Военно-морской флот в Елизаветинской Англии |
||
-- |
СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА |
|
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
Военно-морской флот в Елизаветинской АнглииМорское сражение. В эпоху правления Елизаветы, когда сухопутные войска были ослаблены и дезорганизованы, Королевский Флот (Royal Navy), наоборот, служил примером военной мощи. В какой-то степени этот дисбаланс можно объяснить географией страны, но немалую роль здесь играли и исторические, и этнические причины, ведь еще не так давно викинги завоевали и заселили целые регионы Англии. Нет ничего удивительного в том, что значительное число жителей страны, с трех сторон омываемой богатыми рыбой морями, берега которой образовывают много естественных портов, были рыбаками и купцами. Среди этих купцов были работорговцы, авантюристы, судовладельцы и судостроители, производители парусов, веревок и других необходимых для судоходства товаров, в том числе специальных свечей для использования на борту. Отсюда происходит слово «шип-чандлер» (ship chandler — букв, «свечной фабрикант или торговец свечами для кораблей»), использовавшееся для обозначения поставщиков любых необходимых для судна товаров. У этих купцов, в частности, покупали ложечную траву с Крайнего Севера, которая, как считалось, помогает от цинги. Знания и умения этих ремесленников передавались от отца к сыну и развивались с каждым поколением, что имело положительное влияние на Военно-морской флот. Хотя положение Англии в чем-то напоминает положение крепости, окруженной морем, далеко не весь берег острова можно сравнить с неприступным укреплением. Скалы в Дувре и некоторых других местах защищали лишь очень небольшую часть территории. Англичане жили в постоянном страхе нашествия с моря, ведь их собственные предки когда-то так же пришли сюда. Было невозможно построить укрепленную стену, которая бы окружила и защищала всю территорию страны, и постоянно держать у этой стены гарнизон. Нормандское завоевание не было последним нашествием с моря. Например, в 1485 г. дед Елизаветы Генрих Тюдор высадился в Уэльсе, чтобы завоевать трон. Генрих VIII и его дочери Мария и Елизавета понимали, что недостаточно просто поставить наблюдателей по берегам острова и что лучшим способом защитить страну было создать военный флот с двойной функцией: постоянно патрулировать берега и противостоять захватчикам с моря. Когда Елизавета пришла к власти, в ее распоряжении было двадцать семь находившихся в исправном состоянии военных кораблей, а также семь судов на ремонте. К концу ее правления военный флот насчитывал сорок два корабля, и по закону Корона имела право реквизировать торговые суда, прежде всего для транспортировки солдат. Если в 1588 г. Армада смогла бы приблизиться к берегу, высадившиеся войска без труда одержали бы победу над охранявшим подступы гарнизоном и завоевали бы Англию, чьи военные силы не шли ни в какое сравнение с испанскими в отношении как подготовки, так и численности. Однако испанскому флоту помешали достичь берегов Англии не только ветра и шторма, но и английские военные суда, небольшие по размеру, маневренные, оснащенные пушками — очень эффективным оружием против крупных и неповоротливых испанских кораблей.
Не все англичане имели естественную склонность к мореходству, поэтому практика насильственной вербовки матросов (press) просуществовала несколько столетий. Увидев в порту одного или нескольких молодых людей, слонявшихся без дела и без денег, вербовщики как будто бы случайно завязывали с ними знакомство, отводили в таверну и подпаивали, так что несчастные приходили в себя уже на корабле, вдали от родных берегов. А с корабля дезертировать не мог никто, даже умевшие плавать (а плавать в те времена мало кто умел даже среди профессиональных моряков). Поскольку парусное судоходство требовало высокого мастерства (в Англии не использовались весельные галеры), новобранцев — будь они добровольцами или нет — приходилось обучать и подчинять с помощью безжалостной дисциплины. У некоторых, ранее служивших в торговом флоте или работавших на рыболовных лодках, уже был некоторый опыт судоходства. Но были среди рекрутов и крестьяне, из которых требовалось сделать моряков. В итоге военный флот стал важной силой, не считаться с которой не мог никто. Английские корабли могли без труда пересечь океан и добраться до испанских территорий в Америке. Елизаветинский период также был своего рода золотым веком корсаров. Практически постоянное состояние войны, пускай необъявленной, с Испанией и Португалией позволяло этим патриотически настроенным пиратам атаковать и грабить корабли, на которых на Иберийский полуостров доставлялось золото инков. Пиратство было постоянным источником беспокойства и неловкости для королевы и ее Тайного совета, которые предпочитали делать вид, что снимают с себя ответственность за происходящее. Королева уверяла испанского посланника, что осуждает действия пиратов, и обещала покарать виновных, однако на самом деле Корона получала часть добычи. Сюами А. Елизаветинская Англия / Анри Сюами. – М.: Вече, 2016, с. 107-111.
|
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |