Афганистан
       > НА ГЛАВНУЮ > СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА > УКАЗАТЕЛЬ А >

ссылка на XPOHOC

Афганистан

XVI—XVIII вв.

СТРАНЫ, ГОСУДАРСТВА, ГОРОДА


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Афганистан в XVI—XVIII вв.

Главы из книги: История стран зарубежной Азии в средние века. М., 1970.

Глава 37. Афганистан в XVI—XVIII вв.

Происхождение афганцев: Основными территориями, на которых происходило формирование афганской народности, считаются Сулеймановы горы, Газни-Кандагарское и Кветто-Пишинское нагорья. В древности население этих территорий говорило на языках восточноиранской группы, к ней относится и современный афганский язык (пашто). Древний восточноиранский пласт надо считать основой, к которой восходят истоки этногенеза афганцев. В состав этой народности на ранних этапах вошли, по-видимому, бактрийцы и саки, а позднее, вероятно, и эфталиты...

Афганские племена и их земли в средние века: Термин «Афганистан» в письменных источниках употреблялся в этногеографическом смысле, для обозначения земель, населенных афганскими племенами. Территория средневекового Афганистана не совпадает с территорией современного афганского государства. Не оставались неизменными на протяжении их многовековой истории и этнические границы расселения афганцев и соседних народностей. В XIII—XV вв. под Афганистаном понимались Сулеймановы горы и примыкающие к ним области от верховьев р. Гильменд до Инда, включая земли между Кандагаром и Индом...

Военная организация и социальная сущность афганского рода и племени: Суровые природные условия Сулеймановых гор ограничивали возможности развития сельского хозяйства, и в жизни многих афганских племен большую роль играла военная служба в качестве наемников у правителей феодальных государств Индии и других соседних стран. Эти правители охотно принимали в свои войска отряды афганцев, состоявшие из сородичей и соплеменников, спаянных родством и традициями. Такие отряды кочевников и горцев-земледельцев в средние века обладали рядом военных преимуществ перед феодальными ополчениями более развитых в социально-экономическом отношении стран и нередко подтверждали свое превосходство над малоподвижным противником на поле боя...

Феодальные отношения у афганцев: При значительных различиях между племенами и их подразделениями общественный строй афганцев в XVI—XVIII вв. в целом характеризовался, с од-ной стороны, сохранением патриархального уклада, а с другой — развитием феодальных отношений. Афганские племена отличались друг от друга характером хозяйственной деятельности, географическим положением, историческими судьбами, степенью развития феодальных отношений. Некоторые из них с давних пор были земледельческими, другие перешли к земледелию только во второй половине XVIII в., а часть оставалась скотоводами-кочевниками...

Народное движение рошанитов: С развитием феодализма росло неравенство внутри афганских племен, обострялись социальные противоречия, возникали движения, направленные как против иноземных завоевателей, так и против афганской знати и духовенства. Как и повсюду в средние века, эти движения у афганцев выступали под знаменем религиозных идей различных еретических сект. В средние века афганские горные области неоднократно бывали охвачены «еретическими» движениями сначала хариджитов, позднее исмаилитов. Впоследствии среди подавляющего большинства афганских племен прочно утвердилось суннитское правоверие. Однако последователи исмаилизма и других «шиитских ересей» сохранялись среди некоторых афганских племен до самого позднейшего времени...

Афганские княжества: Первые сведения об афганских княжествах относятся к XIII в. (сообщения Сеифи о походах гератского князя Шамс ад-дина I Курта в Афганистан). Власть над значительной частью Афганистана в то время принадлежала «великим маликам», владевшим Мастунгом и рядом крепостей и районов Кветто-Пишинского нагорья. В середине XIII в. во главе этого княжества стоял Шаханшах, не подчинившийся монголам. Сейфи утверждает, что под властью Шаханшаха и его предшественников находились «все области Афганистана», что им подчинялись афганские вожди— малики, пехлеваны, михтары. Наряду с сообщениями о маликах Сейфи упоминает и вольные общины (джамахир) в Афганистане и указывает, что некоторые крепости в Тирахе никогда не платили налогов ни одному падишаху. Это самые ранние известия о вольных афганских племенах, управлявшихся своими джиргами...

Образование Дурранийской державы: Возникновение феодальных княжеств свидетельствовало, что у афганцев создались социально-экономические предпосылки развития государственности. Однако гильзайское и абдалийское княжества оказались недолговечными. Подчинив после взятия Кандагара Газни, Кабул, Джалалабад и Пешавар, Надир-шах включил в состав своего государства основные области расселения афганцев. Его политика в отношении различных афганских племен была неодинаковой: он старался использовать в своей армии воинов тех племен, на которые имел основания полагаться, и принимал суровые меры против племен, которые считал опасными (прежде всего против западных гильзаев). Племя хотаки, являвшееся главной опорой независимых правителей Кандагара, он переселил в Хорасан, а земли этого племени в Кандагарской области отдал абдали...

Вернуться на страницу Всё про Афганистан.

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС