Адыгейцы |
|
- |
УКАЗАТЕЛЬ ЭТНОНИМОВ |
XPOHOCВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТФОРУМ ХРОНОСАНОВОСТИ ХРОНОСАБИБЛИОТЕКА ХРОНОСАИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИБИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫСТРАНЫ И ГОСУДАРСТВАЭТНОНИМЫРЕЛИГИИ МИРАСТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫМЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯКАРТА САЙТААВТОРЫ ХРОНОСАРодственные проекты:РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙДОКУМЕНТЫ XX ВЕКАИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯПРАВИТЕЛИ МИРАВОЙНА 1812 ГОДАПЕРВАЯ МИРОВАЯСЛАВЯНСТВОЭТНОЦИКЛОПЕДИЯАПСУАРАРУССКОЕ ПОЛЕ |
АдыгейцыАдыгейцы (самоназвание адыге), народ, живущий в основном в Адыг. АО Краснодарского края РСФСР. Числ. 80 тыс. чел. (по переписи 1959). Говорят на адыгейском языке. Предки А., как и др. адыгских народов (см. Лдыги), были автохтонным населением сев.-зап. Кавказа, хотя в их этногенезе участвовали и пришлые элементы (скифы, сарматы, аланы и др.). В 13-14 вв. часть адыгов переселилась в басе. р. Терек (кабардинцы), а осн. масса осталась на побережье Чёрного м. и в Закубанье. Эта зап. группа адыгских племён, известная под именем черкесов - непосредств. предков совр. А., включала в себ в кон. 18 и 1-й пол. 19 вв. шапсугов, абадзехов, натухайцев, темиргоевцев, бжедухов, бесленеевцев и др. более мелкие племена. Остатки плем. деления сохранились в диалектах адыгейского яз. Осн. занятиями А. были земледелие и скотоводство. Преобладающей религией был (с 18 в.) ислам суннитского толка. Великая Окт. социалистич. революция внесла коренные изменения в экономику, культуру и быт А. 27 июля 1922 была создана Адыг. АО. В ходе социалистич. строительства было коллективизировано с. х-во, развилась пром-сть, адыгейский народ создал свою интеллигенцию. См. Адыгейская автономная область. Б. А. Гарданов. Использованы материалы Большой Советской энциклопедии Адыгейцы, адыгэ (самоназвание) - народ в России (122.900 человек), коренное население Адыгеи (95.400 человек). Живут также в соседних районах Краснодарского края (20.800 человек). Часть живет в Турции (5.000 человек) и странах Ближнего Востока. До XX века существовали субэтнические группы: фбфдзехи, бесленеевцы, бжедуги, жанеевцы, егерухаевцы, мамхеги, махошевцы, натухайцы, темиргоевцы, хатукаевцы, шапсуги, хакучи. Горовят на адыгейском языке фбхазо-адыгейской группы северокавказской семьи, диалекты: темиргоевский (лежит в основе литературного языка), абадзехский, бжедугский, шапсугский. Распространен русский язык. Письменность на русской графической основе. Верующие - мусульмане-сунниты. Адыгейцы, как и другие адыги - кабардинцы и черкесы, - поомки автохтонного населения Северо-Западного Кавказа. После территориального обособления в XIII - XIV веках кабардинцев этнические процессы среди остального населения привели к формированию современных адыгейцев. Социальное развитие адыгейцев протекало неравномерно. Шапсугам, натухайцам и абадзехам (так называемые демократические племена) удалось ограничить права своего дворянства, они управлялись выборными старшинами. Так называемые аристократические племена (бжедуги, темиргоевцы, хатукаевцы и др.) управлялись князьями. С 1820-х годов правительство России начало планомерное завоевание Адыгеи. Подъем освбодительного движения в годы Кавказской войны стимулировал исламизацию адыгейцев, сопровождался внутренней самоорганизацией адыгейцев, складывались основы военно-государственного союза всех групп адыгейцев. Последние очаги сопротивления адыгейцев были подавлены военной силой в 1864 году. Несколько сотен тысяч адыгейцев в 1860-е годы были депортированы и рассеялись по странам Ближнего Востока, меньшая часть адыгейцев переселилась в равнинные районы. В 1922 году образована Адыгейская автономная область, с 1937 года в составе Краснодарского края, с 1991 года - Республика Адыгея. Традиционные занятия - пашенное земледелие, садоводство, виноградарство, скотоводство. Домашние промыслы - плетение, ткчество, бурочное и кожевенное производство, резьба по камню и дереву, золотое и серебряное шитье. В начале XX века при преобразовании малых семей сохранялись большесемейные общины (до нескольких десятков человек). Семейно-бытовой уклад определялся патриархальными обычаями и нормами. Однако в целом положение женщины было достаточно высоким. Было распространено аталычество. Для традиционных верований характерен разветвленный пантеон, почитание деревьев, рощ, лесов и т.д. Фольклор включает нартский эпос, разнообразные песни - героические, лирические, бытовые и другие танцы. Использованы материалы статьи Ю.Д.Анчабадзе и Я.С.Смирновой в кн.: Народы России. Энциклопедия. Москва, Большая Российская Энциклопедия 1994. См. также:Адыги - материалы статьи Н.Г.Волковой в кн.: Народы России. Энциклопедия. Москва, Большая Россйиская Энциклопедия 1994 Литература:Очерки истории Адыгеи, т. 1, Майкоп, 1957; Люлье Л. Я., Черкесия. Исто-рико-этнографические статьи, Краснодар, 1927; Октябрём озарённая. Адыгея за 50 лет, Майкоп, 1967.
|
|
ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ |
|
ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,Редактор Вячеслав РумянцевПри цитировании давайте ссылку на ХРОНОС |