Наиболее популярные танцы: "таракяма"-кочевников, "гытгылыда"- хороводный женский, "иннаби", - исполняемый на свадьбах, девичьих вечеринках молодыми женщинами и девушками, "джейран-балла", "яллы" и др. Азерб. нар. танец, как правило, трёх-частный: первая часть стремительная, ход по кругу; вторая лирическая, танцовщик как бы застывает на одном месте ("сюзма"), корпус строго и горделиво подтянут; третья - опять ход по кругу, стремительный, торжественный, с большим эмоциональным порывом. Женский и мужской танцы резко отличаются друг от друга. Развитие женского танца было обусловлено костюмом: длинная юбка определяла плавность движения ног, всё внимание танцовщицы сосредоточено на разработанной технике рук и верхней части корпуса (плечи, голова, мимика лица и др.). Мужской танец определяет техника ног. Танцовщик с лёгкостью встаёт на пальцы (танец "казахи"), стремительно опускаетс на колено и т. д. Муз. размер азерб. танцев - 6/8 и 3/4. Для женского танца наиболее характерен 3-дольный размер, а для мужского 2-доль-ный. Танцы обычно исполняются под аккомпанемент нар. инструментов: трио зурначей (две зурны и одна нагара), трио сазандари (тар, кеманча, бубен) и др. После установлени в республике Сов. власти (1920) нар. танец обогатился новым содержанием, отражающим духовный мир, идеологию, трудовую деятельность нового человека ("танец хлопкоробов", "урожайный танец", "танец рыбаков", "космический танец" и др.). Наряду со стремлением сохранить старинные женские танцы ("мирзаи", "узундара") создаются новые. Так, на музыку песен "Басти" Г. Гусейнли и "Сурайя" С. Ру-стамова поставлены танцы девушек, приобрели популярность молодёжные танцы (совместно юноши и девушки) и др. Первый проф. танц. коллектив в А. был создан в 1938 на базе самодеятельности. Этот ансамбль остаётся ведущим. проф. танц. коллективом республики. Ансамбль выступает с разнообразным репертуаром, состоящим из старинных и совр. нар. танцев. Его деятельность связана с пропагандой танцевального иск-ва как в республике, в СССР, так и за рубежом. Среди ведущих исполнителей, нар. арт Азерб. ССР А. Дильбази, А. Абдуллаев, Б. Мамедов; засл. арт. Азерб. ССР Р. Джалилова и др. В 1959 в А. был создан девичий само-деят. танцевальный ансамбль "Чинар"-("Платан") под рук. А. Дильбази. Вскоре коллектив стал проф. нар. ансамблем. Б. X. Гусейнли. Зарождение совр. проф. балетного искусства связано с развитием нац. оперы и оперетты. С 1908 в театрах Баку ставились нац. оперы и муз. комедии, в к-рых исполнялись хореографич. номера. Отдельно ставились сцены из классич. балетов ("Лебединое озеро" Чайковского, "Жизель" Адана). В сезон 1924-25 создан Театр оперы и балета (ныне Азерб. театр оперы и балета им. М. Ф. Ахундова). В репертуаре театра 20-30-х гг. балеты П. И. Чайковского, А. К. Глазунова, Л. Минкуса, Б. В. Асафьева, Р. М. Глиэра и др. В 1940 поставлен первый нац. балет "Девичь башня" А. Бадалбейли, затем "Гюльшен" С. Гаджибекова (1950), "Семь красавиц" (1952) и "Тропою грома"-(1960) К. Караева, "Легенда о любви" А. Меликова (1962), "Лебединое озеро" Чайковского (1963), "Спартак" Хачатуряна (1967) и др. Балетную труппу театра возглавляет нар. арт. СССР Г. Алмас-заде. В числе ведущих артистов балета: нар. арт. СССР Л. Векилова; засл. артисты Азерб. ССР М. Мамедов, Р. Ахундова, Р. Измайлова, Ч. Бабаева; арт. Т. Ширалиева и др. С 1933 функционирует Гос. хореографич. уч-ще. Лит.: Азербайджанские народные танцы, Баку, 1959. К. А. Касимов. Илл. см. на вклейке, табл. XXIV.
Вернуться к оглавлению Азербайджанская ССР. Вернуться к оглавлению Азербайджан во все века.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |