Мордва
       > НА ГЛАВНУЮ > УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ > >

ссылка на XPOHOC

Мордва

-

УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ
1937-й и другие годы

Мордва

Мордва - угро-финская народность, обитающая в бассейнах рек Мокшы и Суры, а также в междуречье Волги и Белой. Мордва делится на две группы: западную группу, живущую в районе Мокши, которую и называют мокша, и восточную в долине реки Суры - эрзя. Особыми этническими группами мордвы считаются терюхане и каратаи. Впервые термин "мордва" упоминается у Иордана (Vib.). Позднее Константин Багрянородный (913-959 гг.) упоминает Мордию, удаленную от страны печенегов на 10 дней пути. Название "мордва" - иранское по происхождению. Имеет аналогичные формы в древнеиндийском и авестийском языках, означает "человек", "мужчина". Название мордва мордвинами не употребляется. Они пользуются исключительно самоназваниями эрзя и мокша.


Основные сведения

Автоэтноним (самоназвание)

Мордва: Этноним "мордва" восходит к понятию «человек», «мужчина».

Мокша: Происхождение этнонимов мокша и эрзя дискуссионно.

Эрзя: Происхождение этнонимов мокша и эрзя дискуссионно.

Основная территория расселения

Мордва широко расселена по всей территории РФ, по данным переписи СССР 1989 г. около трети общей численности ее проживало в Мордовской АССР (сейчас Республика Мордовия), широко она расселена в восточных районах европейской части РФ, а также за Уралом. Так, в Башкирии насчитывалось 31,9 тыс.чел. представителей этого этноса, в Татарии – 28,9 тыс.чел., в Чувашии – 18, 7 тыс.чел., в Самарской обл. – 116,5 тыс.чел., в Пензенской обл. – 86, 4 тыс.чел., Оренбургской обл. – 68,9 тыс.чел. и т.д., в Сибири и Дальнем Востоке - более 80 тыс.чел.

Численность

По примерным подсчетам, общая численность мордвы составляла на конец 16 в. примерно 150 тыс.чел., в 1719 г. - 107 тыс.чел, по переписи населения Российской империи 1897 г. мордвы насчитывалось 1025 тыс.чел., на 1917 г. численность ее оценивалась в 1200 тыс.чел., по переписям СССР мордвы было: в 1926 г. – 1340 тыс., в 1937 г. – 1249 тыс., в 1939 г. – 1456 тыс., в 1959 г. – 1285 тыс., в 1979 г. – 1192 тыс.чел. По переписи 1989 г., численность мордвы в СССР составляла 1154 тыс.чел. (практически все представители мордовского этноса проживали в Советском Союзе), из них в РФ - 1072,9 тыс.чел., в том числе в Мордовской АССР проживало 313,4 тыс.чел., что составляло 32,5 % населения республики.

Этнические и этнографические группы

Мордва относится к так называемым бинарным этносам – народ состоит из двух основных этнических групп, говорящих на близких, но по лингвистической классификации разных языках. Мордва-мокша проживает в основном в западных и южных районах республики, мордва-эрзя – в восточных и северо-восточных. Кроме того выделяется еще три этнических группы мордовского этноса – шокша, или теньгушеевская мордва, каратаи и терюхане.

Язык

эрзянский: Эрзянский язык включает в себя пять диалектов, мокшанский – три, на основе этих диалектов были созданы мокшанский и эрзянский литературные языки. В Республике Мордовия эрзянский, мокшанский и русский языки являются равноправными государственными языками, на эрзянском и мокшанском языках издается обширная литература, в том числе и учебная, периодическая печать, ведутся передачи на радио и телевидении. Для значительной части мордвы, особенно проживающей за пределами Республики Мордовия, родным является русский язык.

мокшанский: Эрзянский язык включает в себя пять диалектов, мокшанский – три, на основе этих диалектов были созданы мокшанский и эрзянский литературные языки. В Республике Мордовия эрзянский, мокшанский и русский языки являются равноправными государственными языками, на эрзянском и мокшанском языках издается обширная литература, в том числе и учебная, периодическая печать, ведутся передачи на радио и телевидении. Для значительной части мордвы, особенно проживающей за пределами Республики Мордовия, родным является русский язык.

