Арабский халифат |
|
-- |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Арабский халифатГлавы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970. Развитие феодальных отношений в Аббасидском халифатеПри Аббасидах государственная собственность на землю преобладала в центральных областях халифата, где имелись крупные оросительные системы, прежде всего в Ираке и Египте. В других областях наряду с государственными было много и частновладельческих земель. Безусловное частное землевладение (мильк, мульк) преобладало, например в Фарсе, до X в. Существовали также земли, принадлежавшие халифскому роду Аббасидов (савафи). Общинные земли входили в категорию государственных земель. Развивалось и условное частное землевладение. Государство давало (Воинам небольшие наделы земли с сидящими на ней держателями- [141] крестьянами в пожизненное владение на условии несения военной службы; такие наделы, называемые «катиа», были даны, например, в округе Казвина (Иран) поселенным там в середине VII в. 500 арабским военным чинам; так как их потомки несли военную службу, то эти земли оставались в их владении еще в X в. Наряду с этим сложился другой вид условного владения — икта. Первоначально этим термином обозначалось лишь право, данное служилому человеку, взимать с определенной земли в свою пользу налоги (харадж или джизйа), которые, таким образом, превращались в феодальную ренту. Постепенно право на ренту стало правом распоряжения землей. Икта давалась либо на время отправления должности, либо пожизненно за заслуги. Благодаря распространенному обычаю наследственности должностей нередко и земли икта фактически передавались по наследству. В зависимости от чина и должности служилого человека икта могла быть разного размера: от одного селения или части его до большого округа. Получили распространение в халифате и неотчуждаемые земли мусульманских религиозных учреждений (вакф). Как в государственном, так и в частном владении, условном или безусловном, находилась не только земля, но и вода — каналы и другие ирригационные сооружения. На землях всех категорий землевладельцы, как правило, не вели своего господского барщинного зернового хозяйства, а изымали феодальную ренту (продуктовую или денежную) с мелких земельных участков. Таким образом, крупное феодальное землевладение сочеталось с мелким крестьянским землепользованием. Крестьяне, сидевшие на государственных, частновладельческих и вакфных землях, юридически считались свободными, фактически же были феодально-зависимыми, хотя в то время еще не все. Оставались крестьяне — мелкие собственники, сохранявшие и фактически свободу. Харадж взимался с государственных земель и с земель мелких собственников; десятина — с мульковых земель; земли семьи Аббасидов, земли икта и вакфные ничего не вносили в государственную казну; налог с них превратился в ренту и целиком шел в пользу владельца земли. Как уже сказано, положение крестьян при первых Аббасидах не улучшилось. Их по-прежнему разоряли принудительными работами; взимая харадж, сборщики податей допускали разные злоупотребления: оценивали урожай на корню по завышенной ставке, чтобы увеличить сумму подати; не разрешали снимать урожай зерна и плодов до взыскания подати, а самое взыскание задерживали, — и крестьяне должны были давать взятки сборщикам, чтобы те поскорее взыскали налог, дабы урожай не погиб. По-прежнему крестьянам вешали на шею «печати», т. е. свинцовые бирки, а недоимщиков истязали. В раннефеодальном обществе халифата сохранялись уклады патриархальный (среди кочевников арабских, иранских и др.) и рабовладельческий. Общество халифата VII—IX вв. было насыщено рабами-пленниками. Вот некоторые данные: халиф Муавйиа только на своих землях в Хиджазе эксплуатировал 4 тыс. рабов (от труда которых получал ежегодно 150 тыс. вьюков зерна и 100 тыс. мешков фиников) и столько же рабов на своих землях и Йемаме. Один из сподвижников пророка Мухаммеда, Абд ар-Рахман ибн Ауф, умирая, освободил 30 тыс. своих рабов, а халиф Мутасим — 8 тыс. Известный законовед Абу Йусуф Йакуб на рубеже VIII и IX вв. писал в «Книге о поземельной подати», что все тюрьмы халифата переполнены задержанными беглыми рабами. В X в. наместникам областей было пред- [142] писано ловить беглых рабов, которыми кишели все области, сажать их под замок и по возможности возвращать хозяевам. Рабы и рабыни использовались не только как домашние слуги и гаремные одалиски, но и в производстве: на оросительных работах, в садоводстве, на пастьбе скота (особенно у кочевников), в ремесленных мастерских- эргастериях, в рудниках. Пленников войны не хватало для этих работ, и работорговцы ввозили в халифат для продажи множество рабов из-за рубежа: тюрков, славян и особенно африканцев. О масштабах этой торговли можно судить по тому, что один купец с побережья Персидского залива только во время летнего рейса 936 г. вез из Африки на 400 барках 12 тыс. темнокожих рабов. Невольничьи рынки были во всех городах халифата. Источники никогда не смешивали рабов с феодально-зависимыми крестьянами. [143] Вернуться у оглавлению кн.: Арабский халифат. Вернуться на страницу Всё про Арабский халифат.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |