Родственные проекты:
|
Эскимосы
Из энциклопедии:
Эскимосы, народ, расселённый от вост. оконечности Чукотки до Гренландии.
Общая числ.- ок. 90 тыс. чел. (1975, оценка). Говорят на эскимосском языке.
Антропологически относятся к арктич. типу монголоидов. Э. сформировались ок. 5-4
тыс. лет назад в р-не Берингова м. и расселились на В.- до Гренландии, достигнув
её задолго до н. э. Э. замечательно приспособились к жизни в Арктике, создав
поворотный гарпун для охоты на мор. зверя, лодку каяк, снежное жилище иглу,
глухую меховую одежду и пр. Для самобытной культуры Э. в 18-19 вв. были
характерны сочетание охоты на мор. зверя и на оленя карибу, значительные
пережитки первобытно-коллективистич. норм в распределении добычи, жизнь терр.
общинами. Религия - культы духов, нек-рых животных. В 19 в. Э. не имели (кроме,
возможно, берингоморских) родовой и развитой плем. организации. В результате
контактов с пришлым населением в жизни зарубежных Э. произошли большие
изменения. Значительная их часть перешла от мор. промысла к охоте на песцов, а в
Гренландии - к товарному рыболовству. Часть Э., особенно в Гренландии, стала
наёмными рабочими. Здесь же появилась мелкая местная буржуазия. Э. Зап.
Гренландии сформировались в отд. народ - гренландцев, не считающих себя Э. На
Лабрадоре Э. в значительной мере смешались со старожильческим нас. европ.
происхождения. Повсюду остатки традиц. культуры Э. быстро исчезают.
В СССР Эскимосы - малочисл. этнич. группа (1308 чел., перепись 1970), живущая
смешанно или в близком соседстве с чукчами в ряде насел, пунктов вост. побережья
Чукотки и на о. Врангеля. Их традиц. занятие - мор. зверобойный промысел. За
годы Сов. власти в х-ве и быту Э. произошли коренные изменения. Из яранг Э.
переселяются в благоустроенные дома. В колхозах, в к-рых обычно объединяются Э.
и чукчи, развивается механизир. многоотраслевое х-во (мор. зверобойный промысел,
оленеводство, охота и др.). Среди Э. ликвидирована неграмотность, сложилась
интеллигенция.
Л. А. Файнберг.
Эскимосы создали самобытное декоративно-прикладное и изобразит, иск-во. Раскопками
открыты относящиеся к кон. 1-го тыс. до н. э. - 1-му тыс. н. э. костяные
наконечники гарпунов и стрел, т. н. крылатые предметы (предположительно,
украшения носовых частей лодок), стилизованные фигурки людей и животных, модели
лодок-каяков, украшенные изображениями людей и животных, а также сложным резным
орнаментом. Среди характерных видов эскимосского иск-ва 18-20 вв.- изготовление
статуэток из моржового клыка (реже - мыльного камня), резьба по дереву,
художеств, аппликация и вышивка (узоры из оленьего меха и кожи, украшающие
одежду и бытовые предметы).
Использованы материалы Большой советской энциклопедии.
ЭСКИМОСЫ
Самый восточный народ страны. Живут на северо-востоке России, на Чукотском
полуострове. Самоназвание - юк - "человек", югыт, или юпик - "настоящий
человек", «инуит».
Численность - 1704 человек.
Язык – эскимосский, эско-алеутской семьи языков. Эскимосские языки
подразделяются на две крупные группы - юпик (западную) и инупик (восточную). На
Чукотском полуострове юпик делится на сиреникский, центрально-сибирский, или
чаплинский и науканский диалекты. Эскимосы Чукотки наряду с родным владеют
русским и чукотским языками.
Происхождение эскимосов спорно. Эскимосы являются прямыми наследниками древней
культуры, распространенной с конца первого тысячелетия до н.э. по берегам
Берингова моря. Самая ранняя эскимосская культура - древнеберингоморская (до
VIII в. н.э.). Для нее характерны добыча морских млекопитающих, использование
многоместных кожаных байдар, сложных гарпунов. С VII в. н.э. до XIII-XV вв. шло
развитие китобойного промысла, а в более северных районах Аляски и Чукотки -
охоты на мелких ластоногих.
Основным видом хозяйственной деятельности был морской зверобойный промысел. До
середины XIX в. главными орудиями охоты были копье с наконечником стреловидной
обоюдоострой формы (пана), поворотный гарпун (унг`ак`) с отделявшимся
наконечником из кости. Для передвижения по воде пользовались лодками-байдарами и
каяками. Байдара (анъяпик) - легкая, быстроходная и устойчивая на воде.
Деревянный каркас ее обтягивали моржовой шкурой. Байдары были разных типов - от
одноместных до огромных 25-местных парусников.
По суше передвигались на дугокопыльных нартах. Собак запрягали "веером". С
середины XIX в. нарты тянули собаки, запряженные цугом (упряжка
восточносибирского типа). Использовались также короткие бескопыльные сани с
полозьями из моржовых клыков (канрак). По снегу ходили на лыжах - "ракетках" (в
виде рамы из двух планок со скрепленными концами и поперечными распорками,
переплетенными ремнями из нерпичьей кожи и подбитой снизу костяными пластинами),
по льду - с помощью специальных шипов из кости, укрепленных на обуви.
Способ охоты на морских животных зависел от их сезонных миграций. Два сезона
охоты на китов соответствовали времени прохождения их через Берингов пролив:
весной на север, осенью - на юг. Китов отстреливали гарпунами с нескольких
байдар, а позднее - гарпунными пушками.
Важнейшим объектом промысла был морж. С конца XIX в. появилось новое промысловое
оружие и снаряжение. Распространилась охота на пушных зверьков. Добыча моржей и
тюленей сменила пришедший в упадок китобойный промысел. Когда не хватало мяса
морских животных, отстреливали из лука диких оленей и горных баранов, птиц,
ловили рыбу.
Поселения располагались так, чтобы было удобно наблюдать за передвижением
морского зверя - в основании выдающихся в море галечных кос, на возвышенных
местах. Наиболее древний тип жилища - каменная постройка с углубленным в землю
полом. Стены складывали из камней и китовых ребер. Каркас покрывали оленьими
шкурами, обкладывали слоем дерна, камнями и сверху еще раз покрывали шкурами.
До XVIII в., а местами и позже, жили в полуподземных каркасных жилищах (нын`лю).
В XVII-XVIII вв. появились каркасные постройки (мын`тыг`ак), похожие на
чукотскую ярангу. Летнее жилище - четырехугольная палатка (пылъюк), по форме
напоминающая косоусеченную пирамиду, причем стена со входом была выше
противоположной. Каркас этого жилища строили из бревен и жердей и покрывали
моржовыми шкурами. С конца XIX в. появились легкие дощатые дома с двускатной
крышей и окнами.
Широко известно также эскимосское жилище – иглу, которое складывалось из снежных
глыб.
Одежда азиатских эскимосов - глухая, из оленьих и тюленьих шкур. Еще в
XIX в. делали одежду также из птичьих шкурок. На ноги надевали меховые чулки
и нерпичьи торбаса (камгык). Непромокаемую обувь изготавливали из выделанных
тюленьих шкур без шерсти. Меховые шапки и рукавицы надевали только при
переездах (кочевках). Одежду украшали вышивкой или мозаикой из меха. До
XVIII в. эскимосы, протыкая перегородку носа или нижнюю губу, подвешивали
моржовые зубы, костяные кольца и стеклянные бусины.
Мужская татуировка - кружки в уголках рта, женская - прямые или вогнутые
параллельные линии на лбу, носу и подбородке. На щеки наносили более сложный
геометрический орнамент. Покрывали татуировкой руки, кисти, предплечья.
Традиционная пища - мясо и жир тюленей, моржей и китов. Мясо ели сырым,
сушеным, вяленым, замороженным, вареным, заготавливали на зиму: квасили в
ямах и ели с жиром, иногда в полувареном виде. Лакомством считали сырое
китовое сало со слоем хрящевидной кожи (мантак). Рыбу вялили и сушили, зимой
ели свежезамороженной. Высоко ценилась оленина, которую обменивали у чукчей
на шкуры морских животных.
Счет родства велся по отцовской линии, брак патрилокальный. Каждое поселение
состояло из нескольких групп родственных семей, занимавших зимой отдельную
полуземлянку, в которой каждая семья имела свой полог. Летом семьи жили в
отдельных палатках. Были известны факты отработки за жену, существовали
обычаи сватать детей, женить мальчика на взрослой девушке, обычай
"товарищества по браку", когда двое мужчин обменивались женами в знак дружбы
(гостеприимный гетеризм). Брачной церемонии как таковой не существовало. В
зажиточных семьях встречалось многоженство.
Эскимосы практически не подверглись христианизации. Они верили в духов,
хозяев всех одушевленных и неодушевленных предметов, явлений природы,
местностей, направлений ветра, различных состояний человека, в родственную
связь человека с каким-либо животным или предметом. Существовали
представления о создателе мира, называли его Силъа. Он был творцом и
хозяином вселенной, следил за соблюдением обычаев предков. Главным морским
божеством, хозяйкой морских животных была Седна, которая посылала людям
добычу. Злые духи представлялись в виде великанов или карликов, либо других
фантастических существ, которые насылали на людей болезни и несчастья.
В каждом селении жил шаман (обычно это был мужчина, но известны и
шаманки-женщины), который являлся посредником между злыми духами и людьми.
Шаманом мог стать только тот, кто услышал голос духа-помощника. После этого
будущий шаман должен был наедине встретиться с духами и заключить с ними
союз о посредничестве.
Добыче крупного зверя посвящали промысловые праздники. Особенно известны
праздники по случаю добычи кита, которые проводили либо осенью, по окончании
сезона охоты - "проводы кита", либо весной - "встреча кита". Существовали
также праздники начала морской охоты, или "спуск байдары на воду" и праздник
"моржовых голов", посвященный итогам весенне-летнего промысла.
Эскимосский фольклор богат и разнообразен. Все виды устного творчества
подразделяют на унипак - "весть", "новость" и на унипамсюк - рассказы о
событиях в прошлом, героические предания, сказки или мифы. Среди сказок
особое место занимает цикл о вороне Кутхе, демиурге и трикстере, создающем и
развивающем мироздание.
К самым ранним стадиям развития эскимосской арктической культуры относится
резьба по кости: скульптурная миниатюра, и художественная гравировка кости.
Орнаментом покрывали охотничье снаряжение, предметы домашнего обихода;
изображения зверей и фантастических существ служили амулетами и украшениями.
Музыка (айнгананга) - преимущественно вокальная. Песни подразделяются на
"большие" общественные - песни-гимны, которые поют ансамбли и "малые"
интимные - "песни души". Их исполняют сольно, иногда в сопровождении бубна.
Бубен - личная и семейная святыня (иногда используется и шаманами). Он
занимает центральное место в музыке. В наше время
сопровождение 1С
для многих жителей Чукотского полуострова, которые занимаются
предпринимательством, стало важней владения бубном.
Использованы материалы энциклопедии Русская цивилизация".
Эскимосы
Основные сведения
Автоэтноним (самоназвание)
югит, югыт, юит: Самоназвание ю г и т, ю г ы т, ю и т «люди», «мужчина», ю п и г и т «настоящие люди». Современный этноним от э с к и м а н ц и к «едящие сырое мясо» (алгонкин.).
Основная территория расселения
Расселяются на территории Чукотского АО.
Численность
Численность по переписям: 1897 - 1307, 1926 - 1293, 1959 - 1118, 1970 - 1308, 1979 - 1510, 1989 - 1719.
Этнические и этнографические группы
В XVIII в. делились на ряд племен — уэленцы, пауканцы, чаплинцы, сирениковцы, которые отличались лингвистически и некоторыми особенностями культуры. В более поздний период, в связи с процессами интеграции культур эскимосов и береговых чукчей, эскимосы сохранили групповые особенности языка в виде науканского, сирениковского и чаплинского диалектов.
Антропологические характеристики
Наряду с чукчами, коряками и ительменами образуют, так называемую, континентальную группу популяций арктической расы, которая по происхождению связана с тихоокеанскими монголоидами. Основные черты арктической расы представлены на северо-востоке Сибири в палеоантропологическом материале рубежа новой эры.
Язык
Эскимосский: Эскимосский язык входит в эскимосско-алеутскую языковую семью. Его современное состояние определяются длительностью контактов азиатских эскимосов с их соседями чукчами и коряками, что привело к проникновению в эскимосский язык значительного объема их лексики, элементов морфологии и синтаксиса.
Писменность
В 1848 году русским миссионером Н.Тыжновым был издан букварь эскимосского языка. Современная письменность на основе латинской графики была создана в 1932 г., когда вышел первый эскимосский (юитский) букварь. В 1937 г. переведена на русскую графическую основу. Существует современная эскимосская проза и поэзия (Айвангу и др.)
Религия
Православие: Православные.
Этногенез и этническая история
История эскимосов связана с проблемой формированием приморских культур Чукотки и Аляски и их родства с алеутами. В последнем случае фиксируется родство эскимосов и алеутов в виде протоэкимосской-протоалеутской / эскоалеутской общности которая в древности локализовалась в зоне Берингова пролива и из которой эскимосы выделяются в IV – II тыс. до н.э.
Начальный этап формирования эскимосов связывается с изменением с нач. II ты. до н.э. экологической ситуации в районах Берингии. В это время в Арктической Америке и на Чукотке формируются т.н. «палеоэскимосские культуры», что указывает на общность процесса сложения приморских традиций народов северо-востока Азии и Северной Америки.
Дальнейшее их развитие прослеживается в эволюции локальных и хронологических вариантов. Оквикская стадия (побережье и о-ва Берингова пролива, I тыс. до н.э.) отражает процесс взаимодействия континентальной культуры охотников на дикого оленя и культуры морских зверобоев. Усиление роли последней фиксируется в памятниках древнеберингоморской культуры (первая пол. I тыс. н.э.). С VIII в. на северном и восточном побережье Чукотки получает распространение берниркская культура, центр которой располагается на северном побережье Аляски. Она наследует предыдущие приморские традиции, а ее сосуществование с поздними этапами древнеберингоморской и ранними последующей пунукской, позволяет рассматривать ее как одну из локальных общностей древних эскимосов. На юго-востоке Чукотки древнеберингоморская культура переходит в пунукскую (VI-VIII вв.). Это было время расцвета китобойного промысла и в целом культуры морских зверобоев Чукотки.
Последующая этнокультурная история эскимосов тесно связана со сложением общности береговых чукчей, которые вошли с ними в контакт в нач. I тыс. н.э. Этот процесс носил ярко выраженный интеграционный характер, что нашло выражение во взаимопроникновении многих элементов традиционно-бытовой культуры береговых чукчей и эскимосов. Для последних, взаимодействие с береговыми чукчами открыло возможность широких торгово-обменных контактов с оленеводческим населением тундр Чукотки.
Хозяйство
Культура эскимосов исторически формировалась как приморская, жизнеобеспечивающей основой которой был морской зверобойный промысел. Достаточно разнообразны и специализированы были способы и орудия промысла моржей, тюленей и китообразных. Подсобными занятиями были сухопутная охота, рыболовство и собирательство.
Традиционная одежда
В одежде, преобладает «глухая» системы кроя, а в материале, шкуры морских животных и шкурки птиц.
Традиционные поселения и жилища
С распространением чукотской яранги, в культуре эскимосов, наблюдается утрата традиционных типов жилища.
Библиография и источники
Эскимосы. М., 1959./Меновщиков Г.А.
Арктическая этноэкология. М., 1989./Крупник И.И.
Народы Сибири, М.-Л., 1956;
Народы Америки, т. 1, М., 1959;
Меновщиков Г. А., Эскимосы, Магадан, 1959;
Файнберг Л. А., Общественный строй эскимосов и алеутов от материнского рода к
соседской общине, М., 1964;
Файнберг Л. А., Очерки этнической истории зарубежного Севера, М., 1971;
Митлянекая Т. Б., Художники Чукотки. М., 1976;
R а у D. J., Eskimo art, Seattle-L., 1977.
|