Писменность

Письменность языков мордвы создавалась на основе русской графики, первые ее памятники датируются 17-18 вв.

Религия

Православие: Почти все верующие у мордвы – православные. Крещение ее началось в процессе вхождения в состав Русского государства и завершилось в основном к середине 18 века. Однако до сих пор бытуют также религиозные верования и представления, восходящие к дохристианскому периоду.

Традиционные верования: Почти все верующие у мордвы – православные. Крещение ее началось в процессе вхождения в состав Русского государства и завершилось в основном к середине 18 века. Однако до сих пор бытуют также религиозные верования и представления, восходящие к дохристианскому периоду.

Этногенез и этническая история

Предки мордвы связываются с населением оставившим на территории средней и нижней Оки памятники городецкой археологической культуры (7 в.до н.э.-5 в.н.э.). Уже в 1 тыс.н.э. в археологических материалах древней мордвы прослеживаются различия между мокшей и эрзей. Предполагается, что впервые мордва под названием «морденс» упомянута у готского историка Иордана в 6 в., в 10 в. византийский император Константин Багрянородный писал о стране Мордии. В древнерусских источниках мордва фигурирует с 11 в.
До 13 в. мордва расселялась на территории между Окой на западе и Сурой на востоке, северная граница ее проходила по Оке и Волге, а южная - по рубежу леса и степи. Эрзя заселяла северную часть этого региона, а мокша – южную. Активно проходящий у мордвы процесс разложения первобытности приводит к формированию племенной верхушки и появлению в конце 12-1-й трети 13 вв. протогосударственного образования, именуемого в русских летописях как «Пургасова волость», во главе его стоял князь Пургас. Территория мордвы стала входить в состав русских земель, начиная с периода феодальной раздробленности, этот процесс завершился в 1552 г. с падением Казанского ханства. По мере продвижения русского населения в мордовские земли часть мордвы была ассимилирована, а ядро ее этнической территории сместилось в восточном направлении.
Формирование национальной государственности у мордвы начинается с 1925 г., когда на территориях, заселенных мордвой, начали создаваться национальные административные единицы – волости и сельсоветы. В 1928 г. в составе Средневолжской области был создан Мордовский округ, преобразованный в 1930 г. в автономную область, в 1934 г. была создана Мордовская АССР, в 1991 г. она была переименована в Республику Мордовия. Широкое расселение мордвы за пределами основной этнической территории, межнациональные браки привели к тому, что численность мордвы стала сокращаться еще в советское время, это процесс показала уже перепись 1959 г.

Хозяйство

Ведущую роль в традиционном хозяйстве мордвы издавна играло пашенное земледелие, основными полевыми культурами были ячмень, просо, рожь, горох, конопля, лен, выращивались также огородные культуры. Со 2-й половины 19 в. стал распространяться картофель. На втором месте по значимости находилось животноводство – разведение крупного и мелкого рогатого скота, лошадей, свиней, домашней птицы. Значительную роль играли подсобные занятия, связанные с использованием лесов и водоемов – охота (у средневековой мордвы беличьи шкурки выступали в качестве менового эквивалента), рыболовство, бортничество. Из ремесел особое значение имели железоделательное и кузнечное, важны были прядение и ткачество, керамическое производство, деревообработка, углежжение, смолокурение и др.

Традиционная одежда

Костюм мордвы самобытен и красочен. При значительном сходстве выделаются мокшанский и эрзянский комплексы одежды, внутри которых существуют свои различия. В состав женской одежды входила рубаха, которую носили с поясом, а у эрзи со сложным набедренным украшением (пулай, пулагай, пулакш), который девушка надевала в первый раз в день совершеннолетия. На вороте находилось специальное украшение-застежка (сюлгам, сюлгамо). Обильны были другие украшения – сложные нагрудники из бисера, шерстяных кисточек, монет, бусы, серьги, браслеты, кольца. Эрзянки носили высокие головные уборы с длинной, спускавшейся на спину украшенной лопастью из холста, мокшанки – двурогие головные уборы и тюрбанообразные повязки. Женщины носили остроносые кожаные сапожки со сборками, украшенные красным сафьяном, повседневной обувью были лапти. Мокшанки носили вязаные наколенники.

Традиционные поселения и жилища

Поселения мордвы разнообразны. Уже в русских летописях говорится о селах, погостах, зимницах и твердях (городищах-убежищах), с конца 13-начала 14 в. появляются города. Для северных районов проживания мордвы был характерен гнездовой тип расселения, при котором деревни располагались группами. Планировка поселений была разнообразна – беспорядочная, круговая, рядовая, радиальная и уличная. Различны были размеры поселений – от 150-300 дворов в лесной зоне и до 1000 дворов в южных степных районах. Постройки в основном были срубной конструкции, предпочтение при строительстве отдавалось сосне. Основным кровельным материалом на юге была солома, в северных районах использовался тес. Жилище было либо двухраздельным - жилая часть и сени, либо трехраздельным, когда эти два помещения дополнялись горницей. Планировка жилой части была в основном среднерусского типа: печь располагалась у двери в одном из углов, устьем была обращена к окнам передней стены, по диагонали от печи располагался передний угол. Вдоль стен набивались широкие лавки, лавка сбоку от входной двери завершалась вертикальной доской с верхом, вырезанным в виде конской головы. У мокши в простенке между печью и задней стеной устраивался широкий дощатый настил. Под потолком делали полати для спанья, рядом с печью стоял шкаф-ларь для посуды, на стене у печи подвешивалась для хранения ложек ложкарница, сделанная из прутьев, лыка, бересты или дерева. Для мокши был характерен открытый двор, для эрзи – закрытый, иногда двухэтажный. В состав жилищно-хозяйственного комплекса входили сараи, хлев, конюшня, баня с печью-каменкой и другие постройки, а также полуземлянка из двух помещений, в которой хранили особо ценное имущество, в частности зерно и одежду, летом здесь спали. На улице напротив дома ставился виход – погреб с наземной надстройкой.

Пища

Традиционная пища состояла в основном из продуктов земледелия – кислый хлеб, который выпекался в вытопленной печи, жидкие каши из проса, чечевицы, гороха, заправленные конопляным маслом, толстые пшенные блины, пироги с различной начинкой. Жидкие блюда готовились на мясном или грибном бульоне с добавлением квашеной капусты, круп, летом ели окрошку, сделанную на основе кислого кваса. Значительное место в питании занимали овощи, а также продукты собирательства. Мясо потребляли в вареном виде, его готовили впрок, засаливая или подвергая копчению, использовали при изготовлении пельменей. В пищу шло молоко и молочные продукты, особенно творог. Безалкогольными напитками были квас, кислое молоко, березовый сок, хмельными – пуре на основе меда и поза из ржаной муки или сахарной свеклы. Немало было обрядовых блюд: каша на родинах, свадебный пирог-лукш, «хлеб здоровья», который брали сваты, идя в дом девушки и др.

Социальная организация

Для мордвы вплоть до нач.20 в. были характерны большие патриархальные семьи численностью 30-40 человек, затем преобладающими становятся малые семьи. До распространения христианства существовало многоженство.
Важную роль в жизни мордовского села играла территориальная община, которая на основе обычного права регулировала многие стороны экономической, общественной и культурно-бытовой жизни. Долгое время сохранялась родовая организация. Род состоял из патриархальных семей, во главе каждой стоял куд-атя (кудо – дом, атя - старик), родом руководил покштян (покш – большой, атя - старик). Каждые род имел свое кладбище, священную рощу, где производились моления, знак собственности – тавро.

Духовная культура и традиционные верования

Для брачных отношений мордвы было характерно возрастное неравенство, девушку выдавали замуж за парня на 10-15 лет моложе ее. В свадебной обрядности существовал обычай умыкания невесты, обычно по взаимному согласию семей. Свадьба сопровождалась многочисленными обрядами, например раздачей хлеба матерью жениха родственникам невесты перед отъездом ее из дома. В семейных отношениях существовал обычай избегания замужней женщиной родителей мужа и брата матери. Похороны производились по христианскому обряду, но с включением в него языческих черт, в частности, помещением в гроб различных предметов бытового назначения: мужчине – хлеба, ножа, кочедыка для плетения лаптей, женщине – холста, иголки с нитками, веретена.
Разнообразны были производственные и календарные обряды. Так, перед весенним севом совершалось «моление плуга» с многочисленными обрядовыми действиями и ритуальной трапезой. Во время эпизоотий производилось «опахивание» - женщины впрягались в соху и с заклинаниями проводили полосу вокруг деревни, которой придавалось защитное значение.
Для дохристианских верований мордвы характерен политеизм. Божества были женские (ава): Вирь-ава – божество леса, Ведь-ава – божество воды, Тол-ава – божество огня, Кудо-ава – божество дома и мужские (атя), они считались мужьями женщин-богинь – Вирь-атя, Ведь-атя, Тол-атя и др. Верховный бог именовался Шкай, или Нишке. Совершались моления богам, во время них приносились жертвы. Моления устраивались также в начале важных хозяйственных работ - выгона скота, пахоты, сева и т.п. Несмотря на раннюю христианизацию мордвы многие традиционные верования до сих пор сохраняются.
Музыкальное творчество нашло выражение в обрядовых и необрядовых песнях, индивидуальных и хоровых. Среди музыкальных инструментов можно отметить нюди – типа кларнета из двух скрепленных по бокам тростниковых трубок, фам/пувама – волынка из разного количества трубок, воздушный резервуар которых делался из шкур или пузырей различных животных.

Библиография и источники

Общие работы

  • Мордва // Изв.общ-ва археологии, истории и этнографии при Казанском у-те.10-12. Казань, 1892-1894./Смирнов И.Н.
  • Мордовский этнос. Саранск, 1989./Мокшин Н.Ф.
  • Мордва // Народы России: Энциклопедия. М.,1994. С. 232-237.
  • Мордва: Историко-этнографические очерки. Саранск,1981.
  • Народы Европейской части СССР. Т.II / Народы мира: Этнографические очерки. М.,1964. С.548-597.
  • Народы Поволжья и Приуралья. Историко-этнографические очерки. М., 1985.

Отдельные аспекты

  • Этногенез мордовского народа. Саранск, 1965.
  • Одежда мордвы-мокши Краснослободского и Беднодемьяновского уездов Пензенской губернии. Пенза, 1929./Спрыгина Н.И.
  • Мордовский этнографический сборник. СПб., 1910./Шахматов А.А.
  • Народная одежда мордвы. М.,1973./Белицер В.Н.
  • Вопросы этнической истории мордовского народа / Тр. Института этнографии АН СССР. Нов.сер. Т. 63. М., 1960.
  • Исследования по материальной культуре мордовского народа / Тр.Института этнографии АН СССР.Нов.сер. Т. 86. 1963.
  • Народы Среднего Поволжья и Южного Урала.Этногенетическия взгляд на историю.М.,1992./Кузеев Р.Г.
  • Мордовское народное изобразительное искусство. Саранск,1968./Крюкова Т.А.
  • Маркелов М.Т.Мордва // Религиозные верования народов СССР. Т. 2. М., 1931.
  • Религиозные верования мордвы. Саранск, 1968./Мокшин Н.Ф.
  • Этническая история мордвы XIX-XX века. Саранск, 1977./Мокшин Н.Ф.
  • Очерк юридического быта мордвы. СПб., 1885./Майнов В.Н.
  • Мордовский народный костюм. Саранск,1990.
  • Братчины и другие религиозные обряды мордвы Пензенской губернии // Живая старина.Вып.1-2. СПб., 1914./Евсевьев М.Е.
  • Мордовская свадьба. Саранск,1959./Евсевьев М.Е.

Отдельные региональные группы

  • Саратовская мордва. Саратов,1922./Маркелов М.Т.

© 2000 Interdisciplinary Center for Adanced Professional Education
© 2000 designed by Tatyana Shelomova


Далее читайте:

Богословский П.П. Село Дракино, Спасского уезда, Тамбовской губ. // Тамбовские епархиальные ведомости, 1890, № 18, с. 924-948.

Ямушкин В. П. К истории г. Темникова и его уезда. «Записки (Мордовского института языка, литературы, истории)», № 15, 1952, с. 121-138. - 03.09.2007

 

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ



ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,

Редактор Вячеслав Румянцев

При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС