Создание арабо-мусульманского государства
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Создание арабо-мусульманского государства

--

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Создание арабо-мусульманского государства

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Возникновение ислама

Основоположником ислама признается Мухаммед. Он происходил из племени курейшитов (род Хашимидов). О его деде Абд ал-Мутталибе и отце Абдаллахе сохранились почти исключительно легендарные сведения. Отец его был небогатым купцом и, умирая, оставил своей жене Амине

[126]

только пять верблюдов, несколько овец и одну рабыню. Амина умерла, когда ее сыну Мухаммеду было всего шесть лет.

Согласно традиции, Мухаммед родился около 570 г., в детстве пас овец своего дяди. Женитьба на богатой вдове Хадидже дала ему материальную обеспеченность. По преданию, он любил беседовать о религии с христианскими монахами, ханифами и иудеями и стал убежденным монотеистом. Сведения и о христианстве и об иудаизме Мухаммед почерпнул не из книг, а из устных бесед.

Мухаммед взял от обеих монотеистических религий то, что было у них общего,— единобожие и учение о божественном откровении, ниспосылаемом людям через пророков, о «конце мира», о «страшном суде», об аде и рае и т. д. В конце концов он уверовал в то, что сам является избранным богом последним пророком. По преданию, свое учение он стал проповедовать около 610 г. Среди ранних последователей новой религии — ислама (араб., букв, «покорность богу») — выделились купцы Абу Бекр и Осман, двоюродный брат и зять Мухаммеда— Али, молодой энергичный Омар. Сначала мусульман — последователей ислама — в Мекке было очень немного. Мекканская знать во главе со старшиной рода Омейядов Абу Суфйаном возненавидела Мухаммеда и мусульман, ибо опасалась, что проповедь единобожия и осуждения идолопоклонства приведет к падению культа Каабы с ее идолами, а это неминуемо вызовет не только упадок паломничества, но и упадок мекканской ярмарки, торговых связей Мекки, а следовательно, и падение их политического авторитета.

Первоначально Мухаммед не думал, что выступает с проповедью новой веры. Он просто проповедовал учение ханифов; отождествляя веру ханифов со своей, он прилагал термин «мусульмане» (араб, «муслим», мн. ч. «муслимун») и «ислам» как к ханифам, так и к своим последователям; возможно, этот термин был заимствован именно у ханифов. Иудеев и христиан Мухаммед в мекканский период считал своими единоверцами.

Свои поучения Мухаммед сообщал слушателям как «откровения», полученные от бога через посредство духа, наставлявшего пророка. Они записывались на пальмовых листьях, плоских костях и камнях; еще чаще заучивались наизусть и потом декламировались речитативом, подобно тому как рапсоды заучивали и декламировали произведения староарабской фольклорной поэзии. Впоследствии, уже после смерти Мухаммеда, фрагменты «откровений» были собраны, отредактированы и составили священную для мусульман книгу — Коран.

Вскоре на мусульман в Мекке обрушились новые беды. Собрание родовых старейшин в «доме совещаний» потребовало от рода Хашимидов (под угрозой отлучения его от общения с остальными родами), чтобы он лишил Мухаммеда покровительства и защиты. Хотя Хашимиды, кроме немногих, не сочувствовали религии Мухаммеда, они все же не сочли возможным отказать ему в защите, руководствуясь ста-ринным арабским обычным правом, согласно которому каждый член рода защищал свой род, а род — каждого из своих сородичей, даже если он и неправ. Тогда отлучение и бойкот были наложены на весь род. Мухаммед теперь редко выходил из дома, дабы не подвергаться оскорблениям. В таких трудных обстоятельствах он пришел к выводу, что дольше оставаться в Мекке нельзя. Мухаммед нашел поддержку в оазисе Ясриб у живших там оседлых земледельческих племен аус и хазрадж, которые ненавидели богатую мекканскую знать — отчасти из-за старинной племенной вражды, а также потому, что многие ясрибские земледельцы находились в долгу у мекканских ростовщиков

[127]

и купцов. Как враг мекканской аристократии, Мухаммед казался, ауситам и хазраджитам их естественным союзником. И вот дважды (между 620 и 622 гг.) в пустынной местности Акаба произошли встречи Мухаммеда и его ближайших соратников с ауситами и хазраджитами. Между ними и Мухаммедом был заключен договор, скрепленный клятвой: оба племени обязались принять Мухаммеда и прочих мусульман в Ясрибе и защищать их, если понадобится, с оружием в руках. Мусульмане должны были поселиться на правах особой общины.

Переселение мусульман и самого пророка в Ясриб получило в предании название «хиджра» («переселение»), «Мухаджирами» («переселенцами») стали называть мусульман-мекканцев, переселившихся вместе с Мухаммедом в Ясриб (который отныне стал именоваться Медина— «Город [пророка]»), тогда как принявшие ислам жители Медины получили прозвание ансаров («помощников»). Относительно даты хиджры существуют разные мнения: наиболее распространенное из них относит хиджру на 8-е число месяца раби ал-авваля (по лунному мусульманскому календарю) — 20 сентября 622 г. Событие хиджры легло в основу мусульманского летосчисления.

[128]

Вернуться к оглавлению кн.: Создание арабо-мусульманского государства.

Вернуться на страницу Арабские государства.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС